N°142
05 августа 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  05.08.2003
Малевич: «без-книжник», пророк, речетворец
версия для печати
На выходе очередной том уникального собрания сочинений главного художника и теоретика русского авангарда Казимира Севериновича Малевича. Обозреватель газеты «Время новостей» Сергей ХАЧАТУРОВ попросил рассказать о значении этого проекта в целом и новом томе в частности составителя пятитомного издания, исследователя жизни и творчества Малевича, доктора искусствознания Александру ШАТСКИХ.

-- Предпринимались ли ранее попытки издать все эпистолярное наследие Казимира Малевича?

-- В 1968--1978 гг. сочинения Казимира Малевича были изданы в Дании. По объему была опубликована лишь одна шестая часть наследия художника.

-- Когда возникла идея нынешнего фундаментального издания?

-- В конце восьмидесятых мы вместе с профессором Дмитрием Владимировичем Сарабьяновым работали над монографией, посвященной Казимиру Малевичу (вышла в издательстве «Искусство» в 1993 году). Изучая витебский архив художника (напомним, что Витебск был своеобразной экспериментальной площадкой русского авангарда; живший там в 1919--1922 гг.Малевич руководил объединением «Утвердители нового искусства», «Уновис»), я была потрясена первобытной, стихийной мощью его философских сочинений. Точнее, даже не философских... Автор «Черного квадрата» ощущал себя скорее пророком, нежели философом; отсюда эсхатология «первого-последнего» учения о беспредметности, его мессианские интонации. Так вот, пленившись энергией его мысли, я решила опубликовать собрание сочинений Малевича. Дважды составляла для двух разных издательств план-проспект, предполагающий в одном случае десять, в другом пятнадцать томов. Третья попытка увенчалась успехом, и в 1993 году был заключен контракт с издательством «Гилея» на публикацию сочинений Малевича в пяти томах. Надо сказать, директор издательства Сергей Кудрявцев взял на себя благородную миссию знакомить читателей с литературным архивом великого русского авангардиста. Само название «Гилея» восходит к наиболее радикальной и наиболее значимой футуристической группировке 1909--1915 годов, активно занимавшейся издательской деятельностью. Наше сотрудничество с Сергеем Кудрявцевым -- результат взаимного встречного движения.

-- Какова логика организации томов?

-- Главной мыслью было издавать так, чтобы на каждом томе издание могло прерваться. То есть все книги должны иметь завершенную внутри себя структуру. Первый том вышел в 1995 году. В нем собраны все прижизненные публикации трудов Малевича, начиная с манифеста 1913 года и кончая последней статьей о кино, к которой в 1929 году прилагался редакционный комментарий. Сегодня бы он формулировался вполне определенно: «Точка зрения редакции не совпадает с точкой зрения автора».

Второй том вышел в 1998 году. В нем опубликованы работы Малевича, появившиеся в переводах на немецком, польском, украинском языках. Многие из них не сохранились в русских оригиналах. В частности, статьи, переведенные с украинского, были посланы Малевичем в Харьков для журнала «Новая генерация». Они позволяют оценить взгляд художника на современное ему искусство: движение творческой мысли от «измов» к беспредметничеству.

В вышедшем три года назад третьем томе публикуется главный философский трактат Малевича «Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой», законченный в Витебске в феврале 1922 года. Это сочинение позволяет полноценно оценить парадоксальность и своеобычность Малевича-мыслителя. Закрепляя свои постижения в слове, Малевич не нуждался ни в каких посредниках; путь его был путем философа-мистика, опиравшегося на свой внутренний опыт, не способного ни к исследованию, ни к интерпретации чужих идей, мыслей, текстов, неподвластного априорным предпосылкам в восприятии мира, внедренным образованием (из-за отсутствия образовательного ценза сам художник называл себя «без-книжником»). Малевич абсолютизировал свою истину поиска пути перехода от конечного (предметного) мира к иррациональному, непостижимому «освобожденному Ничто».

-- Насколько я знаю, на этом пути Малевичу удалось многое напророчествовать в истории России...

-- Безусловно. Отказывая видимой реальности в истинности, в своих суждениях об обществе Малевич был наиболее близок анархистам. К обслуживающему «харчевые потребности» человечества государству художник испытывает стойкую неприязнь. Оно однозначно машина подавления, агрессии. Вот какую оценку дает Малевич социализму: «Для Социализма люди -- средства, через которые установить можно Социализм, а не обратно...» Принципиально антипрогрессистское мировоззрение заставляло Малевича резко протестовать против идеологии и культивирования «Будущего как предметной надежды», которые практиковались «вождями предметного блага». В одном высказывании Малевич даже предвосхитил иконографию будущих советских памятников вождю пролетариата Ленину: «Ни один вождь не провел народ мимо орудий к благу, потому что его нет, его нужно сделать, хотя всегда указует место будущего как блага; его указующий палец вечно направлен на меч и горнило пушки. Там по-за ним (и) лежит то, чего хотите, там будущее, в нем и ваша идеальная жизнь, преодолейте пушки!»

-- Тема нового тома, который вот-вот появится на прилавках книжных магазинов, как-то связана с главным литературным трудом Малевича?

-- Да, конечно. В четвертый том вошли трактаты и лекции первой половины 20-х годов. Они имеют непривычные заголовки в виде математических дробей от 1/40 до 1/49 с пропуском 1/43 и 1/44. Что это значит? Необходимо сделать отступление. Если представить себе главный труд Малевича «Мир как беспредметность, или Вечный покой» в объемно-пространственном воплощении, станет очевидным, что при организации рукописи Малевич впервые применил принцип конструирования, который получил столь впечатляющее воплощение в его архитектонах. В архитектурных моделях к доминирующему объему приставлялись разные стереометрические шестигранники (кубы, бруски, плиты). Аналогично и в «Вечном покое» просматривается своеобразный «серийный принцип». Трактаты-дроби из нового тома -- это строительные блоки, маркированные для порядка монтажа архитектурного сооружения. Цифра в знаменателе означает отношение к части главной рукописи, «Вечного покоя», а цифры в числителе указывают на соответствующий параграф этой части. Такой пространственный монтаж обусловил возникновение единого словесно-пластического произведения, своеобразной вербальной инсталляции.

-- В сокращенном и сильно адаптированном немецком переводе трактат «Мир как беспредметность» был издан в начале 1960-х благодаря другу Малевича в Берлине Гансу фон Ризену. Вы впервые представляете научную публикацию и главного труда Малевича, и всех прилагаемых к нему «маркированных» трактатов и лекций. В каких архивах они в основном хранятся?

-- Рукопись «Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой», а также вошедшие в новый том «нумерованные трактаты» хранятся в архиве Казимира Малевича в Стеделийк Музеуме, Амстердам. Ранее они находились в Берлине, в семье упомянутого вами друга Малевича и переводчика его трактата Ганса фон Ризена. Свой архив художник оставил друзьям Ризенам в мае 1927 года, снабдив распоряжением-завещанием: «В случае смерти моей или тюремного безвыходного заключения, и в случае если владелец сих рукописей пожелает их издать, то для этого их нужно изучить и тогда перевести на иной язык...» Материалами заключительного, пятого тома станут документы, также попавшие в Амстердам (Стедейлийк Музеум) из Берлина, и, кроме того, из недавно открытого культурного фонда «Центр Харджиева--Чаги», названного по фамилии супругов, эмигрировавших из России знатоков и коллекционеров русского авангарда.

-- И последний вопрос. Труды Малевича можно назвать хорошей литературой? С эстетической точки зрения их интересно читать?

-- А как же! Мы уже говорили о том, что в создании формы рукописи главного трактата сказался дар Малевича-художника. Сам стиль его литературных опусов восхищает неуклюжей грандиозностью и темной вдохновенностью -- впечатление в чем-то сходное с чтением повестей Андрея Платонова. Естественно, в самой организации текста явственны отголоски поэтики футуризма. Общими для Малевича и литераторов-будетлян приемами являются «словосдвиги» -- остранения привычного смысла слов, неологизмы, грамматическое конструирование понятий. Позже подобные языковые мыслеконструкции станут востребованы в философии Мартина Хайдеггера, объявившего язык домом бытия.
Беседовал Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  05.08.2003
На сцене Мариинского театра станцевали балеты Иеремии Рабиновича
Взбалмошный, виртуозный и не испытывающий комплексов New York City Ballet свою гастроль в Мариинке выстроил по старобалетному, строго иерархическому принципу. Вторым хореографом NYCB был Иеремия Рабинович, округливший свое имя до Джерома Роббинса, -- и вот, пожалуйста, второй вечер отдан именно его сочинениям. Также три балета, как в вечер Баланчина; также представлены спектакли разных периодов. Народ на малознакомого России Роббинса (в Мариинке шел когда-то балет «В ночи», да в Большом мелькнул «Послеполуденный отдых фавна») ломился не меньше, чем на пышно цветущего Баланчина. Во множестве были чрезвычайно солидные, вовсе не балетные люди. Народ пришел взглянуть на другие сочинения человека, сотворившего для их юности «Вестсайдскую историю». Давшего тогда немножко подышать тем быстрым, горячим, танцующим воздухом... >>
  • //  05.08.2003
Традиционную «Юрмалу» второй год накрывает «Новая волна»
Вечером 3 августа были подведены итоги международного музыкального фестиваля «Новая волна-2003», завершающий этап которого состоялся в Юрмале... >>
  • //  05.08.2003
На выходе очередной том уникального собрания сочинений главного художника и теоретика русского авангарда Казимира Севериновича Малевича. Обозреватель газеты «Время новостей» Сергей ХАЧАТУРОВ попросил рассказать о значении этого проекта в целом и новом томе в частности составителя пятитомного издания, исследователя жизни и творчества Малевича, доктора искусствознания Александру ШАТСКИХ... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика