N°218
21 ноября 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  21.11.2003
Меланхолические вариации
День рождения Бенджамена Бриттена на сцене и на СD

версия для печати
22 ноября композитору Бенджамену Бриттену, вернувшему Англии музыкальную славу (принято считать, что в XVIII--XIX веках она была потеряна), исполнилось бы 90 лет. В Москве и Санкт-Петербурге юбилей рафинированного интеллектуала, ценителя прошлой и новой красоты, автора виртуозных и часто простосердечно открытых самой удивительной публике (детской например) сочинений отмечает пианист и организатор нетривиальных концертных серий Алексей Гориболь.

Два года музыкант, известный редким умением сочетать в проектах светскость, интеллектуальную изобретательность и музыкальную изощренность, регулярно очаровывал публику столиц программами камерного цикла «Консонансы ХХ века». Серия посвящалась незаигранному репертуару, равно далекому от жанровой трафаретности и модернистской сложности. Теперь, не отходя от главной идеи, Гориболь представляет новый бриттеновский цикл с новыми консонансами, а также с множеством других смыслов, качеств и интриг, составивших нежный и хлесткий музыкальный сюжет ХХ века.

Сперва был вечер в Музее-квартире Святослава Рихтера, посвященный 90-летию Бриттена и выходу двойного компакт-диска с его музыкой. В сдержанных рихтеровских интерьерах, в окружении меланхолических английских гравюр XVIII века вспоминали о том, что день рождения Бриттена приходится на день св. Цецилии -- покровительницы музыки и музыкантов, и о том, что фортепианный дуэт Рихтера и Бриттена стал одним из принципиальных моментов современного исполнительства. Из этих сюжетов и составилась программа: смысл головокружительного финала сонаты Моцарта D dur для двух фортепиано и «Трех восточных картин» Шумана для фортепиано в четыре руки в исполнении Гориболя и Ксении Кнорре был в учтивом и восторженном поклонении великим духам. А песни Шуберта, романсы Пуленка и The secret Land Леонида Десятникова, спетые Викторией Евтодьевой и Маратом Галиахметовым, деликатно рассказывали про музыку и музыкантов, не забывая ни о радостном, ни о страшном. Играли и самого Бриттена -- Кантиль I для тенора и фортепиано был отделан лучше и звучал яснее, зато в «Любви без песни» и «Музыке» слышалось больше чувства.

Завтра, в день рождения мастера, в Малом зале питерской филармонии часть сыгранной в Москве программы повторится, а часть добавится. Впервые в России прозвучит вокальный цикл «Кто эти дети?» для хора мальчиков и фортепиано и будет сыграна премьера музыкального приношения Бриттену, написанная Дмитрием Рябцевым специально для программы по заказу Института ПРО АРТЕ. В Москву бриттеновский цикл вернется 6 декабря. В Камерном зале Дома музыки публика услышит озорную и пугающую кантату для хора мальчиков и фортепиано The golden Vanity («Тщета золота»).

Те, кого не будет завтра в Петербурге и кому не хватит московской программы, могут обратить внимание на первую в России бриттеновскую аудиомонографию: двойной диск Benjamen Britten под маркой Record One превосходно издан, содержит развернутые аннотации Людмилы Ковнацкой и редкие фотографии. И главное, музыка Бриттена исполнена с отменным мастерством. В композиции диска заметны принципиальные нюансы бриттеновской эстетики: любовь к старинной музыке и утонченному вокалу; оперность, тихо проникающая сквозь самые разные жанры; детскость, необыкновенно преломляющая его взрослую музыку; вариационность, дающая его сочинениям странное ощущение течения времени и нарастания формы; и нежность, скрытая за хрустальными чертами стиля. А превосходные работы гобоиста Алексея Огринчука в Temporal variations и Бориса Андрианова в экспрессивной Сонате для виолончели и фортепиано in С (посвящена Ростроповичу), тщательная игра альтиста Андрея Догадина в Lachrimae по песням Джона Дауленда, заносчивое пение хора мальчиков Хорового училища им. Глинки, тонко выстроенный дуэт тенора Марата Галиахметова и контратенора Дмитрия Попова в печальном и строгом Кантикле II «Авраам и Исаак» и сдержанный фортепианный шик Алексея Гориболя, словно стоящего рядом с солистами, как с хоругвями, выглядят на редкость деликатным постижением духа и стиля мало исполняемого здесь автора.
Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  21.11.2003
«Медальон» Джеки Чана на московских экранах
Дитя, рожденное в четвертый месяц года Змеи, получит власть над старинным медальоном, на котором переплелись змея и рыба. Завладевший одной половиной медальона становится неуязвимым и ловким; получившему обе половины даруется бессмертие; тот, кто имеет целый медальон и дитя, становится владыкой мира... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  21.11.2003
Музей имени Пушкина собирается судиться за свою территорию
Очередной московский градостроительный конфликт перешел в стадию позиционных боев: на территорию, закрепленную за Музеем имени Пушкина для его расширения, агрессивно наезжает стройка... >>
  • //  21.11.2003
Завершена публикация «очерков изгнания» Александра Солженицына
Начало мемуарной книги Солженицына «Угодило зернышко промеж двух жерновов» появилось пять лет назад («Новый мир», 1998, №9). Четвертая и последняя часть «очерков изгнания» пришла к читателю только сейчас («Новый мир», №11), хотя под текстом ее стоит помета: «Вермонт, март -- апрель 1994»... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  21.11.2003
День рождения Бенджамена Бриттена на сцене и на СD
22 ноября композитору Бенджамену Бриттену, вернувшему Англии музыкальную славу (принято считать, что в XVIII--XIX веках она была потеряна), исполнилось бы 90 лет... >>
//  читайте тему:  Музыка
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама