N°185 03 октября 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Клеопатра русских сезонов Исполняется 120 лет со дня рождения Иды Рубинштейн
Внучка знаменитого харьковского банкира, девица из почтенной еврейской семьи, получившая образование в одной из лучших петербургских гимназий, в двадцать лет заболела театром и ринулась на сцену. Любительские забавы ее не устраивали -- хотелось настоящей работы и настоящей славы, потому Рубинштейн поступила на Драматические курсы при Малом театре и через два с половиной года закончила их. Родственники были в ужасе, пытались объявить ее сумасшедшей, на какое-то время даже пристроили в частную клинику, но быстро сдались. Впрочем, чтобы избежать в дальнейшем подобных приключений, Ида быстро вышла замуж за своего кузена, который был скорее другом и оруженосцем, чем мужем. После этого путь был открыт.
Она стала брать уроки танцев у Михаила Фокина. Конечно, стать балериной Рубинштейн уже не могла -- для этого к станку надо было встать на десять лет раньше. Но трудоспособность, гибкость и богатство привели ее в дягилевский круг. Сергей Павлович оценил как восточную красоту юной женщины (а он увлекался ориенталиями и умел их публике продавать), так и размер кошелька -- артистке, что стала первой Клеопатрой "Русских сезонов в Париже" и первой Зобеидой в "Шехеразаде", антрепренер не платил ни копейки. Более того: ходили упорные слухи, что Рубинштейн сама вкладывала деньги в антрепризу, чтобы иметь возможность выходить на сцену. Но она украшала спектакли, а не уродовала их -- как случалось в более поздние времена с богатыми женщинами, зачем-то решившими заниматься публичными танцами. Критики и коллеги могли удивляться выбору ролей -- она играла то св. Себастьяна, то Давида, могли отмечать несовершенство техники, но ни один не остался равнодушен к декоративной красоте Рубинштейн и ее чувству стиля -- она была идеальной исполнительницей фокинских балетов. При взгляде на других Рубинштейн обычно не отказывал вкус -- она чувствовала, что хорошо и что плохо. Но взглянуть в будущее, прыгнуть в будущее она не могла -- и в Нижинском в свое время хореографа не угадала, отказалась быть Нимфой для его Фавна. Потому с дягилевской антрепризой быстро рассталась -- Сергей Павлович гнал коней так, что повозка русского балета смогла потом век двигаться по инерции. После расставания пыталась завести свою труппу -- и заказывала музыку Стравинскому, хореографию -- Леониду Мясину. Дягилев за постановками этой труппы ревниво наблюдал (Рубинштейн становилась в некотором роде конкуренткой), а когда Дягилев ревновал -- человека или искусство, он забывал про вежливость; благодарность же ему, видимо, вовсе свойственна не была. Посмотрев спектакль с Рубинштейн, он в письме другу желал, чтобы "кто-нибудь взорвал все эти старые бараки, с их публикой, с их рыжими... мнящими себя артистками, с растраченными миллионами и купленными на них композиторами" (последнее, разумеется, о Стравинском, которого он почитал своей собственностью). Взрывов не потребовалось -- труппа потихоньку развалилась сама собой. В 1939-м Рубинштейн последний раз появилась на сцене -- сыграв заглавную роль в оратории Онеггера "Жанна д'Арк на костре". Успела уехать из Франции до немецкой оккупации, создала в Лондоне госпиталь и сама работала в нем. После войны вернулась в страну, где прошли лучшие годы ее жизни, приняла католичество и тихо жила в Вансе. Завещала похоронить ее тихо, не извещая газеты, на камне поставить только два инициала. Умерла в 1960-м. Завещание было выполнено.
Объявлен короткий список соискателей премии «Букер -- Открытая Россия» Оглашение шорт-листа премии за русский «роман года» началось с печальной ноты. Председатель жюри -- прозаик, историк, соредактор журнала «Звезда» -- сообщил, что две недели назад скончался Михаил Панин, чей роман «Камикадзе» виделся многим (в том числе и вашему обозревателю -- см. «Время новостей» от 3 июля) одним из самых достойных претендентов на букеровские лавры... >>
Как и было обещано, мы продолжаем тему «новой драмы» и -- шире -- нового театра, как выяснилось идущего вместе с ней. Судя по реакции критики, взбудораженной недавно закончившимся фестивалем, мы имеем дело с новым явлением, вызывающим как активное одобрение, так и живейшую неприязнь. Дискуссию, начатую в газете «Время новостей» в номере за 30 сентября, продолжает театровед Ольга ЕГОШИНА. >>
Исполняется 120 лет со дня рождения Иды Рубинштейн Внучка знаменитого харьковского банкира, девица из почтенной еврейской семьи, получившая образование в одной из лучших петербургских гимназий, в двадцать лет заболела театром и ринулась на сцену. Любительские забавы ее не устраивали -- хотелось настоящей работы и настоящей славы, потому Рубинштейн поступила на Драматические курсы при Малом театре и через два с половиной года закончила их... >>
Марк Пекарский начинает подготовку третьего фестиваля "шумовой музыки" Фестиваль «Ударные дни Марка Пекарского», завершившийся на этой неделе, включал в себя мастер-классы (в том числе и самого Марка Ильича Пекарского), концерты и даже выставку фотографий. Несмотря на специфичность музыкального направления, интерес публики к «шумовой музыке» не спадал вплоть до самого последнего концерта... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|