N°168
10 сентября 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  10.09.2003
Фабрика страхов
версия для печати
Россия, как и весь мир, за исключением небольшого числа стран с диктаторскими или социалистическими режимами, смотрит продукцию Голливуда. В 2002 году у нас были показаны 170 новых картин из США, включая все блокбастеры. Однако пока кино у нас -- удовольствие не из дешевых, и обычай ходить туда с семьей по субботам только начинает формироваться у так называемого среднего класса. Подавляющее большинство публики довольствуется тем, что показывает «ящик для глаз».

Лидирующие же форматы отечественного телевидения -- это, безусловно, сериалы, фильмы, новости и ток-шоу -- те типы передач, которые всегда попадают на первые места рейтинговых оценок. В прошлом году по общефедеральным каналам и сетям телевидения показали 15 тысяч часов кинопродукции (что составило 54% времени всего эфира) и примерно 700 эпизодов российских сериалов. В 2003 году ожидается производство уже тысячи эпизодов.

Сегодня в телеэфир попадает практически вся национальная кинопродукция, этот рынок не просто открыт -- он поистине бесконечен. Нет никакого другого телепродукта, который мог бы так благосклонно восприниматься всеми зрительскими аудиториями. Именно поэтому представленное телевидением мифологическое содержание становится столь социально значимым.

В тысячах американских фильмов и сериалах прямо или косвенно пропагандируются такие важные гиперидеи, как уважение к частной собственности, к труду, к инициативе, к творчеству, к знаниям.

Российское телевидение тиражирует абсолютно противоположные приоритеты и взгляды. Здесь -- все наоборот: тотальное неуважение к частной собственности, к чужому добру, успеху, мнениям. Мне до сих пор непонятно, почему наши политики и олигархи позволяют медиа глумиться над столь важными вещами?

Через 17 лет после смерти Черненко, после того, как были опубликованы все ранее запрещенные книги и сказаны все слова правды, -- 57% населения нашей страны положительно оценивали историческую роль Сталина и лишь 14%, по опросам ВЦИОМ в январе 2003 года, считали, что при коммунистах жилось бы хуже, чем сейчас, а также только 9% возражали против введения цензуры.

Американская идеология выращивается на мифологии личного успеха. В каждом фильме, телепрограмме, книге человека уверяют, что он, безусловно, сам способен добиться значимых результатов в любой сфере деятельности.

В России же в последние годы речь идет только о тех достижениях, которые прямо или косвенно связаны с телевизором, с медийностью, с общественным вниманием. Только оказавшись в эфире, ты становишься звездой. Личный успех здесь подменяется недоступным десяткам миллионов людей устремлением к телевизионной известности.

Начиная с 1930-х годов, и особенно в послевоенное время, Голливуд пропагандирует важные для выращивания постиндустриального общества приоритеты -- активность, инициативность, горизонтальную и вертикальную мобильность.

У нас ничего подобного -- культа активности, достижимости, креатива, морального преимущества -- просто нет. Более того, сериалы, ток-шоу и тем более криминальные новости разрушают мифологическую притягательность прежних представлений о труде и творчестве, о личном успехе. Зрителю как бы невзначай внушают: если ты чего-то достиг, у тебя отнять это могут в любую минуту. В отличие от американцев у нас отсутствует опора на возможности и практику действия правоохранительных систем.

В последний год в эфир выходит более 40 специальных выпусков криминальных новостей в неделю, где можно увидеть все, от отрезанных голов до инсценировок семейных драм, что абсолютно невозможно на CNN, BBC, французском или германском телевидении. Зрители живут в том придуманном мире, который демонстрируется с экрана, переживая его как реальный.

И так как из телевизора непонятно, что в России происходит на самом деле, вся страна, судя по снятым в последние годы фильмам и сериалам, занимается исключительно «разборками».

Да и само российское общество, по версии наших СМИ, делится сегодня всего на три группы: бандиты, те, кто связан с ними, и все остальные.

Таким образом, на нашем ТВ идет демифологизация и без того мифологически не защищенного населения пореформенной России, где у большинства нет даже внятных политических взглядов, а системы базовых представлений состоят из самых разных, внутренне противоречивых идейных конструкций. Отсюда -- незащищенность людей от проникновения в сферу Приватного и, самое главное, их этическая готовность к такому проникновению.

В России никто идеологическим обеспечением эффективного «строительства капитализма» на протяжении пятнадцати лет не занимался. Не хочет и не умеет это делать. А тот, кто мог бы стать социальным заказчиком, убежден, что подобная деятельность -- «пропаганда», а значит, дело аморальное.
Даниил ДОНДУРЕЙ, главный редактор журнала «Искусство кино»

  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  10.09.2003
Очередной номер журнала «Отечественные записки» посвящен теме средств массовой информации. Отходя от популярных и упрощающих трактовок проблем, связанных со СМИ, журнал предлагает читателю комплексное и многоаспектное рассмотрение этой сферы экспертами и практиками, как отечественными, так и зарубежными. >>
  • //  10.09.2003
Телевидение неминуемо дает ориентиры и представления о том, в какое время, в каком месте мы находимся и как мы живем. Существует известное противоречие, с которым все люди телевидения постоянно сталкиваются и которое вынуждены разрешать. С одной стороны: репутация -- социальная ответственность -- социальные функции -- просветительские моменты. С другой -- сделать все это без наличия огромных финансовых ресурсов невозможно и нереально, иначе это будет телевидение убогое, бедное, неинтересное... >>
  • //  10.09.2003
Россия, как и весь мир, за исключением небольшого числа стран с диктаторскими или социалистическими режимами, смотрит продукцию Голливуда. В 2002 году у нас были показаны 170 новых картин из США, включая все блокбастеры. Однако пока кино у нас -- удовольствие не из дешевых, и обычай ходить туда с семьей по субботам только начинает формироваться у так называемого среднего класса. Подавляющее большинство публики довольствуется тем, что показывает «ящик для глаз»... >>
  • //  10.09.2003
Новое информационное общество становится обществом знаний по быстроте и доступности информации. Реализация новых технологических решений резко ускоряется, и роль информации в обществе повышается. Журналистика из элитарного средства, которое было доступно в XVII веке лишь избранным, главным образом представителям власти, феодалам, служителям церкви, преподавателям университетов, превращается в могущественное средство развития и саморазвития, развития производительных сил, наступает новый экономический порядок, меняется характер деятельности производительных сил и производственных отношений... >>
  • //  10.09.2003
Нужны ли общенациональные СМИ в таком государстве, как Россия? Россия -- это Византия. А в Византии всегда существует одна главная газета, по которой вся страна сверяет курс: что происходит в Москве, в Кремле, о чем думает федеральная власть? Сейчас такой «главной византийской газетой» у нас в стране позволено быть частной газете. Это -- принципиальное изменение, произошедшее после 1991 года и крушения коммунизма в России... >>
  • //  10.09.2003
-- Декларируемая российской властью свобода слова отнюдь не гарантирует нам осведомленности обо всем, что происходит в обществе. В сегодняшней России мы имеем право сказать -- и мы имеем средства сделать так, чтобы сказанное было услышано. Осталось обеспечить доступ к информации. А с этим дело обстоит неблагополучно... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика