N°23 10 февраля 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Еще раз про любовь В том числе и между мужчинами расскажут последние кинопремьеры
На минувшей неделе в прокат вышло несколько давно ожидаемых фильмов. Они столько раз описывались (в том числе и в нашей газете) по различным поводам - от фестивалей до престижных премий, что снова рассказывать о них вроде и не надо. Однако, попав на российские экраны одновременно, картины эти создали особый - и забавный - контекст и вызвали к жизни сопоставления, в любой другой ситуации показавшиеся бы искусственными.
Итак, «Вдали от рая». Чрезвычайно красивое кино, снятое прекрасным оператором Эдом Лахманом, с Джуллианой Мур в главной роли. История благополучной хозяйки кукольного дома в американской провинции пятидесятых годов, чье безмятежное счастье разваливается под ударами жестокой действительности. Смотреть фильм тем не менее очень приятно, поскольку атрибуты этой мелодрамы - красные листья кленов, идеально сочетающиеся с сумочками, шарфиками, туфельками и машинами, парадные интерьеры, словно сошедшие с фотографий модных журналов того времени, а главное - прекрасное лицо героини, от которого невозможно оторваться, - гораздо сильнее действуют и лучше запоминаются, чем переживания героев. Странным образом героиня Джуллианы Мур напоминает здесь героинь другой актрисы, хорошо отечественному зрителю известной, - Татьяны Дорониной. Их красота обладает высокой степени чувственной притягательностью и в то же время удерживает на дистанции, демонстрируя форму столь совершенную, что любое вмешательство извне только нарушает гармонию. Героини Дорониной и их американская товарка из «Вдали от рая» столь же хороши, сколь недоступны, и не вполне существуют в человеческом измерении, несмотря на весьма материальные, даже пышные формы и такую мягкую, женскую душевность, которая, казалось бы, должна гарантировать им тихое земное счастье. Одна из самых известных героинь Дорониной, стюардесса Наташа из фильма «Еще раз про любовь» (в 1968 году по опросам журнала «Экран» эта роль была названа лучшей) удостоилась еще одного знака уважения - ремейка Веры Сторожевой и Ренаты Литвиновой «Небо. Девушка. Самолет». В этой картине Рената Литвинова сыграла свое ощущение от воплощенного Дорониной персонажа, доведя ее загадочную отрешенность почти до гротеска. Не только быт и конкретная городская среда полностью убраны из картины, но и весь образ героини Литвиновой выстужен до полной потусторонности. Можно было бы пойти еще дальше и убрать всех остальных персонажей - поскольку дело вовсе не в них, а в самой белой королеве, девушке, не созданной для земли, мечтающей о земной любви, но проводящей жизнь в небе. Земная, чувственная, плотская любовь достается совсем другим персонажам. Одной из коллизий фильма «Вдали от рая» является неожиданная для героини и весьма непросто осознанная ее мужем гомосексуальность последнего. Брутальный красавец и преуспевающий менеджер (Деннис Куэйд) с ужасом и стыдом (дело ведь происходит в патриархальные пятидесятые) понимает, что очаровательная жена не влечет его вовсе, а волнует - мускулистое тело случайно встретившегося юноши. Для режиссера Тодда Хейнса эта история не является центральной - даже для героини это не самое сильное потрясение, куда важней для нее целомудренная любовь к своему чернокожему садовнику, которую непримиримая и вездесущая общественность сделала невозможной. Но часть наших соотечественников эта тема заинтересовала: на сайте www/gay.ru, например, появился текст следующего содержания: «Поцелуй двух мужчин до сих пор остается явлением редким, вызывающим почти всегда шоковую реакцию зрителей. Тем не менее в последнее время вышло несколько лент, где актеры-мужчины целуются. Одна из главных картин - «Вдали от рая». Автор заметки еще не видел новой картины Михаила Брашинского «Гололед», о которой тоже уже много писали. Дело в том, что наш отечественный режиссер-дебютант снял большую сцену, в которой мужчины-натуралы в ролях геев весьма откровенно изображают не только поцелуй, но довольно долгую любовную игру. «Гололед», получивший недавно третью премию на фестивале «Дух огня» (и не стяжавший успеха на фестивале в Роттердаме), ценен не только этим, но все же приятно, что хотя бы здесь отечественный кинематограф шагает в ногу с мировой модой.
Олег Кулик обогащает свой вокабулярий Случилось так, что на выставку Олега Кулика «Лозунг» в галерее «Риджина» я приехал с конференции в МГУ. Она проходит раз в год уже много-много лет и посвящена знаменитому советскому ученому Виктору Лазареву, сформировавшему школу по исследованию искусства Византии, Древней Руси и итальянского Ренессанса. Когда-то в зале, где шли чтения, яблоку негде было упасть. Сейчас одно расстройство: в громадной поточной аудитории сидят человек тридцать, половина из которых -- профессорско-преподавательский состав родного «универа». Ну да ладно. Простите за невольное лирическое отступление... Так вот на «лазаревских» чтениях нынешнего года молодой и энергичный доцент Степан Ванеян рассказал о научных «подвигах» немецкого теоретика искусства Ханса Бельтинга. Этот Бельтинг сначала занимался медиевистикой и изучал Ван Эйка, а теперь стал радикалом и как «хиппи проклятый» доказывает, что истории искусства абзац пришел. Крышка то есть... >>
В суровой элегии «Безумных лет угасшее веселье...» Пушкин выражает надежду, что остаток дней ему все-таки скрасят наслаждение искусством («вымыслом») и любовь. Поэт не уточняет, правда, имеет он в виду радость собственного творчества или сильные впечатления от чужих произведений. Но для сегодняшнего разговора эта неопределенность даже и кстати, поскольку сейчас уважаемые, талантливые и проницательные эксперты равно невысокого мнения как о читателях -- любителях современного вымысла, так и о его творцах, считая первых профанами, а вторых -- прожженными профессионалами-беллетристами или простодушными рутинерами... >>
В том числе и между мужчинами расскажут последние кинопремьеры На минувшей неделе в прокат вышло несколько давно ожидаемых фильмов. Они столько раз описывались по различным поводам - от фестивалей до престижных премий, что снова рассказывать о них вроде и не надо. Однако, попав на российские экраны одновременно, картины эти создали особый - и забавный - контекст и вызвали к жизни сопоставления, в любой другой ситуации показавшиеся бы искусственными... >>
Раду Поклитару поставил «Кармен-сюиту» «Русский фестивальный балет» -- одна из многих отечественных трупп, официально числящихся московскими, но никогда в столице не выступающих. Здесь -- съемная репетиционная база (ДК имени Зуева на данный момент), а спектакли, премьеры и заработки -- только за границей. Обычно такие труппы возят расписанную на 16 человек «Спящую красавицу» или общипанное до 12 птиц «Лебединое». Но «Русский фестивальный балет» решил поломать все традиции валютных чесов и сделать все по-честному: пригласить хореографа, поставить новый спектакль, затем отвезти его на гастроли... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|