N°143
06 августа 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  06.08.2003
Бойцы вспоминают минувшие дни
Воздвигнут памятник неофициальной культуре Ленинграда

версия для печати
Изданный «Новым литературным обозрением» том «Самиздат Ленинграда. 1950--1980-е» по праву именуется «литературной энциклопедией». Хотя о подпольной питерской культуре второй половины XX века написано совсем немало, будущему исследователю никак не обойтись без трех основных разделов увесистого тома -- «биографического словаря» (он, естественно, занимает большую часть книги), перечня «изданий, групп, акций» и увлекательной «хроники событий», имевших место между смертью Сталина и приходом свободы. Замечателен и фотораздел «Самиздат в лицах». Тут несчастье (ни в какую энциклопедию не вобьешь портреты всех ее персонажей, да и не все добудешь) помогло счастью: резко индивидуалистическая, в большей или меньшей мере ориентированная на модернизм, неофициальная культура могла существовать лишь как «общее дело частных лиц» -- перемещение фотографий в отдельный блок, чередование портретных и групповых снимков выразительно свидетельствуют об этом родовом свойстве всякого андерграунда.

Энциклопедия -- жанр беспристрастный, предполагающий чистую фактографию и бегущий оценок. Но так бывает только в теории, на деле же любой словарь утверждает ценности своих составителей и стоящей за ними референтной группы. Поздние советские энциклопедии, в особенности «тематические», вроде «Мифов народов мира» или Словаря русских писателей, формировались в процессе ожесточенной, хотя и не слишком зримой стороннему наблюдателю борьбы «хозяев» -- носителей и охранителей партийной идеологии -- и «работников», не только авторов, но и издательских редакторов. Сейчас о такой борьбе речи нет -- власть (пока!) не слишком интересуется шевелением гуманитарной мысли, а независимые издательства (в том числе «НЛО») публикуют тех авторов, что им близки. Что, разумеется, прекрасно, хотя и вносит в энциклопедические сюжеты свежие обертоны.

Никакой беспристрастностью в «Самиздате Ленинграда» и не пахнет. Восхищение талантливыми свободолюбцами и гнев на их гонителей, радость от давних побед и безысходная скорбь по загубленным и искалеченным человеческим судьбам слышатся едва ли не в каждой словарной заметке, посвящена ли она тем, кто сейчас почитается классиком (Ахматова, Бродский), или извлеченным из глухой безвестности поэтам, прозаикам, эссеистам и публицистам. Присущее и традиционным справочникам «выравнивание объектов» здесь становится особенно энергичным и целенаправленным: гении и графоманы, мученики и провокаторы, люди, случайно свернувшие на опасную дорожку, и те, кто сознательно торил тропу, мечтая превратить ее в магистраль, на какое-то мгновение теряют различия (четко в словарных статьях обозначенные!) и предстают солдатами (от рядового до фельдмаршала) единой армии. Так энциклопедия превращается в апологию.

И вероятно, иначе быть не могло. Потому что все авторы книги -- бойцы той же армии. И «Самиздат Ленинграда» для них не история, а судьба. Вячеслав Долинин с 60-х годов занимался распространением самиздата, собирал информацию для «Хроники текущих событий», печатался в журналах «Сумма», «Часы», «37», в 1982-м был осужден по 70-й статье на четыре года лагерей и два ссылки... Борис Иванов (его перу принадлежит включенная в книгу концептуальная статья «Литературные поколения в ленинградской неофициальной литературе») уже в 60-х составлял письма протеста и собирал подписи, участвовал в работе ряда неформальных объединений, был основоположником и редактором журнала «Часы», соучредителем и лауреатом легендарной премии Андрея Белого... Борис Останин, расставшись в 1972-м с государственной службой и научной карьерой, двадцать лет работал то сторожем, то истопником, был соредактором «Часов», одним из основателей Клуба-81, организатором неформальных конференций, посвященных новому искусству, и при этом азартно переводил Ионеско, Камю, Кастанеду, Тибетскую книгу мертвых... Дмитрий Северюхин (им осуществлена общая редакция энциклопедии) публиковался в «Часах», составил словарь «Художники русской эмиграции», занимался историей русского футуризма... Несходство этих четырех судеб очевидно -- и так же очевидна их зарифмованность. Как очевидно стремление авторов сочленить, зарифмовать, свести в едином узоре обычное и невероятное (как всегда бывает) разнообразие личностей, прикосновенных к самиздату Ленинграда. Порой интересных вовсе не тем. А порой -- и просто неинтересных.

Не надо спрашивать, мыслима ли питерская подпольная культура в отрыве от московской провинциальной. И о том, сколь крепко сцеплен самиздат с либеральной «дозволенной» словесностью, -- тоже не надо. И о болезненных (во всех смыслах) изгибах существования в подполье -- тоже. «Правильные» ответы авторы знают лучше, чем мы. (Все «законные недоумения» легко обнаружить в книге, чей пафос прямо им противостоит.) Знают, потому что прошли сквозь ад, который теперь кажется потерянным раем. Их право, их дорого стоящий выбор, их судьбы. Нас там не стояло.
Андрей НЕМЗЕР

  КУЛЬТУРА  
  • //  06.08.2003
Завтра премьера фильма Петра Буслова «Бумер»
«Бумер» -- это совсем не дебиловатый розовый великан с длинными резиновыми руками из рекламы жевательных конфет. Так называют еще и немецкую машину BMW, на которой сломя голову убегают из Москвы четверо друзей -- Костян Кот (Владимир Вдовиченков), Леха Килла (Максим Коновалов), Димон Ошпаренный (Константин Мерзликин) и Петя Рама (Сергей Горобченко). Уже по прозвищам можно понять, что консерваторий они не кончали, а вот угнать чужую машину для этих простых и молодых ребят не проблема. После сумбурной и крайне неприятной истории с применением огнестрельного оружия и вынужденным отключением мобильной связи они собираются отсидеться подальше от порта пяти морей, пока там все более-менее не уляжется... >>
  • //  06.08.2003
Воздвигнут памятник неофициальной культуре Ленинграда
Изданный «Новым литературным обозрением» том «Самиздат Ленинграда. 1950--1980-е» по праву именуется «литературной энциклопедией». Хотя о подпольной питерской культуре второй половины XX века написано совсем немало, будущему исследователю никак не обойтись без трех основных разделов увесистого тома -- «биографического словаря» (он, естественно, занимает большую часть книги), перечня «изданий, групп, акций» и увлекательной «хроники событий», имевших место между смертью Сталина и приходом свободы. Замечателен и фотораздел «Самиздат в лицах». Тут несчастье (ни в какую энциклопедию не вобьешь портреты всех ее персонажей, да и не все добудешь) помогло счастью... >>
  • //  06.08.2003
New York City Ballet покорил питерскую аудиторию
Фестиваль «Звезды белых ночей», продолжавшийся в этом году ровно три месяца, вчера наконец завершился. Все лето приезжали знаменитейшие оркестры; полыхал харизмой Гергиев; гастролировали лучшие балетные труппы; город жил в безумном ритме Мариинки и, включившись в него, получал какое-то магическое удовольствие. И финал был придуман равный этим трем месяцам: закрывал фест New York City Ballet своей самой холодной, сдержанной, аскетичной программой. Три черно-белых балета («Кончерто барокко» Баланчина, Hallelujah junction Мартинса и баланчинский же «Агон») впустили на сцену строгий северный ветер -- пришло время собираться в путь... >>
  • //  06.08.2003
Обзор новых книг. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика