N°184
02 октября 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  02.10.2003
ИТАР-ТАСС
«Без санкции акционеров «Спартак» может потратить не более миллиона»
версия для печати
Футбольный клуб «Спартак» за свою российскую историю не раз менял правовые формы своей организации. Сейчас «Спартак» -- акционерное общество. О скрытых механизмах взаимодействия между тренерами, руководителями и акционерами в «Спартаке» в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» рассказала член совета директоров клуба Анна ЗАВЕРШИНСКАЯ.

-- Анна Владимировна, в свое время прозвучала фраза «Футбол -- это такой же бизнес, как и любой другой». Однако в России вряд ли можно сейчас заработать деньги на футболе.

-- Доходным этот бизнес назвать сложно. По большому счету, клубов, которые приносят прибыль, в мире всего два -- «Реал» и «Манчестер Юнайтед». «Спартак» же в ближайшие лет пять-десять вряд ли выйдет хотя бы на самоокупаемость, так как нам предстоит еще строить стадион. Футбол -- это все-таки шоу-бизнес, причем очень тонкий. Здесь нельзя просто закупить сертифицированное оборудование и наладить производство некоего товара. Нет никаких гарантий ни спортивного результата, ни прибыли за счет перепродажи прав на отдельного игрока. Так что можно сказать так: футбол -- это такой же бизнес, как и любой другой, но со своими нюансами.

-- Сейчас главное, что может предложить «Спартак» на рынке, -- это свой бренд. Ведется ли работа с возможными спонсорами и партнерами, которые могли бы, не безвозмездно конечно, использовать футбольный клуб в своих рекламных целях?

-- Такие переговоры ведутся. Мы считаем, что сейчас нет в России более узнаваемого бренда, чем «Спартак». Но с коммерческой точки зрения он не реализован. К сожалению, эту ситуацию нельзя перевернуть в один момент. Мы, конечно, хотели бы, чтобы нашими партнерами были Coca-Cola или, например, Nescafe, которые в своих рекламных кампаниях используют красно-белые цвета.

-- Коммерческие партнеры к вам приходят сами или вы вынуждены искать их?

-- На данном этапе мы должны сами заявить о своем желании вести совместную работу.

-- Хорошо, если нельзя существенно поднять доходы, можно оптимизировать расходы...

-- Клуб не то чтобы шикует и несет какие-то неоправданные затраты. Но стоит отметить, что когда в «Спартаке» был введен так называемый «заявочно-бюджетный процесс», то часть расходов просто исчезла. Мы детально не разбирали, куда раньше шли эти деньги. Ну нет затрат, и слава богу: значит, этот механизм работает.

-- Что под собой подразумевает «заявочно-бюджетный процесс»?

-- Сначала составляется и утверждается общий бюджет клуба на определенный период, каждый отдел планирует свои расходы по различным статьям, далее руководители направлений, утвердив эти заявки, подают общий сводный бюджет на рассмотрение президенту клуба. Когда все подписи собраны, планируемый бюджет поступает на самый верх, то есть акционерам. После утверждения бюджета акционерами определяются источники его финансирования и начинается его исполнение -- руководители направлений подают в финансовую службу заявки на осуществление платежей по соответствующим статьям бюджета, а финансовая служба обеспечивает своевременность этих платежей и контролирует расходование средств.

-- Бюджет составляется на год?

-- Сейчас у нас утвержден бюджет до конца этого года. На основе бухгалтерской отчетности мы экстраполировали затраты за прошлый год, за первое полугодие этого года. Естественно, скорректировали их с учетом конкретных планов на ближайший период. Может быть, это не совсем правильно с точки зрения планирования, но пока это единственный для нас приемлемый способ более-менее точно спрогнозировать наше будущее, а такой прогноз мы сделали на ближайшие три года. Но опять же он не очень точен: ошибка может составлять до 20 процентов. В ноябре мы займемся утверждением и составлением более четких прогнозов на следующий сезон. Но благодаря этой системе мы, во всяком случае, хорошо себе представляем, что стоимость содержания клуба составляет порядка 1 млн долл. в месяц. Это наши операционные затраты. Существует еще программа капитальных вложений, которая включает строительство административного корпуса в Тарасовке, завершение ремонта жилых этажей основного корпуса, реконструкцию стадиона «Алмаз», строительство гостиницы для нашей спортивной школы...

-- Одна из самых больших расходных статей -- это выплата трансферных сумм. В свое время много говорилось о наведении порядка именно в этой сфере деятельности.

-- Надо заметить, что в «Спартаке» в этом плане наблюдается некоторая положительная тенденция. Да, селекция летнего периода у нас пока не особо реализовалась на поле, хотя мы не теряем надежды и не сбрасываем со счетов тех купленных игроков. Зато более поздние приобретения -- Ковалевски, Пьянович, Тробок -- сразу же показали хороший результат. К нам же приходит понимание, как должна выстраиваться та пирамида, верхушка которой принимает окончательное решение по покупке того или иного футболиста. Все-таки с футболистом работает тренер, покупает его клуб, а деньги на это тратят акционеры. Сейчас мы задались целью создать аппаратно-программный комплекс для формирования базы данных по всем футболистам, которые так или иначе входят в поле наших интересов. На неком сервере собирается вся информация: история появления футболистов в команде, кто инициирует покупку каждого конкретного игрока, какие отзывы о нем в прессе, собираем даже все слухи о футболисте, сумму контракта в предыдущих клубах, какие травмы были. Тренеры-селекционеры дают свою оценку этому футболисту по различным параметрам: скорость, техника, ТТХ и прочее, прочее. Причем выставляют оценки не сообща, а отдельно.

-- Когда должна заработать эта система?

-- В полной мере -- через год.

-- При необходимости в том или ином игроке главный тренер называет конкретную фамилию или позицию, требующую усиления?

-- На своем опыте мы пришли к тому, что главный тренер должен называть только позицию.

-- Кто тогда конкретно отвечает за качество «приобретаемого товара»?

-- Спортивный директор. Если при последующей перепродаже футболиста клуб получает прибыль, то он получает премию, если футболист не востребован в «Спартаке» -- налагается штраф.

-- Каков порядок суммы, которую президент «Спартака» может потратить без санкции акционеров?

-- По нашим договоренностям, собрание акционеров принимает решение по сделкам более одного миллиона долларов, рассматривает любые сделки с недвижимостью.

-- Бытует мнение, что в нашем клубном футболе слишком много «черных» и «серых» денег.

-- Безусловно, такая проблема существует. Нам было бы намного удобнее работать с «белыми» деньгами. Для нас тут очевидные плюсы: перечисляя деньги непосредственно на счета клубов, мы улучшаем качество своего баланса и уменьшаем свои налоги.

-- Также важен вопрос о назначении и увольнении главного тренера. Кто принимает окончательное решение?

-- Собрание акционеров. Что касается поиска нового главного наставника, изначально у нас был список из 30 тренеров, потом он сократился до семи позиций -- акционеры расставили приоритеты по тем специалистам, с которыми хотят работать. На этом этапе мы стали выходить на конкретных людей, наводить контакты. Сейчас в списке три-четыре фамилии.

-- Каждый из кандидатов должен представить программу своей работы в команде?

-- Сложно требовать у специалистов с такими громкими именами, как Невио Скала или Луи ван Гаал, чтобы они четко расписали свой план работы. Другое дело, что они до подписания контракта представят список тех игроков, с кем будут дальше работать, и тех позиций, которые требуют усиления. В любом случае мы думаем, что он не будет слишком большим. Тот же Невио Скала известен своим умением работать с тем материалом, который есть. Кроме того, мы считаем, что «Спартак» по составу ни в чем не уступает конкурентам. Кстати, Скала, вероятно, в ближайшее время приедет в Москву, чтобы познакомиться с возможным местом работы и футболистами. Это даст нам возможность дальше продвинуться в переговорах и согласовании тех условий, на которых Скала, возможно, будет работать в нашей команде. Впрочем, если честно, то он уже согласен работать в «Спартаке».

-- Одна из главных проблем клуба -- отсутствие собственного стадиона. Как сейчас продвигаются дела на этом фронте? Если уже принято решение о выделении участка в Тушине, то когда начнутся работы?

-- Здесь не все так просто. Ведь если правительство сказало, вот вам земельный участок, это совсем не значит, что завтра мы можем туда привезти бульдозеры и начать работы. Между этими отсечками нужно провести огромную работу. Здесь и геодезические разработки, и согласование концепции градостроительной, концепции архитектурной, обеспечение всеми коммуникациями и прочее.

-- То есть такой официальной бумаги, согласно которой «Спартак» может строить стадион в Тушине, еще нет.

-- Такая бумага как раз есть, но к ней должна добавиться еще сотня бумаг о том, какой именно стадион мы можем строить. Тушино, кстати, устраивает нас по всем параметрам. Прежде всего это близость от метро. Нашим болельщикам не придется идти километры по жилым кварталам, что с точки зрения безопасности большой плюс. Кроме того, правительство Москвы в преддверии Олимпиады 2012 года планирует построить в Тушине огромный спортивный комплекс, куда органично впишется и стадион «Спартак». Так что все возможно, были бы деньги.

-- А какова стоимость проекта?

-- Нам предлагали построить стадион из расчета 1,3 тыс. долл. за зрительское место. Мы надеемся, что удастся снизить до одной тысячи, а то и еще меньше. Кроме того, одна из немецких фирм предлагала вести поэтапное возведение арены. То есть сначала построить поле и две боковые трибуны. На это уйдет примерно год. Затем -- две трибуны за воротами, потом возвести угловые сектора, которые замкнут линию. И над всем этим постепенно возводить крышу.

-- Удастся ли к этому проекту привлечь инвесторов со стороны?

-- Сложный вопрос. Мы советовались с теми, кто уже строил стадион, и пришли к выводу, что этот проект, какие бы развлекательные центры, какие бы офисы ни делать в подтрибунных помещениях, не окупится в ближайшем будущем. За счет билетов не то что у нас, в Англии не окупаются стадионы, и это при том, что у них билет стоит 40 фунтов, а у нас 3 доллара.

-- В свое время Роман Абрамович в интервью Би-би-си изъявил желание помочь «бездомным» столичным клубам и построить для них стадион. Обращался ли Абрамович к вам с таким предложением?

-- Ну «бездомных» клубов не так в столице и много. Конечно, переговорим со всеми, обсудим такую возможность. А пока, к сожалению, Роман Аркадьевич нам не предлагал построить стадион.
Беседовал Андрей ВДОВИН

  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  02.10.2003
Большинство российских клубов по статусу не приспособлено зарабатывать деньги
Ни для кого не секрет, что профессиональные футбольные клубы в России даже не ставят своей задачей получать прибыль. В основном это безнадежно убыточные предприятия, в которые, словно в бездну, проваливаются государственные и частные деньги. К изменению этой ситуации почти все клубы не прикладывают ровным счетом никаких усилий... >>
  • //  02.10.2003
ИТАР-ТАСС
Футбольный клуб «Спартак» за свою российскую историю не раз менял правовые формы своей организации. Сейчас «Спартак» -- акционерное общество. О скрытых механизмах взаимодействия между тренерами, руководителями и акционерами в «Спартаке» в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» рассказала член совета директоров клуба Анна ЗАВЕРШИНСКАЯ. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика