N°133
23 июля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  23.07.2003
Высылка вместо расстрела
Историю депортации интеллигенции в 1922 году рассказали в фотографиях и документах

версия для печати
В зале Государственных архивов на Пироговке открылась очередная выставка: после подробной истории о последнем годе жизни Сталина, 1953-м, архив обратился к началу советской истории и предложил вниманию зрителя одну из самых ярких акций (как профессионально назвал ее архивист из ФСБ, операций) «ранних» большевиков. Выставка называется «Философский пароход. О высылке интеллигенции в 1922 году». Тему предложил Архив ФСБ, в выставке участвовали Российский государственный архив, архивы социально политической истории России, президента России, литературы и искусства и примкнувший к ним музей общества «Мемориал». Для выставки собирали разрозненные обрывки и осколки истории, которые долго хранили в тайне, пока не пришло время собирать камни и складывать картины. Много кусочков утеряно, но и оставшихся довольно для впечатлительного зрителя.

Каждый пореволюционный год был велик и страшен по-своему. И 1922-й дал много материала для выставки: фотографии голодающих детей, декреты большевистской власти о новой экономической политике и изъятии церковных ценностей, яркие супрематические плакаты Вхутемаса, окаменевшие крошечные пайки хлеба, смешанного с грязью и землей, выцветшая переписка чиновников о суде над эсерами. Из представленного видно, что жизнь буквально била ключом, непосредственно по голове широких трудящихся масс. Интеллигенция же, как ей и положено было, создавала научные общества, писала умные доклады, издавала книги. Особенного вреда для новой власти все эти книжки да бумажки, как теперь кажется, не представляли. Если могли рекомендовать присоединить к процессу над эсерами и тех, кто давно перековался в большевиков (еще без имен, так, в качестве рабочей идеи), то уж с забастовками врачей в Хамовническом районе и контрреволюционными «восхвалениями земской медицины» справлялись без труда. И все же «мнимобеспартийная буржуазно-демократическая интеллигенция» отвлекала внимание занятых государственным строительством большевиков. Интерес, который проявляли к ученым и профессорам, овеществлен папками с заведенными на них делами, многочисленными «исправленными и дополненными» списками на высылку, бумажками с ходатайствами и прочей делопроизводственной ерундой. Из нее следует, что к операции по высылке пары сотен «писателей и профессоров, помогавших контрреволюции» (цитата из письма Ленина к Дзержинскому, положившего начало этой истории), готовились хоть и тихо, но тщательно, даже деньги тратили -- на визы, фрахт двух пароходов и даже на железнодорожные билеты. В списках, набитых на машинке (аппарат представлен тут же), чернильные пометки: кого высылают со свободы, кого из-под ареста, кого не нашли, кого решили помиловать, оставить (то в качестве уникального специалиста, то по тайному ходатайству органов). Жизненные перспективы избегших высылки скромно, но эффектно живописуют экспонаты, предоставленные музеем «Мемориала»: тюремная утварь (миска, кружка, ложка), карандашные зарисовочки лагерного быта. Трудно не согласиться с Львом Троцким, что высылка интеллигенции, по сути, была актом гуманным (Троцкий в интервью «Известиям» от 30 августа 1922 года мотивировал это мнение тем, что иначе, при обострении ситуации, пришлось бы всех просто уничтожить.) Судьбы иных из покинувших родину представлены на выставке довольно подробно (фотографии, книги, иногда переписка о возвращении на родину). О других -- ни слова. Увы, нет и информации о тех несчастных, кому удалось остаться: писателе Замятине и ученом Кондратьеве, например. Размеры скромного зала Государственных архивов заставили оборвать историю на полуслове. Но напоследок она нам подмигнула: спонсором выставки выступил ЮКОС.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ

  КУЛЬТУРА  
  • //  23.07.2003
Николя Ле Риш -- этуаль Парижской оперы и приглашенная звезда «Ковент Гарден» -- приехал в Санкт-Петербург на «Звезды белых ночей» вместе с Английским королевским балетом, станцевал «Маргариту и Армана» с первой балериной мира Сильви Гиллем и дал Екатерине БЕЛЯЕВОЙ эксклюзивное интервью для газеты «Время новостей». >>
  • //  23.07.2003
В Москве проходит летняя школа современного танца «Цех»
Толпу желающих поделили на два потока: первые скоро уже закончат учиться (поток с 21 по 26 июля), вторые 28-го только начнут. И те и другие занимаются одним и тем же: техникой contemporary dance, композицией, джазом и контактной импровизацией. И в первом и во втором потоке можно выбрать уровень занятий: общий или продвинутый. В родном отечестве, где так часто значимые хореографические идеи погибают из-за неловких рук и негибких ног, московское объединение театров танца «Цех» решилось взяться за танцевальное образование... >>
  • //  23.07.2003
Первоначальная цена здания, «сыгравшего» в нашумевшем фильме, 250 000 фунтов стерлингов
Сегодня праздник у всех поттероманов мира: исполнителю роли чудо-мальчика со шрамом Дэниэлю Рэдклиффу исполняется 13 лет. Рэдклифф будет принимать поздравления на съемочной площадке «Гаррии Поттера и узника Азбакана», экранизации третьей серии эпопеи Джоан Роулинг... >>
  • //  23.07.2003
Историю депортации интеллигенции в 1922 году рассказали в фотографиях и документах
В зале Государственных архивов на Пироговке открылась очередная выставка: после подробной истории о последнем годе жизни Сталина, 1953-м, архив обратился к началу советской истории и предложил вниманию зрителя одну из самых ярких акций (как профессионально назвал ее архивист из ФСБ, операций) «ранних» большевиков. Выставка называется «Философский пароход. О высылке интеллигенции в 1922 году»... >>
  • //  23.07.2003
В серии «Зебра» издательства «Фантом-пресс» -- новинка, роман Джеффа Николсона «Бедлам в огне» (перевод Игоря Алюкова). Классический вариант английской прозы кембриджского извода. Отличительные особенности -- весьма изощренный сюжет, прикрывающий интеллектуальные намеки автора, понятные лишь избранным. Приманка с виду хороша. На вкус -- стоит распробовать... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика