N°180
26 сентября 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  26.09.2003
ИТАР-ТАСС
Решили не выпендриваться
В «Горбушке» Blur сыграли все свои старые хиты

версия для печати
В Москве выступила группа Blur, при непосредственном участии которой был изобретен стиль брит-поп, музыкальные направление, которое не любят программные директора московских радиостанций, а с некоторых пор -- и сами его создатели.

Стиль брит-поп и музыканты, его представляющие, в России известны плохо, несмотря на былую популярность в Великобритании и США. Для сравнения -- сложнейшая для восприятия музыка Бьорк звучала в «Олимпийском» (20 тысяч мест), поп-песенки Blur -- в «Горбушке» (2 тысячи). В преддверии приезда Blur это дало критикам пищу для раздумий. Поразмыслив, большинство из них пришли к заключению, что брит-поп -- музыка сугубо английская, никому за пределами этого островного государства непонятная и, соответственно, ненужная. Вывод спорный, поскольку, во-первых, в брит-попе нет ничего такого, чего мир бы еще не слышал, а во-вторых, «русский брит-поп», отдаленно напоминающий оригинал, процветает (ярчайший представитель -- вполне успешный «Мумий Тролль»).

Брит-поп вырос, как лопух, на могиле американского гранжа в середине 90-х. Исходящая из Сиэтла волна убийственной (а для главной иконы гранжа Курта Кобейна -- убийственной в прямом смысле) депрессии пошла на убыль. Английская публика ждала чего-нибудь повеселее и «породнее», укорененного в британских рок-традициях 60-х. Тут очень кстати оказалась плеяда молодых и амбициозных групп: Suede, Blur, Oasis. Они откровенно эксплуатировали звучание и эстетику славных Битлов, The Who, раннего Дэвида Боуи, более поздних The Smiths и прочих «битовых» и «модовских» (читай -- «пижонских») коллективов. Англичане вспоминали время неформальных молодых людей -- «модов», первого британского поколения, которое выросло в относительном достатке и под мирным небом. Но брит-поп-группы не только играли на ностальгии: у всех у них было что-то особенное -- андрогинные Suede, хулиганские и грубые Oasis, напротив, интеллигентные Blur, и антитезой всему -- женская Elastica. Английские музыкальные журналы Melody Maker New и Musical Express подробно освещали долгую грызню Blur со своими первейшими конкурентами -- Oasis. (Грызня, конечно, была несколько придумана влиятельными журналами.) «Скандальчики» эти радостно подхватываются новорожденными российскими музизданиями. То есть в России о Blur можно очень много прочесть, но собственно услышать их можно мало где. Радиостанции крайне неохотно ставят их песни в эфир (программные директора, вслед за критиками, полагают, что для России это «неформат»). В итоге средний российский слушатель не в курсе, что у Blur вышел новый альбом, зато прекрасно осведомлен о том, когда и при каких обстоятельствах гитарист Oasis Ноэль Галлахер назвал вокалиста Blur Дэймона Элбарна «жирной задницей» и пожелал ему «подохнуть от СПИДа».

В последние годы популярность Blur пошла на убыль. Элбарн занялся музыкальной деятельностью вне группы и создал суперпроект Gorillaz, весьма в отличие от Blur у нас в стране популярный. Из группы ушел гитарист Грэхем Коксон. Оставшимся музыкантам приелась слава изобретателей брит-попа, жанра, представляющего собой эклектичную смесь из поп-музыки и гаражного рока, лишенного культурной индивидуальности, новизны и оттого недолговечного. Они пустились на эксперименты -- предыдущий альбом был вызывающе депрессивным и нарочито небрежным. Последний, Think Tank, намеренно записан так, чтобы исключить всякую возможность попадания песен с него на радио. Диск полон неясных шумов и шепотов, душераздирающих гитарных звуков и мрачных вокальных пассажей. Складывается впечатление, что Blur выбрали в качестве творческого ориентира соотечественников из альтернативной группы Radiohead. Для поп-группы -- жест как минимум смелый.

На подступах к «Горбушке» спрашивали лишние билетики, что для музыкантов, которых игнорирует радио, является признаком успеха. Перед московскими концертами Blur через прессу стращали публику, что никаких старых хитов они петь не собираются, что концертная программа будет целиком построена на Think Tank, а уж если они и сыграют что-нибудь из своего «золотого фонда», то только в новой, депрессивной манере. На счастье столичных зрителей, Blur передумали. Песни с Think Tank звучали только в самом начале и отдельным блоком, в середине. Все остальное время Blur исполняли хиты и спели фактически все, что имелось: и Boys & Girls, и Tender, и знаменитую Song 2, и, на прощание, The Universal. Дэймон Элбарн производил впечатление человека или чересчур эмоционального, или попросту поддатого, что, однако, на качестве исполнения не сказалось. Несколько раз он, к ужасу охраны, лез в зал, поручкаться с благодарной публикой. Своим видом, и в особенности пиджаком, надетым на сетчатую футболку, он походил на похмельного советского инженера.

Публика принимала Blur исключительно хорошо, что подтверждает, что власть радио велика, но не всеобъемлюща. Присущее Blur сочетание редкого для здешних мест мелодизма, бешеной энергии и веселого цинизма не могло не импонировать московскому зрителю, поскольку многие отечественные группы демонстрируют какое-нибудь одно из указанных качеств, но мало кто может похвастаться наличием сразу всех.
Святослав БИРЮЛИН
//  читайте тему  //  Музыка

  КУЛЬТУРА  
  • //  26.09.2003
ИТАР-ТАСС
В «Горбушке» Blur сыграли все свои старые хиты
В Москве выступила группа Blur, при непосредственном участии которой был изобретен стиль брит-поп, музыкальные направление, которое не любят программные директора московских радиостанций, а с некоторых пор -- и сами его создатели... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  26.09.2003
28 сентября исполнится 200 лет со дня рождения Проспера Мериме
Мериме -- это "Кармен"? Не только. Проспер Мериме (1803--1870) -- это сборник иронических пьес "Театр Клары Гасуль" (1825), опубликованный под двойной маской (пьесы вымышленной испанской комедиантки Клары Гасуль выпустил в свет вовсе не Проспер Мериме, а некто Жозеф Лестранж)... >>
  • //  26.09.2003
В прокат выходят два фильма из программы Московского международного фестиваля -- «Прогулка» и «Коктебель»
«Прогулкой» фестиваль открылся, что привлекло к картине особое внимание и спровоцировало довольно резкие отзывы -- контекст имеет значение. Потом «Прогулка» взяла первый приз на фестивале в Выборге, что снова послужило поводом для разнообразных оценок -- от восторженных до совсем не лестных -- и поддержало интерес к картине. «Коктебель» получил Гран-при в Москве, престижный приз за дебют в Карловых Варах, менее престижный в Выборге, ездил в Торонто, пресса его скорее поддержала, но как-то вяло, без особого азарта. Теперь обе картины одновременно выходят в прокат... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  26.09.2003
Вышел новый альбом Enigma -- Voyager (Virgin)
С создателем проекта Enigma Михаэлем Крету разговаривать очень легко. Спрашиваешь его, например, каким он видит идеального слушателя. Он отвечает: любого пола, образования и возраста от семи до семидесяти. Спрашиваешь: а что нужно, чтобы лучше понять ваше творчество? А нечего там, говорит, понимать-то, простая спокойная музыка. И даже на совсем лобовой вопрос -- почему Сандра (супруга Крету и популярная у нас немецкая певица) на альбомах Enigma не поет, а только наговаривает некие рифмованные строчки? -- отвечает столь же прямо: потому, что Сандра как певица для проекта Enigma неинтересна... >>
//  читайте тему:  Музыка
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика