N°31
20 февраля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
  ПОИСК  
  • //  20.02.2003
Что это было?
версия для печати
Фильмы надо смотреть, ничего заранее о них не зная. Не читая ни пресс-релизов, ни анонсов, ни имен на афишах. Не подозревая о сюжете, ни на что не рассчитывая и не надеясь. Только тогда появляется хотя бы призрачный шанс избежать расставленных самому себе ловушек восприятия. Увы, сделать это в условиях тотального информационного водопада чрезвычайно трудно. Еще труднее, если твоя основная профессия -- кинообозреватель ежедневной газеты. Тем ценнее те редкие случаи, когда входишь в кинозал, абсолютно не зная, что тебя ожидает. Об одном таком необыкновенном случае я и хочу рассказать.

В последний день Берлинского кинофестиваля я собирался пойти на ретроспективу Фридриха Вильгельма Мурнау, но на фильм «Табу» (последняя работа классика, уникальный синтез этнографического документального фильма о полинезийском племени и экспрессионистской любовной драмы) не попал -- желающих оказалось больше, чем мест. Чтобы скоротать время до следующего сеанса, зашел в соседний зал на программу «Перспективы немецкого кино». Зашел на начальных титрах (пропустив название и фамилию режиссера) -- и просидел на ступеньках до самого конца, не в силах оторвать взгляд от экрана, не в силах поверить собственным глазам. Мне, конечно, приходилось слышать, что немецкие комедии -- товар в высшей степени специфический, рассчитанный исключительно на внутренний рынок, но действительность превзошла все ожидания. Никаких внятных комментариев я по поводу увиденного предложить не могу. Мой, с позволения сказать, «критический аппарат» оказался совершенно бессилен -- чувство непривычное, освобождающее и даже эйфорическое. Поэтому ограничусь подробным пересказом сюжета -- надеюсь, история покажется вам поучительной.

Итак, когда отмелькали титры, на экране возник главный герой по имени Мартин, принимающий таблетки. В ответ на заботливый вопрос брата герой пояснил, что у него распухло яичко, доктор прописал ему лекарство, но оно не помогает -- яичко все пухнет и пухнет, а второй раз идти к врачу он боится. «Ничего, -- успокаивает его брат (в этот момент они едят какую-то невкусную и нездоровую пищу у лотка с берлинской шаурмой), -- у меня есть знакомый доктор. Сейчас он приедет и тебя проконсультирует». Через минуту к братьям подкатывает «скорая помощь» с включенной мигалкой, и оттуда выскакивает жизнерадостный врач, на ходу надевающий резиновые перчатки. «Ну, показывай свое хозяйство», -- кричит врач и инспектирует распухшее яичко при всем честном народе, в двух шагах от станции метро. «Эээ, да здесь необходим анальный осмотр, -- сообщает диагност. -- Вот только вазелина у меня с собой нет». Тут взгляд его падает на бумажную тарелочку с политой кетчупом жареной картошкой -- и проблема решена. Он увлекает героя в кусты и энергично производит этот самый анальный осмотр -- правда, кетчуп оказывается острым. «Да у вас, батенька, раковая опухоль», -- констатирует врач и укатывает восвояси.

Действие фильма переносится в онкологический центр. Сначала врачи удаляют герою распухшее яичко, а потом собираются отрезать и второе, честно предупредив, что это может фатально отразиться на его способности к деторождению. Мартин противится повторной операции и выбирает химиотерапию. Он оказывается в одной палате с облысевшими фиолетовыми личностями, одна из которых почему-то лишена способности говорить (рак гортани?), а вторая коротает дни за просмотрами фильмов ужасов (то и дело за кадром слышатся вой бензопилы и фразы типа: «Посмотрим, как ты справишься со мной без ног!»). Через несколько дней лечения он становится внешне неотличим от своих соседей, и вот они уже сидят в больничном подвале и играют в карты (на каждой из карт наклеен вырезанный из анатомического атласа внутренний орган: рак желудка бьет рак почки, потому что с одной почкой прожить можно, а вот без желудка -- трудновато). «Где же твое отрезанное яйцо?» -- подначивает героя сосед по палате. «Понятия не имею», -- отвечает герой. «Что же ты за человек, если без боя отдал этим подонкам свое яйцо?» -- вопрошает сосед, и после недолгих препирательств Мартин заключает пари, что сумеет вызволить отрезанный орган из лап врачей-убийц. Награда победителю -- поцелуй Сюзанны, миловидной фиолетовой девушки, еще одной пациентки химиотерапевтического отделения.

К этому моменту в соседнем зале должен был начаться трехминутный фрагмент из утраченного фильма Мурнау «Сатана» (1919) -- лакомство, которым едва ли способен пренебречь любой уважающий себя любитель кино. Но уйти с просмотра, не выяснив судьбу яичка, я себе позволить не мог.

... Герою становится лучше, и его отпускают на выходные домой. Родители явно не способны смириться с мыслью о постигшем его недуге и обращаются с сыном, как с прокаженным. За обедом Мартина начинает рвать отвратительной фиолетовой жижей, которую тут же принимается поедать проворная домашняя собачка. Родители кидаются устраивать собачке промывание желудка и чистить ковролин, а разочарованный герой уходит обратно в больницу, где обнаружит, что Сюзанну, с которой у него к тому времени установились романтические отношения, перевели в реанимационное отделение. Этой ночи она не переживет, и герой в компании с двумя соседями по палате отправится в крестовый поход за яичком. Под видом мертвецов, на каталках под белыми простынями, они проникнут в отделение патологии (мимо сторожа, оказывающего свежим покойникам недвусмысленные знаки внимания) и найдут отрезанное яичко. Мартин подойдет к трупу Сюзанны, чтобы получить свой выигрыш, а яичко друзья похоронят в больничном парке. Во время церемонии похорон одному из соседей Мартина станет плохо, и он упадет замертво на свежевскопанную могилу со словами: «Мы все-таки им показали». На следующее утро героя выписывают. За ним приезжает брат на битом стареньком «Мерседесе» и увозит его вдаль по осенней аллее, а в это время на переднем плане собачка разрывает яичную могилу и с аппетитом пожирает наформалиненный орган. Конец фильма.

Уже после сеанса я узнал, что фильм называется «Похитители яиц» (Eierdiebe), а снял его немецкий режиссер Роберт Швентке, получивший известность, в том числе и у нас, благодаря триллеру «Тату». Но, повторюсь, хоть как-то прокомментировать ленту Швентке я не в состоянии. Могу лишь предостеречь читателей, которым, будем надеяться, еще доведется увидеть эту картину на очередном Московском кинофестивале, от некоторых скоропалительных выводов. Во-первых, этот фильм вовсе не пошлая комедия, снятая на потребу самому невзыскательному зрителю, хотя именно на этот жанр настраивают сцены с анальным осмотром в кустах. Во-вторых, это не киноверсия произведений Владимира Сорокина, не отвязный хоррор-гротеск в духе «Реаниматора» Брайана Юзны, рассчитанный на искушенных фанатов жанрового кино категории «Б», -- при всей своей эксцентричности «Похитители яиц» удивительно простодушны и чисты, никаких кинематографических приколов и аллюзий там не сыщешь днем с огнем. В-третьих, при всем его простодушии фильм нельзя зачислить в разряд неумелых, непрофессиональных поделок. Он сделан по-настоящему лихо, с драйвом и чувством -- при всей дикости некоторых сюжетных поворотов. А когда герои под эффектные рок-аккорды несутся по подземным лабиринтам отделения патологии на передвижных стойках для капельниц -- в поисках отрезанного яичка, противиться странному обаянию этого несусветного фильма и вовсе нет никакой возможности.

Как и предупреждал, морали не будет. Что это было? А бог его знает. Но за современными немецкими фильмами я теперь буду следить еще пристальнее. Ибо нельзя не верить, что кино, способное так удивлять, может подарить миру парочку шедевров уже в ближайшем будущем.
Алексей МЕДВЕДЕВ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  20.02.2003
Актеры спектакля «Чикаго» озвучат американский фильм
Вчера компания «Вест» впервые показала фильм «Чикаго», знаменитый мюзикл, в очередной раз снятый (теперь режиссером Робом Маршаллом) и уже получивший 13 номинаций на премию «Оскар». Собравшимся в кинотеатре «Орбита» предоставили возможность посмотреть фильм в оригинальной копии. Основная же публика увидит «Чикаго» попозже, но все 100 копий, которые собирается отпечатать «Вест», будут дублированы... >>
  • //  20.02.2003
Вместо настоящих картин Фриды Кало
Увидев на улицах Москвы рекламу выставки Фриды Кало Viva la vida («Да здравствует жизнь!»), не верьте глазам своим. Ни известных, хотя бы по фильму (кадрам из фильма, рекламе фильма), картин, ни оригинальных фотографий, ни красивых платьев, ни расписанного коммунистическими символами корсета, ни инвалидного кресла, ни даже личной кисточки знаменитой мексиканской художницы в Москву не привезли... >>
  • //  20.02.2003
Фильмы надо смотреть, ничего заранее о них не зная. Не читая ни пресс-релизов, ни анонсов, ни имен на афишах. Не подозревая о сюжете, ни на что не рассчитывая и не надеясь. Только тогда появляется хотя бы призрачный шанс избежать расставленных самому себе ловушек восприятия. Увы, сделать это в условиях тотального информационного водопада чрезвычайно трудно. Еще труднее, если твоя основная профессия -- кинообозреватель ежедневной газеты. Тем ценнее те редкие случаи, когда входишь в кинозал, абсолютно не зная, что тебя ожидает. Об одном таком необыкновенном случае я и хочу рассказать... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика