N°122
08 июля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  08.07.2003
Чем грозят России реформы в Евросоюзе
версия для печати
На этой неделе председатель Европейского конвента Валери Жискар д'Эстен должен представить совету Европейского Союза (ЕС) доработанный проект нового конституционного договора. В течение осени 2003-го и весны 2004-го этот текст будет обсуждаться на межправительственной конференции, а в мае он должен вступить в силу. Одно из наиболее любопытных нововведений -- учреждение поста министра иностранных дел ЕС. В настоящее время вопросы внешних связей (экономических и политических) ЕС находятся в ведении Европейской комиссии. Там за них отвечает ее член Кристофер Паттен. Вместе с тем сотрудничество с внешними партнерами Единой Европы в области безопасности -- прерогатива Совета ЕС и его высокого представителя Хавьера Соланы. Такое разделение полномочий отражало особенности европейской интеграции, где регулирование экономики уже передано на надгосударственный уровень, а сотрудничество в сфере безопасности и обороны осталось в ведении национальных правительств. Существование двух внешнеполитических лиц имело и важное практическое значение. Наиболее нагляден здесь пример отношений с таким важным, но непростым партнером, как Россия. Европейский Союз объективно заинтересован в сотрудничестве с Москвой. Хотя бы в силу ее объективного военного потенциала и роли в Совете Безопасности ООН. Если не считать ритуального обращения ЕС к чеченской проблеме, то отношения между сторонами развиваются довольно успешно. Так, между Россией и ЕС был даже создан уникальный механизм регулярных консультаций по вопросам безопасности, в которых принимают участие российский посол в Брюсселе и члены комитета Евросоюза по политическим вопросам и безопасности. Такого рода контакты отсутствуют у ЕС даже с Соединенными Штатами. Вместе с тем внешнеэкономические интересы европейских сообществ, реализуемые в рамках общей коммерческой и торговой политики ЕС, часто входят в противоречие с российскими. К числу таких проблемных областей относятся переговоры по вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО), проблемы инвестиционного климата в России и другие вопросы. В прошлом году ко всем этим неурядицам прибавилась и проблема распространения на Литву шенгенского законодательства, что автоматически вело к прекращению безвизового режима наземного доступа россиян в Калининградскую область. Здесь, в отличие от диалога по вопросам безопасности, России приходится иметь дело с Европейской комиссией в лице комиссара ЕС по внешним связям Кристофера Паттена и его ответственного за внешнюю торговлю коллеги Паскаля Лами. Таким образом налицо была ситуация с "плохим" (Паттен) и "хорошим" (Солана) полицейскими, что оставляло Москве выбор того, с кем ей больше нравится иметь дело. Видимо, поэтому бывший генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана хоть и возглавлял агрессию блока против Югославии, но за последние годы стал в Москве гораздо более желанным гостем, нежели чем довольно мирный по роду деятельности Крис Паттен. Теперь, когда портфели Соланы и Паттена окажутся в руках европейского министра иностранных дел, и Россия, и ЕС окажутся перед трудным выбором. Представители Москвы не смогут более избегать неудобных партнеров из Европейской комиссии, а Брюссель потеряет последнюю возможность изображать, что в отношениях с Россией все прекрасно и никаких проблем нет. Им придется чаще определяться по вопросу о том, что дороже -- звон бокалов с шампанским по поводу заявлений мирового масштаба или конкретные интересы национальных экономик, которые часто совершенно противоречивы. Решительный отказ ЕС от внешнеполитического дуализма может привести к внешнеполитической же шизофрении, когда посланец Единой Европы должен будет играть то доброжелательного Солану, то неумолимого Паттена. В результате весь переговорный процесс рискует оказаться заблокированным. Но это, собственно, и не так уж страшно. Ведь содержательная часть отношений России и Европейского Союза в настоящее время достаточно ничтожна, а политико-экономические системы партнеров совершенно несопрягаемы. Остается надеяться только, что Россия сможет, наконец, трансформировать себя и приблизиться к европейским нормам. А за это время, может, Евросоюз разберется со своей политикой в отношении нашей страны.
Тимофей Бордачев

  ЗАГРАНИЦА  
  • //  08.07.2003
Жители острова Красоты провалили инициативу Парижа
Никак французам с континента не удается постичь загадочную корсиканскую душу. Как гласят результаты воскресного референдума по статусу Корсики, 50,98% проголосовавших сказали «нет» автономии острова, 49,02% ответили «да». При этом 39,5% (!) населения не приняло участия в голосовании. Неуемные островитяне отвергли предлагаемую Парижем заманчивую перспективу реформ и самостоятельности управления. В ночь после референдума на юге острова корсиканские националисты нарушили объявленное накануне выборов перемирие и взорвали четыре виллы «французов с континента» в знак продолжения борьбы за суверенитет Корсики. К счастью, никто не пострадал. На месте взрывов были обнаружены надписи «Фронт национального освобождения Корсики» и «Слава тебе, Иван!» (националист Иван Колонна, основной подозреваемый в убийстве префекта Клода Эриньяка в 1998 году, был арестован накануне референдума)... >>
  • //  08.07.2003
Вчера председатель КНР Ху Цзиньтао встретился с президентом Республики Корея Но Му Хеном, прибывшим в Китай с государственным визитом. Китайский лидер предложил активизировать контакты, чтобы через пять лет годовой торговый оборот достиг 100 млрд долл. После установления дипломатических отношений между Пекином и Сеулом в августе 1992-го за десятилетие товарооборот вырос с 6,37 до 41,2 млрд долл. в 2002 году. Председатель Ху сказал, что Китай и РК имеют много общего в подходе к ядерному кризису на Корейском полуострове. По его словам, для урегулирования кризиса сторонам надо «усилить взаимное согласование и координацию и проявлять собственную роль, чтобы продолжить начатый в Пекине диалог». В ответ Но Му Хен обещал Китаю содействие в проведении в Пекине Олимпийских игр и проведении в Шанхае всемирной выставки ЭКСПО. >>
  • //  08.07.2003
Вчера в Либерию для оценки обстановки прибыла первая группа американских военных специалистов -- 20 человек. Американцы решают, стоит или нет отправлять войска в эту африканскую страну, где идет гражданская война. Условием своего участия в миротворчестве американцы объявили добровольную отставку президента Либерии Чарльза Тейлора. И как раз вчера он объявил, что все-таки оставит власть и покинет страну. До того он категорически отказывался пойти на такой шаг. Но у этого матерого волка, обложенного повстанцами, похоже, нет выбора... >>
  • //  08.07.2003
Каждый день умирает от СПИДа 6500 африканцев
Президент США Джордж Буш, который начал свое турне по странам Африки, назначил бывшего руководителя компании Eli Lilly and Co. Рэндалла Тобиаса главой американской программы по борьбе со СПИДом в этом регионе. Программа, которую Буш утвердил на прошлой неделе, предусматривает в течение 15 лет выделение 1,5 млрд долларов 14 странам региона... >>
  • //  08.07.2003
Вместо американской кормушки найдется другая
Президент Сербии и Черногории Светозар Марович намекнул вчера, что его страна может подписать с США соглашение о невыдаче американцев Международному уголовному суду (МУС) в обмен на военную помощь Вашингтона. При этом он добавил: «Мы должны подумать дважды»... >>
  • //  08.07.2003
На этой неделе председатель Европейского конвента Валери Жискар д'Эстен должен представить совету Европейского Союза (ЕС) доработанный проект >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика