N°29
18 февраля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
  ПОИСК  
  • //  18.02.2003
Праздник на чужой улице
На выставку «Матисс/Пикассо», открывшуюся в Нью-Йорке, уже продано 65 тысяч билетов

версия для печати
В Нью-Йорк выставка «Матисс/Пикассо», подготовленная тремя крупнейшими музеями современного искусства -- лондонской Галереей Тейт, парижским Центром Помпиду и нью-йоркским МоМА, -- прибыла в статусе мирового хита. На нее уже стояли очереди в Лондоне и Париже. В рейтинге самых популярных выставок прошлого года показ в Галерее Тейт -- на почетном четвертом месте после абсолютного чемпиона -- выставки «Ван Гог и Гоген» (Музей Ван Гога, Амстердам и Чикаго Арт-Институт) -- и гастролей музея Прадо в вечно активной Японии. Показ Матисса с Пикассо в Гранд Пале завершился только 6 января, и его результаты, без сомнения, украсят рейтинг нынешнего года -- парижане и гости французской столицы выстраивались в многочасовые очереди. Так что Музей современного искусства в Нью-Йорке (МоМА) в непростой ситуации: ожидания -- велики, оправдать надежды -- непросто.

Выставка «Матисс/Пикассо» не похожа ни на финальный раунд за звание чемпиона ХХ века по живописи, ни на пересказ биографий художников-долгожителей и сложных отношений, связывавших их почти пятьдесят лет. Это зрелище для гурмана, которому важны занятные вопросы, а не однозначные ответы. Ассоциации работавших над выставкой в течение пяти лет шести кураторов остроумны и элегантны, лишены снобизма, но не примитивны. Время сближает, и теперь кажется, что титаны не пребывали в постоянной борьбе, а обменивались тайными посланиями, и общего у брутального Пикассо и рафинированного Матисса было гораздо больше, чем принято считать.

Собранные со всего мира, в том числе и из российских коллекций, 138 картин сгруппированы как высказывания -- краткие и длинные, законченные и отрывочные. По сравнению с Лондоном и Парижем стало меньше экспликаций с разъяснениями. Выставка также начинается с картин, которыми обменялись художники в 1907 году, вскоре после того, как их познакомила Гертруда Стайн, и двух автопортретов 1906 года. Но только посетители выставки в Нью-Йорке увидят, как в диалог включится самое антиматиссовское произведение Пикассо «Авиньонские девушки» (картину в Европу не возили).

В ожидании наплыва публики цены на билеты подняты до 20 долларов за тридцатиминутный сеанс. Уже продано 65 тысяч билетов. Для малоимущих оставлен один понедельник в месяц. Директор музея Глен Лоури надеется на четыре тысячи посетителей в день, что не является рекордом -- и больше людей пропускали, и выше в рейтинге поднимались. Но сейчас здание МоМА закрыто на реконструкцию (стоимостью 650 млн долларов), которая завершится только в 2005 году. И выставка открылась в отдаленном Квинсе. Правда, предварительная продажа билетов частично компенсирует менее удобное место, а новое здание возбуждает интерес. В нем высокие потолки и совершенно новое пространство, которое очень подходит для Матисса с Пикассо и не ассоциируется пока с другими выставками. Глен Лаури надеется, что Матисс с Пикассо смогут раскрутить новое здание музея в частности, и Квинс в общем как центр культуры, тем более что там располагается еще один важный музейный объект -- Музей P.S.1.

Музеи Нью-Йорка переживают не лучшие времена, сказывается резкое падение посещаемости после 11 сентября 2001 года и экономический кризис. Если в 2001 году десятка самых посещаемых выставок мира больше чем наполовину состояла из нью-йоркских музеев (по две позиции на Метрополитен, Гуггенхайм и МоМА), то в прошлом году лишь одно почетное десятое место заняла выставка Герхарда Рихтера в МоМА. Поэтому вопрос, вернут ли титаны живописи ХХ века публику на выставки, жизненно важен для Нью-Йорка, еще недавно воспринимавшего музейные блокбастеры как привычную часть культурного пейзажа.

Почти спортивный ажиотаж вокруг выставки кажется странным для России. У нас выставки делаются не для того, чтобы рекорды ставить. Потому посетителей на них особенно не считают. Тем более что не цены на билеты определяют бюджет и самосознание отечественных музеев, а выручка от зарубежных показов. И не о пропускной способности залов думают наши выставочные дизайнеры, не о привычке публики задерживаться в начале, читая подробные экспликации, и уставать к концу выставки, а о чем-то другом, гораздо более возвышенном. Не говоря уж о том, что кажется невозможным найти необходимые для серьезной выставки средства и тем более эффективно ими распорядиться. Потому желающим увидеть настоящий музейный блокбастер придется пересечь теперь еще и Атлантику. Или зайти на виртуальную выставку, написав без пробелов латинскими буквами имена художников matissepicasso.com. Зрелище впечатляющее и совершенно бесплатное.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ

  КУЛЬТУРА  
  • //  18.02.2003
Фильм «Часы» был одним из фаворитов прессы и публики на только что закончившемся Берлинском кинофестивале. В январе «Часы» получили «Золотой глобус» за лучший драматический фильм, а Николь Кидман -- за лучшую женскую роль. Фильм входит в число основных лидеров соревнования за «Оскара», имея девять номинаций, в том числе все основные, что для относительно малобюджетной картины (5 млн долл.) явный успех. «Часы» оказались без номинаций за звук, музыку (несмотря на то, что композитором фильма является знаменитый Филип Гласс), работу художника, оператора и лучшую мужскую роль. Зато все три женские роли в Берлине отметили «Серебряным медведем»... >>
  • //  18.02.2003
Николь Кидман в фильме говорит октавой ниже обычного, все время ходит с опущенной головой, несколько расфокусированными глазами и с искусственно удлиненным носом, который был отмечен многими как необыкновенная находка режиссера. Нос этот ее несколько уродует, он делает лицо менее тонким, чем оно было у реальной Вирджинии Вульф; кроме того, на русский вкус, она с ним немного смахивает на Надежду Константиновну Крупскую. Но, отвечая на вопросы корреспондента газеты «Время новостей», Николь КИДМАН менее всего хотела говорить об изменениях своей внешности... >>
  • //  18.02.2003
На выставку «Матисс/Пикассо», открывшуюся в Нью-Йорке, уже продано 65 тысяч билетов
В Нью-Йорк выставка «Матисс/Пикассо», подготовленная тремя крупнейшими музеями современного искусства -- лондонской Галереей Тейт, парижским Центром Помпиду и нью-йоркским МоМА, -- прибыла в статусе мирового хита. На нее уже стояли очереди в Лондоне и Париже. В рейтинге самых популярных выставок прошлого года показ в Галерее Тейт -- на почетном четвертом месте после абсолютного чемпиона -- выставки «Ван Гог и Гоген» (Музей Ван Гога, Амстердам и Чикаго Арт-Институт) -- и гастролей музея Прадо в вечно активной Японии. Показ Матисса с Пикассо в Гранд Пале завершился только 6 января, и его результаты, без сомнения, украсят рейтинг нынешнего года -- парижане и гости французской столицы выстраивались в многочасовые очереди. Так что Музей современного искусства в Нью-Йорке (МоМА) в непростой ситуации: ожидания -- велики, оправдать надежды -- непросто... >>
  • //  18.02.2003
CD -- Music. Новые альбомы. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика