N°157
26 августа 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  26.08.2003
Московская публика жаждет зрелищ
версия для печати
Казалось, поиск в столице пустыни со свободным от рекламы брандмауэром в этом году завел организаторов фестиваля видеоарта «Пусто» в тупик. Красивая и модная идея выпустить искусство на улицы, дабы к нему приобщалась не только специально пришедшая публика, но и случайно прогуливающиеся, а также проезжающие мимо на автомобилях люди, на пересечении Лаврушинского переулка и Кадашевской набережной столкнулась с жестокой и предсказуемой реальностью: даже теплым летним вечером некому гулять в этом замечательно пустынном, равноудаленном от пивных ларьков и станций метро, свободном от увеселительных заведений месте (хоть и построили здесь мостик, первый из череды ведущих по новомосковской традиции из никуда в никуда). Что же до автомобилистов, то едут они в этом месте ровно в противоположную сторону, при всем желании увидеть экран не в состоянии и дивиться могли лишь симпатичной юной толпе, уютно расположившейся на полянке и глазеющей на нечто невидимое. Тоже аттракцион, конечно.

Но Москве явно не хватает летних развлечений, имеющиеся не балуют оригинальностью и разнообразием, а потому тяга к зрелищам оказалась сильнее всех обстоятельств (даже отсутствия пива), и народу полюбоваться видеоартом на травке в центре столицы собралось немало. Даже дождь, грянувший-таки в третий, заключительный день видеопоказа, публику не разогнал: стояли под зонтиками и терпеливо ждали, когда организаторы заизолируют технику от воды полиэтиленовыми мешками (обеспечившими бесподобный звук) и выдадут «медицинское количество» водки рискующим здоровьем любителям искусства.

Энтузиазм, проявленный публикой, был совершенно загадочным, поскольку программа фестиваля оказалась не менее странной, чем избранное для него место. Ролики показывали не то чтобы самые новые. Или самые лучшие. Или самые смешные. Или самые короткие. Скорее самые разные, в том числе и откровенно плохие, скучные и длинные. Исторический принцип отбора проявился лишь однажды, когда объявили «самый первый» образец российского видеоарта: работу Гии Ригвавы 1993 года, посвященную очередному съезду народных депутатов, «Не верьте им, они все врут... и все сожрут». Произведение было радостно воспринято публикой в силу неувядающей своей актуальности. Из «классики» показали еще «Демонстрацию» (2000) совместного производства группы Radek и Дмитрия Гутова (присоединяясь с толпе на переходах, художники разворачивают транспаранты с интригующими и загадочными надписями), программу Владислава Ефимова и Аристарха Чернышева, включающую знаменитый «Памятник Арнольду Шварценеггеру в роли Терминатора», и холодноватый интеллектуальный «Квартет» группы ESCAPE. Возможно, часть прославившихся в отечестве видео слетела по цензурным соображениям: власти тщательно следят за чистотой несозревших умов, населяющих наш город (эротическая пресса на каждом углу не в счет), но окончательно объяснить откровенную слабость программы это соображение все же не в состоянии.

Прикрыли беспомощность кураторов трудяги из Сибири, неистощимые «Синие носы». Все три дня «на экране» была их программа «Из Сибири, с любовью»: главное блюдо для гурманов и людей случайных, украшение бестолково устроенного мероприятия. Они единственные исхитрились привлечь внимание проезжающих по набережной (в противоположном направлении!) автомобилистов. Те буквально сворачивали головы, вываливались из «Мерседесов» и «Жигулей», пытаясь понять бурную реакцию публики на скрытое от их глаз зрелище. К счастью, обошлось без аварий.

«Синие носы» -- незатейливые комики среднего возраста -- легко, с минимальными внешними усилиями вызывают смех публики любой степени интеллектуальности, насмотренности и начитанности. В шапках-ушанках, трениках или семейных трусах, они идеально вписываются в образ «диковатого, но симпатишного» российского художника за границами нашей родины и в необъятных ее глубинах, отстаивают на модных выставках высокий уровень нашего трэша, самого мусорного в мире. Модные в столицах и Европах Вячеслав Мизин с Александром Шабуровым, кажется, уже не успевают снимать свои невозможно смешные и откровенно халтурные ролики для всех выставок и фестивалей, на которые их зовут. Но и старая программа вызывает признательный гогот присутствующих. В третий, дождливый день организаторы даже переставили «Синих носов» в конец, поскольку после их выступлений народ удовлетворенно расползается с полянки. Утешить жаждущих «продолжения банкета» и уставших уже в который раз смеяться над «Анонсом фильма «Вдвоем против мафии» сможет, возможно, премьера этой кинокартины. Ее ожидают в сентябре в Галерее Гельмана.

Замечательному во всех отношениях фестивалю «Пусто» пора привлекать к организации профессионалов, чтобы пусто место было еще более заполненным и случайными прохожими, и взыскательной публикой. Поскольку концепция «стараться не стоит, если и так народ сбегается» может завести в дебри еще более густые, чем демонстрация чудовищной и бессмысленной «Борьбы Бобра с Козлом», а публику одними «носами», даже помещенными в конце программы, никак не удержишь.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ

  КУЛЬТУРА  
  • //  26.08.2003
Казалось, поиск в столице пустыни со свободным от рекламы брандмауэром в этом году завел организаторов фестиваля видеоарта «Пусто» в тупик. Красивая и модная идея выпустить искусство на улицы, дабы к нему приобщалась не только специально пришедшая публика, но и случайно прогуливающиеся, а также проезжающие мимо на автомобилях люди, на пересечении Лаврушинского переулка и Кадашевской набережной столкнулась с жестокой и предсказуемой реальностью: даже теплым летним вечером некому гулять в этом замечательно пустынном, равноудаленном от пивных ларьков и станций метро, свободном от увеселительных заведений месте (хоть и построили здесь мостик, первый из череды ведущих по новомосковской традиции из никуда в никуда). Что же до автомобилистов, то едут они в этом месте ровно в противоположную сторону, при всем желании увидеть экран не в состоянии и дивиться могли лишь симпатичной юной толпе, уютно расположившейся на полянке и глазеющей на нечто невидимое. Тоже аттракцион, конечно... >>
  • //  26.08.2003
На 60-м Венецианском фестивале Россию представит фильм «Возвращение»
Судьба картины удивила даже ее создателей. Когда Раиса Фомина, глава «Интерсинема-арт», получила от продюсера Дмитрия Лесневского предварительный материал фильма на видео, она, соглашаясь стать дистрибьютором, поставила обычное свое условие: «Если вы не ждете от картины оглушительного успеха, денег, славы и участия в престижных фестивалях, то я берусь». Дебютант в игровом полнометражном кино Дмитрий Лесневский, снявший картину с режиссером-дебютантом Андреем Звягинцевым, в свою очередь занявшим в фильме неизвестных широкой публике актеров, сразу согласился. А дальше история стала похожа на сказку о «Золушке»... >>
  • //  26.08.2003
В "16 тоннах" группу Mogwai едва не затолкали слушатели
В субботу, 23 августа, в солидном клубе "16 тонн" негде было упасть яблоку и поставить кружку пива. Причина -- концерт шотландской группы Mogwai, который собрал под своей крышей самых прогрессивных молодых людей Москвы: высокая входная плата (600 руб.) не оттолкнула желающих приобщиться к сеансу музыкального шаманства. >>
  • //  26.08.2003
Новые книги. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика