Время новостей
     N°23, 10 февраля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.02.2003
Еще раз про любовь
В том числе и между мужчинами расскажут последние кинопремьеры
На минувшей неделе в прокат вышло несколько давно ожидаемых фильмов. Они столько раз описывались (в том числе и в нашей газете) по различным поводам - от фестивалей до престижных премий, что снова рассказывать о них вроде и не надо. Однако, попав на российские экраны одновременно, картины эти создали особый - и забавный - контекст и вызвали к жизни сопоставления, в любой другой ситуации показавшиеся бы искусственными.

Итак, «Вдали от рая». Чрезвычайно красивое кино, снятое прекрасным оператором Эдом Лахманом, с Джуллианой Мур в главной роли. История благополучной хозяйки кукольного дома в американской провинции пятидесятых годов, чье безмятежное счастье разваливается под ударами жестокой действительности. Смотреть фильм тем не менее очень приятно, поскольку атрибуты этой мелодрамы - красные листья кленов, идеально сочетающиеся с сумочками, шарфиками, туфельками и машинами, парадные интерьеры, словно сошедшие с фотографий модных журналов того времени, а главное - прекрасное лицо героини, от которого невозможно оторваться, - гораздо сильнее действуют и лучше запоминаются, чем переживания героев. Странным образом героиня Джуллианы Мур напоминает здесь героинь другой актрисы, хорошо отечественному зрителю известной, - Татьяны Дорониной. Их красота обладает высокой степени чувственной притягательностью и в то же время удерживает на дистанции, демонстрируя форму столь совершенную, что любое вмешательство извне только нарушает гармонию. Героини Дорониной и их американская товарка из «Вдали от рая» столь же хороши, сколь недоступны, и не вполне существуют в человеческом измерении, несмотря на весьма материальные, даже пышные формы и такую мягкую, женскую душевность, которая, казалось бы, должна гарантировать им тихое земное счастье.

Одна из самых известных героинь Дорониной, стюардесса Наташа из фильма «Еще раз про любовь» (в 1968 году по опросам журнала «Экран» эта роль была названа лучшей) удостоилась еще одного знака уважения - ремейка Веры Сторожевой и Ренаты Литвиновой «Небо. Девушка. Самолет». В этой картине Рената Литвинова сыграла свое ощущение от воплощенного Дорониной персонажа, доведя ее загадочную отрешенность почти до гротеска. Не только быт и конкретная городская среда полностью убраны из картины, но и весь образ героини Литвиновой выстужен до полной потусторонности. Можно было бы пойти еще дальше и убрать всех остальных персонажей - поскольку дело вовсе не в них, а в самой белой королеве, девушке, не созданной для земли, мечтающей о земной любви, но проводящей жизнь в небе.

Земная, чувственная, плотская любовь достается совсем другим персонажам. Одной из коллизий фильма «Вдали от рая» является неожиданная для героини и весьма непросто осознанная ее мужем гомосексуальность последнего. Брутальный красавец и преуспевающий менеджер (Деннис Куэйд) с ужасом и стыдом (дело ведь происходит в патриархальные пятидесятые) понимает, что очаровательная жена не влечет его вовсе, а волнует - мускулистое тело случайно встретившегося юноши.

Для режиссера Тодда Хейнса эта история не является центральной - даже для героини это не самое сильное потрясение, куда важней для нее целомудренная любовь к своему чернокожему садовнику, которую непримиримая и вездесущая общественность сделала невозможной. Но часть наших соотечественников эта тема заинтересовала: на сайте www/gay.ru, например, появился текст следующего содержания: «Поцелуй двух мужчин до сих пор остается явлением редким, вызывающим почти всегда шоковую реакцию зрителей. Тем не менее в последнее время вышло несколько лент, где актеры-мужчины целуются. Одна из главных картин - «Вдали от рая». Автор заметки еще не видел новой картины Михаила Брашинского «Гололед», о которой тоже уже много писали. Дело в том, что наш отечественный режиссер-дебютант снял большую сцену, в которой мужчины-натуралы в ролях геев весьма откровенно изображают не только поцелуй, но довольно долгую любовную игру. «Гололед», получивший недавно третью премию на фестивале «Дух огня» (и не стяжавший успеха на фестивале в Роттердаме), ценен не только этим, но все же приятно, что хотя бы здесь отечественный кинематограф шагает в ногу с мировой модой.

Алена СОЛНЦЕВА