N°177
23 сентября 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  23.09.2003
Е. Пархоменко
"Хотим увеличить свою территорию до 450 гектаров"
Музей-заповедник "Щелыково" ждет наплыва туристов

версия для печати
В советское время природный и мемориальный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково» считался третьей по величине и значимости заповедной усадьбой после Михайловского и Ясной Поляны. Тогда посещение музея входило в программу Золотого кольца, но не всякий турист решался преодолеть 130 км от Костромы, чтобы увидеть дом, в котором проводил лето великий русский драматург. Добираться до Щелыкова и по сей день так же трудно, как во времена Островского: самый короткий путь лежит через Кинешму, откуда надо переправиться на пароме в Заволжск и уж потом, по далеко не самой лучшей дороге, проехать еще 18 км до заповедника. Музей к тому же до последнего времени был ведомственным, принадлежал Всероссийскому театральному обществу (ныне СТД), владеющему и по сию пору популярным среди актеров пансионатом. В 1995 году положение изменилось, музей получил статус федерального. Благодаря сравнительно молодой команде сотрудниц во главе с директором Галиной Орловой, а так же довольно активной помощи Министерства культуры, руководитель которого Михаил Швыдкой в бытность театральным деятелем часто посещал Щелыково, знал его и любил, новая пора для музея стала сравнительно благополучной. Наконец отреставрирован главный объект -- 200-летний особняк, принадлежащий еще отцу драматурга, практически заново возведен Голубой дом -- усадьба, построенная в начале ХХ века по эскизам дочери драматурга Марии Шателен, приведен в порядок парк, начались работы по переделке Литературного музея. Отремонтирован уникальный двухэтажный храм в Николо-Бережках, сооруженный в конце XVIII века прежним владельцем усадьбы, Ф.М. Кутузовым.

И вот теперь начинается новый этап жизни музея. В Кинешме наконец заканчивают возведение моста через Волгу и начинают строительство новой федеральной трассы Кинешма--Кострома, что сделает заповедник куда более доступным. В октябре Министерство культуры рассмотрит новую программу развития, подготовленную сотрудниками музея.

О нынешних проблемах и о планах музея нашему обозревателю рассказала заместитель директора Евгения Дьяченко.

-- Что изменится в жизни музея с появлением новой дороги?

-- Мы предполагаем, что поток туристов увеличится в несколько раз. Прежде всего рассчитываем на прямое сотрудничество с туристическими фирмами из Москвы. Сейчас в основном нас посещают туристы, которых привозят костромские турагентства. Но им это далеко и невыгодно: они предпочитают возить группы по своим, областным объектам, что дает средства для области, а мы-то не костромские, мы федеральные, и особого финансового интереса к нам возить нет. С новой дорогой путь из Москвы в Щелыково сокращается -- до Кинешмы всего четыре часа езды, а оттуда до нас можно будет доехать за пятнадцать минут.

Конечно, увеличение потока туристов -- это хорошо, музей ведь работает для людей. Но в этом есть и опасность, заповедник не огорожен, у него пока нет возможности ни держать егерей, ни штрафовать нарушителей. Музей два года боролся с намерением провести федеральную трассу по старому Галичскому тракту, то есть по территории заповедника, и нам удалось добиться, чтобы дорога прошла в стороне. Но вот если мост уже будет построен, а с прокладкой дороги дело затянется, весь поток все-таки пойдет по существующим дорогам, мимо Щелыкова. И сейчас очень много большегрузов идет по тракту, за всеми не уследишь, тут и костры жгут, и машины в реке Куекша норовят помыть... Когда будет готова новая дорога, мы сможем с ее стороны перекрыть въезд, поставить пропускной пункт, и тогда территория заповедника будет недоступна для постороннего транспорта.

Вопрос о территории музея-заповедника сейчас очень актуален. И для нас очень важно определить границы нашей ответственности. У нас сейчас земли 240 гектаров, для заповедника это совсем не много, но зато за нами от прежних времен на бумаге числится огромная охранная зона, охранять которую у нас нет ни ресурсов, ни полномочий.

Мы хотим увеличить свою территорию до 450 гектаров за счет выравнивания границ и ликвидации чересполосицы (сейчас, например, земля вокруг памятников наша, а между ними -- нет; или вот пойма реки и Ярилина долина с Голубым ключиком, входящие в экскурсионную программу, то есть те места, которые и нужно беречь, нам как раз не принадлежат). А охранную зону мы рассчитываем уменьшить до 900 гектаров -- эта реальная территория, которую мы в состоянии контролировать. Этот проект сейчас проходит различные инстанции, и должен быть утвержден постановлением губернатора Костромской области. Мы получили согласование в различных областных организациях: в областной архитектуре, в охране памятников, но все застопорилось в департаменте природоохраны и природных ресурсов. Людям надо выживать, и они не видят для этого другого способа, кроме вырубки леса или возрождения колхозов. Мы считаем, что жить можно и за счет туризма, но нужны инвестиции, развитие, база для этого в области есть, но, видимо, там некому этим заниматься, надо же придумывать, разрабатывать программы. Не хватает грамотных людей.

-- Захотят ли костромские власти закрепить за вами эту землю? У вас вообще с ними какие отношения?

-- Отношения с областью складываются по-разному, в общем они не плохие, но трудные. Мы, как они считают, создаем для них проблемы, нарушаем сложившиеся представления о том, что это их земля, и они вправе ею по-своему распоряжаться. Будь мы в их подчинении, они бы нас легко приструнили, а так мы от них не зависим, что им не очень нравится. С другой стороны, они гордятся тем, что в области есть еще один известный музей. Это все-таки престижно. Вот с районом у нас прекрасные отношения, район находится в критическом положении, денег у них совсем нет, они рады все нам отдать.

Но если будет решен вопрос с землеотводом, то все станет на свои места. На эту землю никто не сможет посягать. Это будет федеральная собственность, которую мы будет охранять. Мы же называемся «мемориальный и природный заповедник». Мы должны сохранять исторические природные ландшафты и демонстрировать их людям.

Пока же продолжается и бесхозяйственность, и не очень корректное хозяйствование вокруг, вырубки поступают напрямую к Щелыкову, возникают проблемы с прокладкой коммуникаций, тех же транспортных линий. От таких вещей заповедник нужно защищать. Нам удалось, например, добиться, чтобы вышка сотовой связи была поставлена не прямо на музейной земле, за памятником Островскому, а подальше, в Марково, где ее не видно и она не нарушает ландшафт. Если охранная зона будет закреплена за музеем, мы будем иметь право остановить лесозаготовки. Компромиссы можно найти.

Мы сейчас с помощью специалистов проводим исследования зоны охраняемого ландшафта, в окрестностях выявлено несколько уникальных памятников природы. Им присвоен статус областного значения, в этом случае мы надеемся на внимание области, которая отнесется к ним не как к чужим. Туда будут проложены маршруты, экологические тропы. Ведь охранная зона потребует прокладывать грунтовые дороги, проводить водоохранные, лесоохранные мероприятия. Иначе все потонет. Сами мы не в состоянии определить ни состояние лесных массивов, ни их проблемы, мы не экологи, ни лесопатологи.

-- Вам придется отвечать за состояние лугов, лесов, рек, охранять их от вандализма. Вы справитесь?

-- Мы и сейчас за это отвечаем, но, конечно, нам надо развиваться. Мы по предложению Министерства культуры разработали программу комплексного развития Щелыкова. Это сделано для того, чтобы развитие осуществлялось по плану, и было понятно, что, когда и в каком объеме придется финансировать в ближайшие годы, просчитан эффект. Концепцию написала наш директор Галина Орлова, а сама программа разрабатывалась с помощью специалистов -- это очень серьезный документ, составленный с учетом всех факторов. Ну вот, к примеру, хотелось нам завести лошадок. Но, говорят нам, нельзя просто купить животных, нужно строить конюшню, выделять покосы, устраивать выгул, все ведь взаимосвязано. Пришлось пока от этой идеи отказаться.

-- Зачем же вам лошадки в музее?

-- А мы хотим воссоздать настоящую усадьбу, показать уклад прежней жизни. Сейчас у нас есть мемориальный дом, рядом объездной круг, лестница, беседка -- это, конечно, далеко не все, что тут было при жизни Островского. Поодаль, на обрыве стоял гостевой флигель, двухэтажное здание с мезонином, мы собираемся его восстанавливать. Мемориальный дом следует поберечь -- ему 200 лет. Конечно, он сейчас в прекрасном состоянии, отреставрирован, но все же надо его разгрузить, сократить время пребывания в нем групп. Во флигеле мы разместим экспозицию, связанную с гостями Островского, с его творчеством, на втором этаже будет мемориальная библиотека, которую мы можем сделать доступной для работы специалистов. Около дома мы хотели бы воссоздать хозяйственный флигель, где на втором этаже жили слуги (мы там устроим кабинеты сотрудников). На первом сделаем кухню и прачечную, где посетители смогут пощупать все эти чашки, ложки, где будет гореть очаг и даже можно будет что-то готовить, то есть будем вводить интерактивные формы показа. Мы уже комплектуем утварь: медные ковши, ступки, дуршлаги, кремосбивалки, мороженицы, покупаем вещи в таком состоянии, чтобы ими можно было пользоваться. Еще мы предполагаем восстановить хозяйственный двор, там разместится садово-парковый отдел, можно будет представить хозяйственный инвентарь, хотим разбить теплицы и огород, которые были при Островском, и он ими очень гордился. Люди смогут летом съесть огурец с огорода Островского. Получится усадебный комплекс в действии, способный работать на зрителя.

А в селе Николо-Бережки на базе мемориального дома Соболевых хотим воспроизвести крестьянскую усадьбу, с особенностями быта крестьян, и можно будет проводить параллели с Щелыковым, с жизнью помещичьей усадьбы. Есть еще программа «Щелыково -- родина Снегурочки», не мы ее придумали, но не могли и остаться в стороне, хотя сил и средств не было. Мы и сейчас шьем костюмы, разрабатываем музыкальные программы. У нас круглый год их заказывают, и для детей, и для взрослых. Мы хотим устраивать представления на основе пьесы Островского и фольклора, для этого нам нужно привлечь режиссеров, хореографов, закупить аппаратуру.

-- Вы хотите развиваться в духе современных мировых музейных тенденций: вместо традиционных лекций-экскурсий устроить развлекательно-поучительное погружение в историческую среду.

-- Мы, собственно, ничего сами не выдумываем, просто пытаемся соответствовать тем нормам, которые получили признание.

-- Но поедут ли к вам ради этого туристы, которым придется проделать долгий путь на автобусе или автомобиле, -- для однодневной поездки это слишком утомительно.

-- Нам придется решать и этот вопрос. Мы вынуждены строить при музее туристические структуры, если мы хотим иметь посетителя круглый год. Планируем на месте бывшей деревни Субботино построить этнографический комплекс. Там должна быть харчевня, чтобы можно было накормить людей, и несколько домов, где можно было бы их разместить на ночь. Заодно мы решим проблему с расселением тех специалистов, которые приезжают к нам по договорам. Деньги на это мы рассчитываем получить как от министерства, так и в качестве инвестиций от туристических фирм.

-- А как складываются ваши отношения с пансионатом, он ведь по-прежнему принадлежит СТД, и хотя вам было бы удобно иметь пансионат при музее, вряд ли вам его уступят.

-- С пансионатом мы сосуществуем достаточно мирно, хотя, естественно, интересы сталкиваются. У них свой график, они должны весь год, а не только в летние месяцы, когда приезжают актеры, продавать путевки. Мы пытаемся заключить с ними договор о сотрудничестве, их гости могут посещать наши программы. Но это стоит денег, пусть даже и небольших, а в путевки, оплаченные соцстрахом, не закладывается стоимость музейных абонементов. Лучше дело обстоит летом, эти отдыхающие готовы сами оплатить занятия для детей.

-- Район действительно очень бедный, работы, по сути, нет. Ваша программа создаст рабочие места для жителей близлежащих деревень?

-- Все трудоспособное население у нас и так работает, но когда структура будет развиваться, будем привлекать людей из более отдаленных мест. Мы же не собираемся строить здесь город и всех переселять в Щелыково. Так что, исключая профильных специалистов, все остальная рабочая сила -- из местных. Мы, можно сказать, сами растим себе кадры: сейчас в Щелыкове рожают больше, чем по всей округе, у нас сейчас около ста детей. Они ходят в музей и на занятия бесплатно.

-- Нет ли опасности, что с увеличением потока туристов, с появлением гостиниц и харчевен пропадет обаяние этого места?

-- Наша программа призвана сохранить то, что было, Щелыково -- это социокультурная, исторически сохранившаяся среда, которая развивалась на протяжении уже трех веков. Музей должен сберечь и следы масонской усадьбы Кутузовых, с гротами, ротондами, островками, и время Островских, и усадьбу начала ХХ века, когда здесь жили Шателены, и актерское Щелыково. Мы пытаемся лишь добиться, чтобы людям здесь было комфортно. Чтобы сохранить не только музей, но и специфическую среду обитания, чтобы щелыковцев, тех, кто знает и любит это место, становилось больше.
Беседовала Алена СОЛНЦЕВА

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  23.09.2003
Е. Пархоменко
Музей-заповедник "Щелыково" ждет наплыва туристов
В советское время природный и мемориальный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково» считался третьей по величине и значимости заповедной усадьбой после Михайловского и Ясной Поляны. Тогда посещение музея входило в программу Золотого кольца, но не всякий турист решался преодолеть 130 км от Костромы, чтобы увидеть дом, в котором проводил лето великий русский драматург. Добираться до Щелыкова и по сей день так же трудно, как во времена Островского: самый короткий путь лежит через Кинешму, откуда надо переправиться на пароме в Заволжск и уж потом, по далеко не самой лучшей дороге, проехать еще 18 км до заповедника... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика