N°181 29 сентября 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Конец эпохи «Гербалайфа» Минздрав ставит под контроль производство и распространение пищевых добавок
Вторая половина 2003 года может кардинально изменить ситуацию на рынке биологически активных добавок к пище. Министерство здравоохранения, которое раньше достаточно спокойно наблюдало за тем, как «Гербалайф» и его менее раскрученные «клоны», обещающие скорое и легкое очищение организма, избавление от лишнего веса, а то и победу над тяжелым заболеванием, завоевывают авторитет у россиян и попутно опустошают их кошельки, теперь намеревается поставить распространение БАД под свой контроль. В июле вступили в силу подготовленные Минздравом «Гигиенические требования к производству и обороту биологически активных добавок к пище» -- этот документ по сути является «могильщиком» для пресловутой системы многоуровнего сетевого маркетинга применительно к БАД. А с начала сентября производители и продавцы добавок в обязательном порядке должны получать заключение о соответствии своей продукции государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Причем в ходе проведения этой экспертизы будет проверяться и упаковка препарата, на которой Минздрав требует четко указывать, что предлагаемый на продажу товар ни в коем случае не является лекарством.
Формально необходимость этих нововведений объясняется желанием оградить россиян от недобросовестной рекламы, которой злоупотребляют производители добавок, в красках описывающие полезные свойства БАД. Также чиновники Минздрава надеются уберечь падких до дешевой панацеи соотечественников от некачественной продукции, которую могут предложить на улице улыбчивые молодые люди. Однако самым первым и ощутимым эффектом от начавшегося «регулирования» рынка наверняка будет увеличение объемов продаж БАД в аптеках, причем весьма вероятно, что в игру в этом секторе вступят крупные дистрибьюторы лекарственных средств, ранее предпочитавшие держаться в стороне от пользующегося неоднозначной репутацией товара. Еще в прошлом году рынок БАД считался преимущественно «серым». По данным компании RMBC, объем реализации добавок через аптеки в 2002 году в оптовых ценах составил около 120 млн долл., в то время как рынок БАД в целом оценивался не менее чем в 400 млн долл. По данным других экспертов, объемы этого рынка могут быть и больше -- до одного миллиарда долларов ежегодно. И львиная доля доставалась практически неконтролируемым компаниям, практикующим сетевой маркетинг и другие обходящие аптечные прилавки стороной схемы реализации товара. Теперь же, когда Минздрав и Госсанэпиднадзор предъявляют довольно жесткие требования к условиям хранения и продажи БАД, эти пирамидообразные схемы автоматически вступают в конфликт уже не только с нормами морали, но и с законодательством. Освобождающаяся же ниша, похоже, кажется вполне интересной для законопослушных фармацевтических компаний. Так, например, по данным центра маркетинговых исследований «Фармэксперт», в первом полугодии 2003-го в структуре как оптовых, так и розничных продаж фармрынка доля БАД увеличилась более чем на 40%. «Очевидно, что помимо высокого спроса на БАД, стимулируемого агрессивной рекламой, это объясняется еще и стремлением добросовестных производителей скорее занять свое место на рынке, -- считает генеральный директор фармацевтической компании МПЦ «Теремок» Настасья Иванова. -- Переключение продаж БАД на аптечный сектор отвечает интересам абсолютно всех: потребителям гарантируется качество, обороты как дистрибьюторских, так и розничных компаний будут расти, а Минздрав сможет в полной мере контролировать обращение добавок». Впрочем, похоже, эта ниша интересна пока лишь середнячкам фармрынка -- лидеры рынка не намерены увеличивать долю БАД в структуре своей продукции. Во всяком случае об этом корреспонденту газеты «Время новостей» заявил руководитель экспериментального отдела одной из крупнейших в России фармдистрибьюторских компаний «СИА Интернэшнл» Григорий Брауде. «Крупные дистрибьюторы, безусловно, расширяют свой ассортимент и за счет БАД, причем предпочтение отдается наиболее надежным их производителям, -- говорит г-н Брауде. -- Но на сегодняшний день доля добавок составляет незначительный процент от оборота нашей компании, и едва ли в ближайшее время ситуация существенно изменится. Это связано в том числе и с тем, что спрос на БАД сложно прогнозировать, он напрямую зависит от наличия, масштаба и эффективности информационной поддержки товара и очень часто сходит на нет сразу после окончания рекламной кампании». Но в любом случае прилавки аптек в новых условиях остаются едва ли не единственным местом, где пищевые добавки могут продаваться без опасения нарушить установленные Минздравом правила. Ведь в отличие от Европы или США в России не развита сеть специализированных магазинов по продаже добавок, не налажено их распространение и через предприятия торговли продуктами питания. Провизоры же заинтересованы включать БАД в свой ассортимент, поскольку за счет повышенного спроса к ним со стороны потребителей можно повысить рентабельность аптеки или аптечного киоска. Однако такой вариант развития событий многим экспертам тоже не кажется оптимальным выходом из сложившейся ситуации. «У перехода БАД в аптеки, конечно, есть масса положительных сторон, -- говорит доцент кафедры управления здравоохранением Московской медицинской академии им. Сеченова Елена Вольская. -- Это делает рынок БАД более цивилизованным, а также дает возможность покупателю быть более информированным о действии той или иной добавки за счет возможности проконсультироваться с квалифицированным работником аптеки. Однако существует риск того, что распространение БАД через аптеки может невольно дать им статус лечебного средства в потребительском понимании. Ведь у пациентов средство, продающееся в аптеке, ассоциируется именно с лекарством, и ни с чем другим». По мнению г-жи Вольской, чтобы избежать подобного эффекта, в аптеках обязательно должны быть дополнительные элементы информирования посетителей о БАД. В идеале же биологически активные добавки должны продаваться не вместе с лекарствами, а в специальных отделах. Лидеры продаж Ведущие торговые наименования БАД в Москве (в оптовых ценах, данные за 2002 г.)
Лидеры продаж в Москве среди БАД для лиц, контролирующих массу тела (в оптовых ценах, данные за 2002 г.)
Лидеры продаж в Москве среди БАД общеукрепляющего действия для мужчин (в оптовых ценах, данные за 2002 г.)
|
Минздрав ставит под контроль производство и распространение пищевых добавок Вторая половина 2003 года может кардинально изменить ситуацию на рынке биологически активных добавок к пище. Министерство здравоохранения, которое раньше достаточно спокойно наблюдало за тем, как «Гербалайф» и его менее раскрученные «клоны», обещающие скорое и легкое очищение организма, избавление от лишнего веса, а то и победу над тяжелым заболеванием, завоевывают авторитет у россиян и попутно опустошают их кошельки, теперь намеревается поставить распространение БАД под свой контроль. В июле вступили в силу подготовленные Минздравом «Гигиенические требования к производству и обороту биологически активных добавок к пище» -- этот документ по сути является «могильщиком» для пресловутой системы многоуровнего сетевого маркетинга применительно к БАД. А с начала сентября производители и продавцы добавок в обязательном порядке должны получать заключение о соответствии своей продукции государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Причем в ходе проведения этой экспертизы будет проверяться и упаковка препарата, на которой Минздрав требует четко указывать, что предлагаемый на продажу товар ни в коем случае не является лекарством. >>
В международной практике биологически активные добавки относятся исключительно к продуктам питания. Российские же чиновники слишком долго позволяли производителям заявлять о лекарственных или профилактических свойствах, считает юридический советник Конфедерации обществ потребителей Светлана ЗАВИДОВА... >>
О том, к каким изменениям на рынке могут привести новые правила производства и реализации биологически активных добавок, рассказывает председатель комитета по экспертизе эффективности оздоровительных продуктов и технологий Российской академии наук академик Российской академии естественных наук Александр ОРЕХОВ... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|