Спустя две недели после открытия Венецианской биеннале в самом центре Европы открылась 1-я Пражская биеннале, организованная главным образом командой издателя журнала «Флэш Арт» Джанкарло Полити, который все активнее заявляет о своих кураторских амбициях. В 2001 году он создавал биеннале в Тиране, в следующем году на очереди Милан. Выбор Чехии не так радикален, как Албании, хотя в этой стране надо было ожидать конкуренции -- ведь здесь проходят такие крупные события, как театральная Пражская квадриеннале и кинофестиваль в Карловых Варах.
Организаторы биеннале сделали все возможное, чтобы событие получилось масштабным. На центральной -- Вацлавской -- площади Праги красовалась огромная растяжка с работой Playtime Светланы Хегер, а большинство рекламных щитов в городе были окрашены в ярко-розовый фирменный цвет биеннале. Впрочем, публики на вернисаже было немного -- очевидно, пражская аудитория современного искусства еще меньше московской. Между тем Пражская биеннале собрала более 200 художников, а это -- половина от количества художников Венецианской биеннале. Экспозиция заняла два первых этажа Велетрижни Палаца -- одного из зданий Национальной галереи, где постоянно выставлено искусство XIX--XX вв. Главной сенсацией биеннале, в особенности при соотнесении с конечным результатом, стал ее бюджет -- около 100 тысяч евро -- мизерная сумма по сравнению с другими событиями такого масштаба. Возможно, именно это отличает Пражскую биеннале от ее многочисленных сестер во всем мире. Кроме того, приоритет здесь, в отличие от респектабельной Венецианской биеннале, был за молодыми художниками, которые почти исчерпывающе представили основные тенденции в современном искусстве. Во-первых, было много живописи, в основном американской и итальянской. Ее неожиданную популярность в современном искусстве на биеннале окрестили как «Эффект Лазаря» -- и действительно, актуальные художники в ХХ веке не раз объявляли о смерти живописи, ан нет -- она все продолжает жить!
Как водится, была представлена своя внутренняя оппозиция (английский проект «B+B» -- «Бойкот биеннале») и «альтернативная» программа в городе. В ней, кстати, принял участие и скандально известный художник Авдей Тер-Оганьян, временно проживающий в Праге. Ученики Авдея -- молодое московское сообщество «Радек» -- участвовали в международной секции выставки «Прекрасные знамена. Демократия. Репрезентация. Участие».
Особенной популярностью пользовалась видеоинсталляция молодого итальянца Луки Ренто «Смотри под ноги» -- пол абсолютно черного бокса обильно засыпан крупными морскими ракушками, которые ломаются и хрустят под ногами зрителей, затрудняют шаги в, кажется, безвыходном пространстве, в то время как на видео запечатлены чужие замедленные шаги.
Пожалуй, именно разноплановые видеоработы стали сильной стороной биеннале. Интересными в этом контексте оказались и видеоинсталляции русских художников. Программа Escape представила работу «Квартет», знакомую московскому зрителю по
блестящей победе в конкурсе «Мастерских Арт-Москвы» в мае этого года. На «Мастерских» же можно было видеть и вызвавшую интерес пражских зрителей работу молодого питерского художника Андрея Устинова «Изгнание из рая».
Англичанин Фрэнсис Гомила представил тонкую и необычайно эффектную работу «Место под названием Оксмур», посвященную простым жителям провинциального городка. Камера неспешно совершает круг, показывая интерьеры и людей в них, -- эстетика каждого кадра напоминает о голландской и французской живописи XVII--XVIII вв. и неожиданна на выставке современного искусства. Видео «Край» румына Забольча Кисспала -- это пересекающие экран от края до края птицы, которые отлетают от рамки неба как шарики в компьютерной игре. Голландец Марк Биджл представил документацию провокационной антивоенной акции в берлинском метро.
Полька Марта Дескур сделала работу о турецких эмигрантах в Берлине. Уже о русских и восточноевропейских эмигрантах, но в том же Берлине работа нашей художницы Елены Ковылиной «Домофон». Это снимки табличек у входа в парадные, где художник красным подчеркивает имена соотечественников. О простоте пересечения границ и о смешении понятий «центр» и «периферия» -- персональная работа члена Программы Escape Лизы Морозовой.
Максим Илюхин представил фотосерию, посвященную пожилому поколению, а Антон Литвин в своей инсталляции «Аленький цветочек» обратился к цехам завода ЗИЛ. Фотографии граффити городских окраин стали материалом проекта «Творчество» Георгия Первова. Российские работы на биеннале были объединены общим проектом «Преодолевая отчуждение»; все они по-разному говорили об одном и том же -- о том, что человек в состоянии преодолеть отчуждение и границы, выстраиваемые обществом, странами и культурами.
Стоит отметить, что российские художники в контексте биеннале отнюдь не выглядели маргинально, или, как здесь подразумевалось, «периферийно». Их работы в большей степени сопоставимы с искусством Западной Европы, нежели с искусством стран бывшего Восточного блока. И этот факт лишь в очередной раз доказывает, что географические и культурные периферии и центры далеко не всегда совпадают.