N°132 22 июля 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Вирус биеннале Российские художники оказались западнее восточноевропейских
Спустя две недели после открытия Венецианской биеннале в самом центре Европы открылась 1-я Пражская биеннале, организованная главным образом командой издателя журнала «Флэш Арт» Джанкарло Полити, который все активнее заявляет о своих кураторских амбициях. В 2001 году он создавал биеннале в Тиране, в следующем году на очереди Милан. Выбор Чехии не так радикален, как Албании, хотя в этой стране надо было ожидать конкуренции -- ведь здесь проходят такие крупные события, как театральная Пражская квадриеннале и кинофестиваль в Карловых Варах.
Организаторы биеннале сделали все возможное, чтобы событие получилось масштабным. На центральной -- Вацлавской -- площади Праги красовалась огромная растяжка с работой Playtime Светланы Хегер, а большинство рекламных щитов в городе были окрашены в ярко-розовый фирменный цвет биеннале. Впрочем, публики на вернисаже было немного -- очевидно, пражская аудитория современного искусства еще меньше московской. Между тем Пражская биеннале собрала более 200 художников, а это -- половина от количества художников Венецианской биеннале. Экспозиция заняла два первых этажа Велетрижни Палаца -- одного из зданий Национальной галереи, где постоянно выставлено искусство XIX--XX вв. Главной сенсацией биеннале, в особенности при соотнесении с конечным результатом, стал ее бюджет -- около 100 тысяч евро -- мизерная сумма по сравнению с другими событиями такого масштаба. Возможно, именно это отличает Пражскую биеннале от ее многочисленных сестер во всем мире. Кроме того, приоритет здесь, в отличие от респектабельной Венецианской биеннале, был за молодыми художниками, которые почти исчерпывающе представили основные тенденции в современном искусстве. Во-первых, было много живописи, в основном американской и итальянской. Ее неожиданную популярность в современном искусстве на биеннале окрестили как «Эффект Лазаря» -- и действительно, актуальные художники в ХХ веке не раз объявляли о смерти живописи, ан нет -- она все продолжает жить! Как водится, была представлена своя внутренняя оппозиция (английский проект «B+B» -- «Бойкот биеннале») и «альтернативная» программа в городе. В ней, кстати, принял участие и скандально известный художник Авдей Тер-Оганьян, временно проживающий в Праге. Ученики Авдея -- молодое московское сообщество «Радек» -- участвовали в международной секции выставки «Прекрасные знамена. Демократия. Репрезентация. Участие». Особенной популярностью пользовалась видеоинсталляция молодого итальянца Луки Ренто «Смотри под ноги» -- пол абсолютно черного бокса обильно засыпан крупными морскими ракушками, которые ломаются и хрустят под ногами зрителей, затрудняют шаги в, кажется, безвыходном пространстве, в то время как на видео запечатлены чужие замедленные шаги. Пожалуй, именно разноплановые видеоработы стали сильной стороной биеннале. Интересными в этом контексте оказались и видеоинсталляции русских художников. Программа Escape представила работу «Квартет», знакомую московскому зрителю по блестящей победе в конкурсе «Мастерских Арт-Москвы» в мае этого года. На «Мастерских» же можно было видеть и вызвавшую интерес пражских зрителей работу молодого питерского художника Андрея Устинова «Изгнание из рая». Англичанин Фрэнсис Гомила представил тонкую и необычайно эффектную работу «Место под названием Оксмур», посвященную простым жителям провинциального городка. Камера неспешно совершает круг, показывая интерьеры и людей в них, -- эстетика каждого кадра напоминает о голландской и французской живописи XVII--XVIII вв. и неожиданна на выставке современного искусства. Видео «Край» румына Забольча Кисспала -- это пересекающие экран от края до края птицы, которые отлетают от рамки неба как шарики в компьютерной игре. Голландец Марк Биджл представил документацию провокационной антивоенной акции в берлинском метро. Полька Марта Дескур сделала работу о турецких эмигрантах в Берлине. Уже о русских и восточноевропейских эмигрантах, но в том же Берлине работа нашей художницы Елены Ковылиной «Домофон». Это снимки табличек у входа в парадные, где художник красным подчеркивает имена соотечественников. О простоте пересечения границ и о смешении понятий «центр» и «периферия» -- персональная работа члена Программы Escape Лизы Морозовой. Максим Илюхин представил фотосерию, посвященную пожилому поколению, а Антон Литвин в своей инсталляции «Аленький цветочек» обратился к цехам завода ЗИЛ. Фотографии граффити городских окраин стали материалом проекта «Творчество» Георгия Первова. Российские работы на биеннале были объединены общим проектом «Преодолевая отчуждение»; все они по-разному говорили об одном и том же -- о том, что человек в состоянии преодолеть отчуждение и границы, выстраиваемые обществом, странами и культурами. Стоит отметить, что российские художники в контексте биеннале отнюдь не выглядели маргинально, или, как здесь подразумевалось, «периферийно». Их работы в большей степени сопоставимы с искусством Западной Европы, нежели с искусством стран бывшего Восточного блока. И этот факт лишь в очередной раз доказывает, что географические и культурные периферии и центры далеко не всегда совпадают. |
Мэтр московского концептуализма Эдуард Гороховский представил свою версию постистории В Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) открылась выставка Эдуарда Гороховского «Черный прямоугольник». Это 48 работ (акрил на черной бумаге), написанных им за последние годы в Германии. Идея проекта проста, визуально насыщена и напоминает медленное движение кинокадра в рамках черного экрана, на котором высвечиваются события «авторской» кинохроники Эдуарда Гороховского... >>
На Болотной площади все желающие два дня танцевали под электронику В прошедшие выходные на Болотной площади состоялся музыкальный фестиваль «Мегаполис. Пульс». В течение уикенда на двух выстроенных сценах выступили российские и зарубежные музыканты, играющие танцевальную электронную музыку самых популярных на сегодня стилей и направлений... >>
Причина бедности «Славянского базара в Витебске» -- бюрократия Двенадцатый международный фестиваль искусств завершился сборным концертом, который можно было посмотреть по РТР в сильно усеченном и перемонтированном виде. На следующий день, уже после закрытия, выступили рок-команды «Би2» и «Ночные снайперы». «Би2» в Белоруссии объявляются как «наши соотечественники», даром что Шура и Лева (рожденные в Бобруйске) -- граждане Австралии и Израиля... >>
Российские художники оказались западнее восточноевропейских Спустя две недели после открытия Венецианской биеннале в самом центре Европы открылась 1-я Пражская биеннале, организованная главным образом командой издателя журнала «Флэш Арт» Джанкарло Полити, который все активнее заявляет о своих кураторских амбициях. В 2001 году он создавал биеннале в Тиране, в следующем году на очереди Милан... >>
В дни открытия биеннале центральная площадь Праги была украшена плакатом с работой Светланы Хегер (Swetlana Heger) Playtime >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|