|
|
N°122, 08 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чем грозят России реформы в Евросоюзе
На этой неделе председатель Европейского конвента Валери Жискар д'Эстен должен представить совету Европейского Союза (ЕС) доработанный проект нового конституционного договора. В течение осени 2003-го и весны 2004-го этот текст будет обсуждаться на межправительственной конференции, а в мае он должен вступить в силу.
Одно из наиболее любопытных нововведений -- учреждение поста министра иностранных дел ЕС. В настоящее время вопросы внешних связей (экономических и политических) ЕС находятся в ведении Европейской комиссии. Там за них отвечает ее член Кристофер Паттен.
Вместе с тем сотрудничество с внешними партнерами Единой Европы в области безопасности -- прерогатива Совета ЕС и его высокого представителя Хавьера Соланы.
Такое разделение полномочий отражало особенности европейской интеграции, где регулирование экономики уже передано на надгосударственный уровень, а сотрудничество в сфере безопасности и обороны осталось в ведении национальных правительств.
Существование двух внешнеполитических лиц имело и важное практическое значение. Наиболее нагляден здесь пример отношений с таким важным, но непростым партнером, как Россия. Европейский Союз объективно заинтересован в сотрудничестве с Москвой. Хотя бы в силу ее объективного военного потенциала и роли в Совете Безопасности ООН.
Если не считать ритуального обращения ЕС к чеченской проблеме, то отношения между сторонами развиваются довольно успешно. Так, между Россией и ЕС был даже создан уникальный механизм регулярных консультаций по вопросам безопасности, в которых принимают участие российский посол в Брюсселе и члены комитета Евросоюза по политическим вопросам и безопасности. Такого рода контакты отсутствуют у ЕС даже с Соединенными Штатами.
Вместе с тем внешнеэкономические интересы европейских сообществ, реализуемые в рамках общей коммерческой и торговой политики ЕС, часто входят в противоречие с российскими. К числу таких проблемных областей относятся переговоры по вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО), проблемы инвестиционного климата в России и другие вопросы. В прошлом году ко всем этим неурядицам прибавилась и проблема распространения на Литву шенгенского законодательства, что автоматически вело к прекращению безвизового режима наземного доступа россиян в Калининградскую область. Здесь, в отличие от диалога по вопросам безопасности, России приходится иметь дело с Европейской комиссией в лице комиссара ЕС по внешним связям Кристофера Паттена и его ответственного за внешнюю торговлю коллеги Паскаля Лами.
Таким образом налицо была ситуация с "плохим" (Паттен) и "хорошим" (Солана) полицейскими, что оставляло Москве выбор того, с кем ей больше нравится иметь дело. Видимо, поэтому бывший генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана хоть и возглавлял агрессию блока против Югославии, но за последние годы стал в Москве гораздо более желанным гостем, нежели чем довольно мирный по роду деятельности Крис Паттен.
Теперь, когда портфели Соланы и Паттена окажутся в руках европейского министра иностранных дел, и Россия, и ЕС окажутся перед трудным выбором. Представители Москвы не смогут более избегать неудобных партнеров из Европейской комиссии, а Брюссель потеряет последнюю возможность изображать, что в отношениях с Россией все прекрасно и никаких проблем нет. Им придется чаще определяться по вопросу о том, что дороже -- звон бокалов с шампанским по поводу заявлений мирового масштаба или конкретные интересы национальных экономик, которые часто совершенно противоречивы.
Решительный отказ ЕС от внешнеполитического дуализма может привести к внешнеполитической же шизофрении, когда посланец Единой Европы должен будет играть то доброжелательного Солану, то неумолимого Паттена. В результате весь переговорный процесс рискует оказаться заблокированным.
Но это, собственно, и не так уж страшно. Ведь содержательная часть отношений России и Европейского Союза в настоящее время достаточно ничтожна, а политико-экономические системы партнеров совершенно несопрягаемы. Остается надеяться только, что Россия сможет, наконец, трансформировать себя и приблизиться к европейским нормам. А за это время, может, Евросоюз разберется со своей политикой в отношении нашей страны.
Тимофей Бордачев