N°212
13 ноября 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  13.11.2003
Машина для Каспарова
В Нью-Йорке стартовал очередной поединок человека с компьютером

версия для печати
Один из первопроходцев игровых программ Михаил Ботвинник, работая над своим «Пионером», шел по пути создания логических задач, считая тупиковым путь полного перебора вариантов. Великий чемпион ошибался. Его ученику Гарри Каспарову приходится сражаться против таких программ. Создавая нынешнего соперника Каспарова программу Fritz, ее разработчик Франц Морш был убежден, что «достаточно большая глубина перебора вариантов может компенсировать значительные пробелы в знаниях». Это становится возможным при фантастическом быстродействии современных компьютеров.

Первую партию Каспаров играл белыми. В славянской защите он избрал острый вариант и даже выиграл качество за пешку. Однако централизованный слон X3D Fritz оказался не слабее ладьи, а на все попытки Каспарова запутать ситуацию реагировал по-машинному холодно и форсировал ничью повторением ходов. Вторая партия начнется сегодня в 21 час по московскому времени, третья и четвертая партии намечены на 16 и 18 ноября.

Матч Каспарова против последней версии Fritz -- это его четвертый поединок c сильнейшими компьютерными программами. Предыдущие три матча игрались в формате из шести партий и складывались непросто. Первый свой матч в 1996 году против Deep Blue он выиграл -- 4:2. Но кто знает, чем завершился бы этот поединок, если бы при счете 2:2 Джон Бенжамин от имени компьютера не отклонил ничью, преложенную Каспаровым, что сыграло роль сильнейшего допинга для честолюбивого чемпиона мира. На следующий год значительно усиленный Deep Blue сумел выиграть (3,5:2,5). Правда, не без помощи Гарри, который в последней партии спровоцировал компьютер на атаку и не сумел ее отразить. После этой неудачи Каспаров долгие пять лет жаждал реванша. В начале этого года такой случай представился с израильским Deep Junior, но сильнейший шахматист мира так и не сумел переиграть машину. Ничья 3:3.

На этот раз поединок с компьютером состоит из четырех партий. По-видимому, Каспаров сделал вывод из своих предыдущих матчей, что именно эта нагрузка является оптимальной в поединке с машиной, которая в отличие от человека не устает. Продуман и регламент матча, предусматривающий при игре с классическим семичасовым контролем времени день отдыха между партиями (а в середине матча и дополнительный выходной). И все же такой режим даже на столь короткой дистанции требует от Каспарова максимальной концентрации. Он не имеет права на ошибку -- слишком велика цена риска, неизбежного в случае необходимости отыгрываться. Машина ошибок не прощает.

Итак, очередной противник Каспарова -- X3D Fritz. В конце 80-х годов прошлого века Фредерик Фридель и Маттиас Вулленвебер основали шахматную базу ChessBase -- своеобразную библиотеку для шахматного мира -- и подкрепили ее аналитической программой Fritz. Именно с ее версией в 2002 году и сыграл вничью 4:4 чемпион мира Владимир Крамник. Нынешняя программа X3D Fritz по силе превосходит ту версию Fritz. Причем эту программу настроили конкретно для игры с Каспаровым.

Организатор и спонсор матча компания X3D World совместно с ChessBase разработала специальную трехмерную версию программы Fritz 8. Каспарову предстояло играть в трехмерных очках, без доски и фигур, обдумывая позицию по виртуальной картинке. Специальные очки делают изображение шахматной доски абсолютно реальным, и ее почти невозможно отличить от настоящей. С помощью джойстика можно менять расстояние от доски и угол зрения, а специальная программа распознавания голоса игрока осуществляет произносимые им вслух ходы. После ознакомления с предложениями организаторов Каспаров, увлекающийся всем, что связано с новыми технологиями, согласился играть в таких виртуальных условиях, взяв на себя ответственность не только перед шахматным миром. Так уж случилось, что шахматы стали первым видом интеллектуальной деятельности, в которой машины могут на равных сражаться с сильнейшими представителями рода человеческого.

Каждая партия матча транслируется в прямом эфире крупнейшего спортивного канала США ESPN, а также в Интернете, что позволяет наблюдать за игрой миллионам болельщиков.
Олег СТЕЦКО

  СПОРТ  
  • //  13.11.2003
В Нью-Йорке стартовал очередной поединок человека с компьютером
Один из первопроходцев игровых программ Михаил Ботвинник, работая над своим «Пионером», шел по пути создания логических задач, считая тупиковым путь полного перебора вариантов. Великий чемпион ошибался. Его ученику Гарри Каспарову приходится сражаться против таких программ... >>
  • //  13.11.2003
Для этого пришлось ужесточить правила и регламент
Матчами «Старт» -- «Север» и «Ракета» -- «Водник» сегодня стартует 12-й чемпионат страны по хоккею с мячом, который иначе называют бенди и русским хоккеем... >>
  • //  13.11.2003
В сборной России по лыжным гонкам назначен новый главный тренер -- Геннадий Раменский, в прошлом вице-президент лыжной федерации страны... >>
  • //  13.11.2003
На итоговом теннисном турнире АТП «Мастерс-Кап» с призовым фондом 3,7 млн долл. сыграны матчи первого тура в «красной» группе. Оба поединка прошли в упорной, трехсетовой борьбе... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика