N°53
26 марта 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 ИРАКСКИЙ КРИЗИС
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  • //  26.03.2003
Скованные одной цепью, связанные одной целью
«Конь и всадник» в залах Исторического музея

версия для печати
Автор 20-томной «Этимологии» богослов и философ раннего Средневековья Исидор Севильский пишет следующее: «Живость коней велика, скачут они в полях, стремятся к войне, возбуждаются при сигнале трубы к бою, воспламененные звуком, пускаются в бег... Многие кони проливают слезы, когда хозяин убит или умер. Одному лишь коню свойственно плакать по человеку и переживать состояние скорби. Именно поэтому в кентаврах смешалась природа человека и коня».

Те, кто непредусмотрительно будет толковать сей фрагмент с позиций формальной логики, сами себя накажут. Они лишатся шанса понять мир древних. Мир тревожный, опасный, хтонический, еще не обласканный светом христианства. Мир, в котором естествознание, миф и поэзия сплелись в многосложную вязь.

Коль конь мог лить слезы над всадником, то всадник был частью коня. Что их соединило на века? Об этом рассказывает выставка в Историческом музее. Большинство экспонатов -- доисторическая и античная конская упряжь, ключ обуздания, примирения, единения коня и человека. Фантастические скифские, сарматские, греческие украшения удил, пряжек, псалиев напоминают причудливые словесные орнаменты-комментарии, вошедшие в книгу «О животных» византийского писателя V века Тимофея из Газы. В этом «физиологе» встречаются такие словесные картинки, что башню сносит сразу: «Скользкие выделения кобыл называют гиппоманес; слизывая это со лба новорожденных жеребят, мать заботится о них. Женщины, торгующие лекарствами и зельями, используют эту (субстанцию) для приготовления любовного (напитка)». Такой же по силе эмоциональный драйв можно испытать лишь от разглядывания скифских пряжек подпружных «в виде стилизованных сдвоенных голов кошачьих хищников с прямоугольными втулками и шпеньком крепления ремня в форме копыта».

Уже совсем не удивляет естественная магия «улавливания» душой животного образов, созданных человеком: «Если кому-нибудь нужна пятнистая лошадь, он рисует (на картине) такую лошадь около ручья, а кобыла, глядя на эту картину, приносит (пятнистого жеребенка)». Между прочим, и в Книге Бытия Иаков «зачинал скот пред прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинками, и с пятнами» (Бытие. 30: 37--39). Так что в системе древней космогонии искусство вполне могло влиять на природу, и новая выставка нам об этом напоминает.

Остается добавить, что посвящена она исследовательской деятельности археолога Василия Городцова. В ноябре исполняется 100 лет со времени его поступления на службу в Исторический музей. Цитируемые мною фрагменты сочинения Тимофея из Газы взяты из недавно вышедшей в Петербурге (издательство «Азбука-классика») отличной книги «Тигрица и грифон. Сакральные символы животного мира». Книга Тимофея, ставшая путеводителем по исчезнувшему миру, переведена и тщательно прокомментирована петербургским востоковедом А.Г. Юрченко. «Тигрица и грифон» отлично оформлена и продается по доступной цене. Рекомендую.
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  26.03.2003
В московский прокат выходят два очень разных фильма с похожими сюжетами
Российская молодежная комедия «Даже не думай» будет идти в большом количестве кинотеатров и сопровождаться агрессивной рекламной кампанией. Фильм Бахтиера Худойназарова «Шик» пройдет всего три дня в одном из залов мультиплекса «Формула кино». При этом оба фильма рассказывают в общем похожую историю -- про трех друзей, которые, тяготясь своей тусклой и не слишком удачной жизнью, решают изменить ее любыми, в том числе даже и криминальными способами. Помимо тройки молодых и малознакомых зрителю актеров, в обоих фильмах есть звездная составляющая: Ингеборге Дапкунайте, Николай Фоменко в «Шике», Игорь Ясулович, Дельфин (видимо, вместо Стинга) в «Даже и не думай» и Андрей Панин, сыгравший за обе команды... >>
  • //  26.03.2003
Сергей Чупринин «собрал» русских литераторов
Хотим мы того или не хотим, но Россия остается страной литературной. Насколько читающей, вопрос, быть может, дискуссионный, но пишущей -- это точно. Свидетельством тому составленный Сергеем Чуприниным энциклопедический словарь-справочник «Новая Россия: мир литературы», второй том которого выпущен в свет под эгидой издательства «Пропаганда». Том первый не столько появился, сколько «обозначился» еще прошлой осенью (в продажу пятитысячный тираж пока не поступил) -- его тиснением занимался издательский дом «РИПОЛ Классик». Внимательный наблюдатель вспомнит, что в ряде интервью составитель говорил о своем сотрудничестве с «Вагриусом», и приметит «родимые пятна» этого издательства в выходных данных -- не обошлось тут без «п. корректоров» В.А. Жечкова и С.Ф. Лисовского. Разбираться в нынешних межиздательских альянсах мне не под силу. Кто бы ни издал -- спасибо. Меньшее, чем Чупринину, но тоже большое... >>
  • //  26.03.2003
Хельмут Ньютон в МДФ
Название выставки Хельмута Ньютона -- «Ретроспектива», --несмотря на аморфность формулировки, вполне корректно. Перед нами роскошные отпечатки, лучшие работы Ньютона разных лет, от шестидесятых до «нулевых». Вопреки воле отца и препятствиям судьбы Хельмут Ньютон стал фотографом моды. Но о той моде, что существовала в самом начале века в Берлине, сгинув навсегда в концлагерях, эмиграции и месиве мировой войны, в работах Ньютона напоминают лишь бесконечные оттенки серебристого тона, волшебная выделка снимка и экономный расход пленки. Зато агрессивный, неуютный и мощный стиль тридцатых остался с ним навсегда... >>
  • //  26.03.2003
В Петербурге проходит III международный фестиваль Dance on camera
Фестиваль начался в минувшую пятницу и продлится до этой субботы. В Москву он переедет в самом начале апреля -- но столичным жителям не видать открытых семинаров и мастер-классов по видеосъемке танца, не наблюдать за тем, как танец озирается на камеру, редактирует себя, учитывая ее взгляд. Москвичам достанутся лишь «сливки» фестиваля, его видеопоказы в Музее кино. Там представлены будут лучшие зарубежные образцы, ставшие учебными пособиями -- их изучали в Петербурге наши люди, решившие вникнуть в этот странный вид искусства, видеоданс... >>
  • //  26.03.2003
«Конь и всадник» в залах Исторического музея
Автор 20-томной «Этимологии» богослов и философ раннего Средневековья Исидор Севильский пишет следующее: «Живость коней велика, скачут они в полях, стремятся к войне, возбуждаются при сигнале трубы к бою, воспламененные звуком, пускаются в бег... Многие кони проливают слезы, когда хозяин убит или умер. Одному лишь коню свойственно плакать по человеку и переживать состояние скорби. Именно поэтому в кентаврах смешалась природа человека и коня»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика