N°63
09 апреля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 ИРАКСКИЙ КРИЗИС
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  • //  09.04.2003
В военное искусство необходимо вводить информационную составляющую
версия для печати
В этой войне проявился новый эффект -- значимость информационной составляющей войны, которую мы никогда в нашей советской истории не недооценивали.

Оказывается, проиграть войну в идеологическом, в морально-политическом плане вполне возможно, и можно со всей определенностью сказать, что американцы эту войну уже проиграли. Пропаганда у них очень неумная, даже я бы назвал ее антипропагандой -- они могут настроить всех против себя. Впервые в своей истории они потерпели поражение в информационной войне.

Разработкой пропагандистских механизмов во время ведения боевых действий занимаются и политики, и военные, и специальные органы. К примеру, раньше в КПСС был международный отдел ЦК, который разрабатывал все эти вещи. Кто конкретно сейчас в России этим занимается, сказать не берусь. Но одно ясно -- сегодняшний опыт Ирака показывает, что в военное искусство необходимо вводить информационную составляющую. В данном случае в войне побеждает тот, кто побеждает в электронных СМИ. Важно, кто и как успеет представить то или иное событие.

Раньше американцы обладали монополией на информацию, но сейчас появилось множество других источников. Взять хотя бы ту же «Аль-Джазиру», которая забрала у американцев 30 миллионов арабской аудитории. Они, как молодые волки, по-новому, быстрее и динамичнее, схватывают ситуацию. А американцы в своей пропаганде исходят из ложных посылов. Самый из них отчетливый -- это лозунг «Мы обязательно победим!» Но говорить «победим» мало. Кого именно? Как? Что? Чем? Американцы не смогли найти нужных тезисов и аргументов, чтобы обосновать свои действия перед всем миром, в том числе и перед арабским. Другой ошибочный посыл -- американцы говорят, что они пришли в Ирак, чтобы забрать оружие массового поражения. Но ведь есть же резолюция Совета Безопасности, которая запрещает всем без исключения странам Ближнего Востока иметь оружие массового поражения. Она тем самым запрещает и Израилю иметь ядерное оружие, но в Израиле 200 бомб, все арабы это знают, но на это все закрывают глаза.

Вообще, похоже на то, что администрация Буша вообще не изучала исламскую психологию. Об этом говорят кадры того, как они обращаются с пленными и задержанными. Все то, как себя ведут американцы, это верх унижения для арабов всего мира. Кроме того, вступая на эту территорию, похоже, забыли, что именно там зародилась человеческая цивилизация. Там Авраам появился, там истоки Ветхого Завета, там зародилась письменность, но американцы все это уничтожают и оскверняют, и они не нашли повода, чтобы извиниться. Там не то что камни, там сама пустыня для этих людей священна. Да, американцы победят в техническом плане, и тем не менее иракцы сумели оказать им сопротивление, и уже это пропагандистский ход, говорящий против Америки. Я вообще считаю, что Ирак в этой войне уже победил, хотя бы тем, что продержался столько дней против такой махины. Он победил морально, а все остальное, и военная победа американцев, уже не будет иметь такого значения, на которое они рассчитывали.

Кстати, одной из причин наших поражений в первый год второй мировой войны было отсутствие нужной спецпропаганды и нужного понимания. Знаете, что было написано на наших листовках? «Стой, немецкий рабочий и крестьянин! Ты вступил на землю своих братьев», и т.д. А немцы над нами смеялись, потому что никакие классовые градации тогда на них уже не действовали. И наша пропаганда целый год не могла настроиться на нужный лад. Американцы тоже не учли психологии, они думали, что шииты и сунниты начнут воевать между собой и этим помогут войскам коалиции. То есть, как и мы в начале войны, американцы неверно оценили идеологическую и морально-политическую обстановку в этой стране. Отсюда их многие ошибки, ведь известно же, что многие народы сплачиваются перед общей бедой. А сейчас Саддам Хусейн этими неумелыми действиями американцев превращен в героя. Если даже его убьют -- он станет на Востоке святым, и это будет возбуждать потом целое поколение арабов на борьбу с Америкой -- и в Израиле, и во всем мире.
Леонид ШЕРШНЕВ, генерал-майор в отставке, бывший заместитель начальника управления спецпропаганды Министерства обороны СССР, пр

  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  09.04.2003
В Ираке идут две войны. На одной из них применяется высокоточное оружие, взрываются снаряды, горят танки и здания. А рядом, в параллельном информационном мире, противники рассказывают о том, как, с кем и зачем они ведут первую войну. Вторая кампания -- бескровная, здесь не нужно убивать людей и наносить врагу материальный ущерб. На этой войне нужно убедить публику в том, что «наше дело правое», и для этого стороны затрачивают гигантские усилия. Первую -- силовую -- кампанию Ирак, видимо, уже проиграл: рано или поздно, через сутки, неделю или месяц военная мощь коалиции раздавит армию Саддама. Исход второй войны неясен, но пока вся пропагандистская рать Америки, занятая изображением первой войны, так и не добилась решающего перевеса... >>
  • //  09.04.2003
Механизм пропаганды в ходе боевых действий разрабатывался задолго до войны: год или полтора назад американцы создали так называемое «бюро» по дезинформации со сложным названием. Они быстро открестились от него, сказав, что их не совсем правильно поняли, но думаю, что это было продолжением традиции, которая была ясно и четко выражена во время войны в Заливе 1991 года. Тогда фактически была введена полная цензура. Сейчас, во время второй войны, американская пропаганда не смогла наработать те же очки, потому что в Ираке работают и другие журналисты, не только американские, и не только под присмотром американцев. Но тем не менее я думаю, что дозированная пропаганда была с обеих сторон... >>
  • //  09.04.2003
В этой войне проявился новый эффект -- значимость информационной составляющей войны, которую мы никогда в нашей советской истории не недооценивали... >>
  • //  09.04.2003
Америка в Ираке ведет несколько пропагандистских кампаний. Одна из них рассчитана на иракское население, другая -- на собственные войска, а еще одна -- на Америку, на собственный народ. Есть еще и четвертая, рассчитанная на весь остальной мир. Пока из всего этого лишь кампания, направленная на американцев, более-менее принимается населением. В меньшей степени успешна патриотическая пропаганда, ориентированная на поддержание морального духа в вооруженных силах. Правда, это трудно понять на расстоянии, так как мы знаем об этом только по американским же источникам, связанным с оккупационными силами. А две другие кампании полностью провалились. Не сработала пропаганда, ориентированная на Ирак, и в глубокой изоляции в мире находятся США. Эту изоляцию они создают отчасти сами, своей односторонней аргументацией собственных военных действий и вопиющим непониманием психологии восприятия даже своих союзников и партнеров... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика