N°21
06 февраля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
  ПОИСК  
  • //  06.02.2003
«В худшую сторону ничего не изменится»
версия для печати
Суть концепции перехода на отраслевую систему оплаты труда корреспонденту газеты «Время новостей» Кириллу ВАСИЛЕНКО разъясняет министр труда и социального развития Александр ПОЧИНОК.

-- Александр Петрович, большинство бюджетников уверены, что от реформы оплаты труда их жизнь станет хуже.

-- В худшую сторону ничего не изменится. А вот в лучшую изменится. Давайте проанализируем. Хоть у одного человека зарплата станет меньше? Нет. Больше? Да. В закон внесено требование: при переходе на отраслевую систему людям нельзя платить меньше, чем они получают сейчас. Поэтому можно сказать, что отраслевая система будет государственной гарантией для бюджетников. Субъекты федерации могут поднимать ставки, но никак не понижать. Так что тут вопросов совсем нет.

-- Учителя боятся, что региональные власти перестанут платить надбавки и из-за этого уменьшится суммарный доход.

-- Новая тарифная сетка в каждой отрасли будет лучше, чем имеющаяся сейчас ЕТС. Да, ставки повышаются не слишком сильно -- на 30%. Но все-таки это уже довольно серьезные деньги. И гарантированные. Профсоюзы и некоторые депутаты предлагают, чтобы государство гарантировало еще и надтарифную часть. Но как можно гарантировать премии и надбавки? Это невозможно, такой системы нет нигде. Количество видов надбавок действительно сократится. Зато человеку гарантируется, что тариф повысится и доля тарифа в окладе значительно возрастет. И это хорошо, потому что тариф -- наиболее гарантированная часть зарплаты. Согласитесь, это странно, когда человек получает ставку 1000 рублей и еще 2000 рублей различных надбавок. Более логично будет наоборот.

-- Но рассчитывать на доброту и щедрость региональных властей в бедных регионах не приходится.

Федеральный центр, как и раньше, будет выдавать все положенные деньги по системе межбюджетных отношений, с некоторой индексацией на инфляцию. Но если у регионов есть собственные средства, они могут добавить и платить больше. Но меньше -- ни-ни. По-моему, это вполне логичная вещь. Есть регионы, которые и сейчас доплачивают. И их немало. Финансовые возможности и ответственность регионов все-таки надо расширять и дать им возможность вести самостоятельную политику.

-- А кто будет в дальнейшем индексировать ставки вслед за инфляцией: центр или регионы?

-- Все распадается на несколько частей. Во-первых, базовое решение об индексации принимается при обсуждении закона о бюджете, по наличию средств, чтобы зарплата была обеспечена реальными финансовыми ресурсами. Потом правительство РФ в пределах средств бюджета текущего года будет проводить повышение по тем или иным отраслям. И оно обязательно будет это делать. Естественно, в определенных пределах, потому что все ограничено исключительно размерами бюджета. Во-вторых, так как это деньги регионов, надо еще учитывать, чтобы эти средства были и у субъектов федерации. В тех пределах государственных гарантий зарплаты правительство, без сомнения, будет регионам пересылать деньги. Сверх этого -- уже забота регионов. На самом деле есть еще и в-третьих. В зависимости от ситуации правительство может помочь тем или иным регионам.

-- В первоначальном варианте вашей концепции государство гарантировало бюджетникам только МРОТ. Что это дает?

-- МРОТ -- это норма из действующего Трудового кодекса. Государство действительно должно давать такую гарантию. И мы от нее не отказываемся. Но мы постепенно должны поднимать МРОТ до прожиточного минимума. Потому что это та категория, из которой следует, сколько минимально нужно человеку, чтобы выжить, питаться, семью содержать.

-- А сейчас минимальная зарплата -- достаточно абстрактная величина?

-- Ну почему абстрактная, это абсолютно конкретная сумма. Пока 450 рублей, будет 600. А дальше посмотрим. Раньше МРОТ не выполнял свою роль, потому что на него все понавесили.

-- А какова будет новая роль МРОТ?

-- Жизнь покажет. Вопрос стоит простой. Сколько реально нужно платить начинающему учителю, например? Естественно, это больше прожиточного минимума, но насколько? Очень может быть, что в одной отрасли мы начнем МРОТ с 600, в другой -- с 700, в третьей -- с 800 рублей.

-- Сколько будет отраслей в новой системе оплаты труда?

-- Сколько получится.

-- Сейчас 18 разрядов, насколько сузится интервал тарифных ставок?

-- Наоборот, разброс увеличится. Дифференциация будет расти и расти. Более того, обратите внимание, что новая система предусматривает возможность договорных отношений -- например, для культуры, для спорта. Там у человека будет уже далеко не тарифная сетка, а серьезные очень высокие выплаты. Но это касается очень ограниченного количества людей, эксклюзивных специалистов.

-- Реально ли выполнить просьбу профсоюзов и ряда министерств и увеличить зарплату более чем на 30%?

-- А где взять деньги?

-- Почему вы считаете невозможным повысить ставки в 1,33 раза в рамках ЕТС?

-- Как? Каким образом сделать это технически, если индексации зарплаты не предусмотрено, предусмотрены деньги на переход на отраслевую систему оплаты труда. Во-первых, тогда нужно принимать новый закон. А во-вторых (если Дума даже его и примет), мы окажемся в совсем диком положении. Сейчас поднимем на 30%. А как дальше вводить новую сетку с повышенными коэффициентами? Потребуется средств гораздо больше. А у нас нет возможности неограниченно индексировать зарплату, потому что инфляция падает.

Позиция профсоюзов абсолютно понятна. Они хотят простой и правильной вещи. Чтобы больше платили. Мы бы с удовольствием дали больше, но где же взять эти деньги, если их в бюджете нет.

-- А если вы сотрудничаете с профсоюзами, то насколько продуктивно?

-- Я думаю, мы сотрудничаем вполне конструктивно.
Беседовал Кирилл ВАСИЛЕНКО

  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  06.02.2003
Труд бюджетников в центре и провинции будет стоить по-разному
Россияне, состоящие на службе у государства, впервые оказались перед ультиматумом: согласиться на предложенную Министерством труда и социального развития реформу оплаты либо распрощаться с надеждами на повышение окладов в 1,33 раза в октябре 2003 года. Перед таким сложным выбором бюджетников поставил на днях Александр Починок, отчаявшийся убедить профсоюз работников науки и образования в пользе перемен и вреде забастовок... >>
  • //  06.02.2003
Суть концепции перехода на отраслевую систему оплаты труда корреспонденту газеты «Время новостей» Кириллу ВАСИЛЕНКО разъясняет министр труда и социального развития Александр ПОЧИНОК... >>
  • //  06.02.2003
Планы Минтруда комментирует председатель ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ Владимир Яковлев
Новейшую версию проекта закона от Минтруда мы пока не получили. Но познакомились с тем, что было представлено на днях на парламентских слушаниях комитета по охране здоровья и спорту в Госдуме. И эта версия вызывает очень серьезные сомнения. В ней в принципе не снято ни одно из возражений, высказанных ранее профсоюзами и многими депутатами... >>
  • //  06.02.2003
Заместитель руководителя департамента экономики Минобразования Галина Башкина предлагает собственную сетку расчета зарплат учителей... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика