N°63
09 апреля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 ИРАКСКИЙ КРИЗИС
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  • //  09.04.2003
Детский рай
В Москве станцевала новая труппа Мориса Бежара

версия для печати
Декораций не было, лишь в глубине сцены бревна образовывали покатую дорожку в никуда. В фонограмме тянулись темные и томные индийские песнопения. Пятнадцать лучезарных подростков бегали толпой, неожиданно подпрыгивали в воздух, вертелись на одной ноге, закинув вторую на колено, и счастливо вопили дурными голосами. Пожилая женщина, сорок лет назад входившая в пятерку лучших балерин мира, штутгартская прима Марсия Хайде, ползала у них под ногами, драила тряпкой немаленькую сцену концертного зала «Россия» и периодически произносила проповеди на французском языке. Так проходила гастроль новой труппы Мориса Бежара «Компания М». Спектакль «Мать Тереза и дети мира».

В прошлогоднем выпуске бежаровской школы «Рудра», образовавшем эту труппу (мэтр столь высоко оценил успехи учеников, что не захотел отпускать их в другие театры), среди пятнадцати танцовщиков не оказалось двоих, приехавших из одной и той же страны, -- что и стало поводом для появления спектакля. Дети балетного мира, собравшиеся в Лозанне, стали символом Детей мира вообще. И тот маленький мир, который Бежар создал в школе, распахнулся к человечеству.

Правила этого мира звучат неудобно, странно и наивно, как проповеди Матери Терезы. Они антибалетны, собственно говоря. Потому что балет -- это остров убитого детства, придушенного конкуренцией и адским физическим трудом. А Бежар говорит -- радуйтесь. И он говорит -- будьте как дети, не стесняйтесь кричать, хохотать и петь. Труд не противоречит радости, говорит Бежар: Мать Тереза переворачивает посох, на который она опиралась, -- и возникает палка, балетный станок, дети мира начинают экзерсис.

Древними правилами построения спектакля Бежар пренебрегает. Здесь вообще нет никакого конфликта, нет завязки--кульминации--развязки. Есть лишь младое солнечное племя (артистам -- от шестнадцати до девятнадцати, часто кажутся еще младше) и есть Мать Тереза. Дети мира льнут к ней, слушаются ее, получают пищу из ее рук и мгновенно отшвыривают палки совершенно понарошечной драки, стоит ей сделать единственный останавливающий жест. Она же складывает ноги в позу лотоса и смотрит на всех с мирной улыбкой. Все это монотонно, невызывающе, недраматично.

Когда спектакль переваливает за половину, Бежар будто хрестоматию перед детьми мира перелистывает: то фрагмент из знаменитого «Болеро» обозначится, то вклинится кусочек «Греческой сюиты». Словно детям обещают: вот это вы будете танцевать, когда немного подрастете. Когда детство кончится, когда из общей кучерявой массы выделятся лидеры (а видно, видно, кто танцует лучше, -- как бы мэтр их ни уравнивал), кто-то с кем-то рассорится и кто-то безнадежно заплачет. А пока что Бежар создает для своих подопечных искусственный рай, лишенный настоящих триумфов и настоящих искушений профессии. Правильно ли ограждать детей от внешнего мира -- пусть об этом спорят педагоги. Родителям остается только вбухивать свою неимоверную, наивную, непродуманную любовь -- и утешать, если зрители начинают сбегать из зала с середины представления.
Анна ГОРДЕЕВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  09.04.2003
В Новом Манеже проходят очередные выставки фестиваля «Мода и стиль фотографии»
Даже если вы любите фотографию, как люблю ее я, ежегодные нашествия тысяч снимков на Москву то в виде фотобиеннале (по четным годам), то специализированных фестивалей «Моды и стиля» (по нечетным) становятся серьезным испытанием светлого чувства. Даже если фестиваль открывается роскошной ретроспективой звезды жесткого гламура Хельмута Ньютона. Потому, что человек слаб. А фотографии «моды и стиля» как пирожные, их невозможно поглощать беспрерывно. Непременно захочется острого, горького -- только не сладкого. Отвлечься от жестокого диктата и высокомерной самодостаточности моды в этом году помогут выставки в Новом Манеже... >>
  • //  09.04.2003
Новосибирская опера на «Золотой маске»
«Как вышедшие из тюрьмы,/ Мы что-то знаем друг о друге/ Ужасное. Мы в адском круге,/ А может это и не мы». Изысканный и путаный эпиграф из Ахматовой, предпосланный спектаклю Новосибирского театра оперы и балета, как нельзя лучше подходит пышному представлению. Что ему совершенно не подходит, так это прочие пассажи из сопроводительного текста. Который гласит: «Если кто-то из нас почувствовал вдруг очарование смерти, нелегко уйти из ее круга. Больше того, думая о смерти, мы как будто описываем вокруг нее круги, вовлекая в эту адскую орбиту прежде всего тех, кого любим. Таков Герман у Чайковского, такова Кармен у Бизе. Другое предназначение -- любовь. Но две сверхсильные страсти не могут сосуществовать в одном организме. Происходит саморазрушение и разрушение тех, кто нас любит. Любовь для Кармен -- это смертельная коррида, которая приводит ее к единственно возможному финалу -- к смерти»... >>
  • //  09.04.2003
В Москве станцевала новая труппа Мориса Бежара
Декораций не было, лишь в глубине сцены бревна образовывали покатую дорожку в никуда. В фонограмме тянулись темные и томные индийские песнопения. Пятнадцать лучезарных подростков бегали толпой, неожиданно подпрыгивали в воздух, вертелись на одной ноге, закинув вторую на колено, и счастливо вопили дурными голосами. Пожилая женщина, сорок лет назад входившая в пятерку лучших балерин мира, штутгартская прима Марсия Хайде, ползала у них под ногами, драила тряпкой немаленькую сцену концертного зала «Россия» и периодически произносила проповеди на французском языке. Так проходила гастроль новой труппы Мориса Бежара «Компания М». Спектакль «Мать Тереза и дети мира»... >>
  • //  09.04.2003
«Цыпочка» на московских экранах
Однажды утром заводила команды болельщиц, первая красотка класса и напыщенная задавала Джессика просыпается в неказистом туловище захудалого грабителя Клайва. И, соответственно, наоборот. Впрочем, мы так толком и не узнаем, как проводил свои досуги обретший нимфеточные формы Клайв: внимание сосредоточено на Джессике, которая познает все прелести ежедневного бритья, писсуаров в общественных уборных и неудобных мужских штанов. Волосы растут, портки не расстегиваются, пиво горькое и невкусное, а на носу тем временем ответственный конкурс болельщиц и еще более ответственное Первое Настоящее Свидание. Джессика пытается плакать, но миру являются лишь скупые мужские слезы... >>
  • //  09.04.2003
Одиннадцатого апреля в Москве откроется декада «Анджей Вайда и новое польское кино». На пресс-конференции в Союзе кинематографистов появится сам пан Анджей. Демонстрация прославленных картин начнется двумя днями раньше -- визит Вайды предварит так называемый «Русский цикл». В Музее кино покажут «Сибирскую леди Макбет», «Преступление и наказание», «Бесов», «Настасью» и т.д. Напомним, что прошлой весной в Санкт-Петербурге состоялась презентация книги Вайды «Достоевский. Театр совести», где режиссер признался, что добрая половина его творчества связана с Достоевским и русской классикой. Поэтому посетить Музей кино 9--11 апреля, право же, стоит. Тем более что цена билетов явно символическая (40 рублей)... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика