N°104 10 июня 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Взрослое кино В Сочи зарубежный конкурс намного превзошел отечественный
В воскресенье в Сочи отмечали 40-летие фильма «Я шагаю по Москве». Приехали Георгий Данелия, Никита Михалков, Евгений Стеблов... Собралась большая часть киногруппы, старые знакомые ходили, обнимались друг с другом, преследуемые телекамерами под умиленно-просветленные улыбки публики. В 1963 году, когда этот фильм был сделан, кино занимало непомерно большое место в жизни народа. Достаточно было актеру сняться в одной успешной картине, и к нему надолго приходила популярность. Баланс между тем, что хотят видеть зрители, и тем, что показывают кинематографисты, был найден столь удачно, что кино не разочаровывало, а зачастую предвосхищало ожидания публики. Существуй кинофестиваль в Сочи в это счастливое время, и залы были бы переполнены, а за артистами зрители ходили бы толпами. Но, увы, тогда никакого «Кинотавра» не было, а сегодня нет такой страсти к кинематографу. Да и откуда бы ей взяться. Фильмы российского конкурса, показанные до сего дня на фестивале, не вызывают никакого энтузиазма. Уже показали: «Мишель» Константина Худякова, «Вторую невесту императора» Светланы Дружининой, «Кавказскую рулетку» Федора Попова, «Притяжение» Василия Серикова, «Радости и печали маленького лорда» Ивана Попова, «Игру в модерн» Максима Коростышевского и Игоря Ефимова. Невозможно себе представить, к какому зрителю обращены эти картины, каким его видят авторы.
Интересный материал дает сравнение фильмов российского конкурса и международного. МКФ в Сочи в этом году исполнилось десять лет, за это время он попробовал себя в разных формах, теперь уже третий год это фестиваль европейского кино. К юбилею ли отборщики собрали такую программу, или европейское кино в этом году в особо хорошей форме, однако показанные фильмы удивили. Не какими-либо невероятными художественными открытиями -- они как раз незаметны, но своим отношением к зрителю, с которым они разговаривают на равных, спокойно и уважительно, подразумевая в нем ту же степень готовности к обсуждению важных для человека проблем, что и в себе. Фильм датчанина Нильса Мальмроса «Знать правду» просто невозможно представить на нашей почве. Это реальная история, рассказанная с экрана очень внятно, подробно и сдержанно. Отец автора фильма был очень известным нейрохирургом. К концу жизни его обвинили в том, что тридцать лет назад в его департаменте был использован для постановки диагноза препарат, из-за которого впоследствии некоторые пациенты заболели раком. Суд оправдал врачей, но журналисты нашли новые данные, и разгорелся грандиозный скандал. После смерти отца сын снял фильм, в котором не только показал крупным планом операцию по удалению аневризмы (которую, естественно, на муляже сделал сам, поскольку по основной своей профессии тоже нейрохирург), но и рассказал о детстве своего героя, его жизни с теткой-ханжой и легкомысленной матерью, его профессиональном росте, сложных отношениях с младшим коллегой. Нильс Мальмрос на пресс-конференции объяснил, что не все в его фильме строго документально. Есть собирательные образы, есть домыслы, но по сути это реальная история, и он хотел донести до зрителей сложность работы хирурга, его трагическую ответственность за принимаемые решения. И что его удивляет, почему публика, с легкостью глядящая на самые кровавые убийства в американских триллерах, бывает шокирована подробностями обычной операции на мозге человека -- в сущности будничной работой врача, сделавшего в своей жизни более тысячи подобных операций. В Дании фильм прошел очень хорошо, вызвал большие споры, обсуждения, и его автор нимало не сомневается, что в других частях света его вроде бы частная история будет столь же востребована и понята. Польский фильм «Эди», получивший уже множество наград на разных европейских конкурсах, первый игровой фильм документалиста Петра Тржаскальского. Его герой выброшен на самое дно общества, живет среди алкоголиков и бродяг, сдает металлолом, и вдруг жизнь вбрасывает его в невероятные мелодраматические обстоятельства, достойные жесткого романса. Его обвиняют в изнасиловании, которого он не совершал, подбрасывают ему чужого ребенка, а потом, когда он успевает к нему привязаться, отбирают. Но Эди, философ по натуре, книгочей и мечтатель, принимает смиренно все невзгоды и находит в себе силу примириться с недружелюбной действительностью, принять свое место в ней как должное, не озлобиться, никого не винить. Невероятный сюжет размещается в столь естественных и узнаваемых обстоятельствах, работы актеров естественны как дыхание, и постепенно история героя проникает в твое сознание, а спустя пару дней ловишь себя на том, что вспоминаешь его с любовью и уважением. Возможно, не случайно, что авторы обоих фильмов не то чтобы непрофессиональные режиссеры (картины сняты так грамотно, что язык не повернется так их назвать), но имеют опыт иной работы, а кинематограф для них -- способ поведать миру о чем-то существенном. И в России документальное кино, то есть кино, партнером которого становится действительность, забытая авторами игровых лент, тоже живет в человеческом измерении. В панораме документального кино, также представленной в Сочи, была показана дебютная работа молодого режиссера Алексея Романова «Горланова, или Дом со всеми неудобствами». Пермские писатели Нина Горланова и Вячеслав Букур, номинанты на Букеровскую премию, живут в обычной для русской провинции, то есть довольно ужасной, коммунальной квартире. Они очень необычные люди -- степень их открытости, благородной наивности и очевидной человеческой одаренности столь велика, что роль автора фильма кажется несущественной. Бери и записывай, все будет интересно. Но на самом деле фильм сделан, и сделан очень хорошо -- с любовью к героям, но в то же время и с ненавязчивой точной наблюдательностью. Замечено и их очевидное чудачество, их самоирония, их нелепый быт и смешное сегодня преклонение перед тем, что называлось прежде «духовными ценностями», и святая уверенность в себе, и преданность искусству. За писательский талант свидетельствуют удачно выбранные фрагменты из романа «О воспитании», прочитанные как бы по радио. А за человеческую искренность -- каждый кадр фильма, в котором камера оператора существует так же естественно, как дружеский взгляд, -- доверчивая натура себя не стыдится и ничего не скрывает и не хочет выглядеть лучше или иначе, чем перед самой собой. Совсем иначе ведет себя камера в фильме Виталия Манского «Бродвей. Черное море». Автор фильма незаметно подглядывает за отдыхающими -- расслабленными и естественными. Разницы во взгляде на обезьянку Филимона и ее хозяина-фотографа не существует -- и тот и другой всего лишь объекты наблюдения. Их проявления, так же как и поведение курортников на пляже, в грязевых ванных, на аттракционах или при родах в море, столь мало отрефлексированы авторами, сколь не осознаны ими самими. Персонажи ведут себя столь же непринужденно, как и животные, но вот только любить их, в отличие от симпатичных братьев наших меньших, совершенно не за что. Впереди несколько конкурсных лент, авторы которых были прежде замечены в интересе к реальной жизни. Это прежде всего Лидия Боброва, затем Геннадий Сидоров, Наталья Пьянкова и прошлогодний дебютант Алексей Мурадов. Возможно, в их фильмах российское кино найдет точки соприкосновения с тем миром, в котором мы по-прежнему живем и по осознанию которого давно скучаем. |
Открылась выставка конкурсных проектов реконструкции Мариинского театра В Петербургской Академии художеств до 25 июня будут показываться проекты (макеты, чертежи, планы) участников международного архитектурного конкурса на новое здание Мариинского театра. 28 июня интернациональное жюри, состоящее из авторитетных архитекторов, деятелей театра и музейных работников объявит имя победителя. Официальное открытие выставки почтили руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, главный архитектор Санкт-Петербурга, председатель рабочей группы конкурса Олег Харченко, губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев. В рамках экспозиции журнал Architectural Digest представил фотографии старого Мариинского театра, сделанные лучшими фотографами мира... >>
Новые экспозиции в Московском Доме фотографии День рождения случается лишь раз в году. Пятидесятилетний юбилей -- раз в жизни. Не дожидаясь волшебника, директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова приготовила себе (и, как положено в сказках, всем, всем, всем) подарки по собственному выбору и усмотрению и отметила юбилей сразу четырьмя выставками. Перебирая свои даты, она причудливо и органично соединила политический официоз и лирическое чувство дороги, непафосный сегодняшний бомонд и осколки советского прошлого, откровенно продемонстрировав самые разные грани своей яркой натуры. Фотография давно уже сделалась способом счета времени -- собственного и исторического, возможностью, оглянувшись, увидеть прожитые годы -- с радостью, сожалением, ужасом. Ольга Свиблова делает это с упоением и наслаждением. Апофеоз -- выставка «Некоторые события культурной жизни. 1953--2003»... >>
«Плач палача» в Ленкоме -- генератор смысловых галлюцинаций Когда смысл театрального сообщения плохо доходит до публики, в этом чаще виноват режиссер, чем публика. Порою же виноватых нет вовсе: в игру вступает инерция культурного сознания, вещь объективная. Чем популярнее театр, режиссер, актер, тем большую власть имеет инерция над зрительским восприятием. Она заставляет восхищаться тем, что давно уже не стоит восхищения, и, что хуже, позволяет понять лишь то, что считывается по шаблонам. Теоретически, на то и критика, чтобы первой замечать необычное и ставить под сомнение вчерашнюю правду, но критики так же рабствуют привычке, как все прочие, в особенности когда их стереотип восприятия отличается от обиходного и именно те свойства театра, что милы широкой публике, вызывают у них скепсис. Последнее впрямую относится к Ленкому, эталону театрального истэблишмента, который в конце 90-х годов утратил свой навык уверенного блистания и сделался очень уязвим для критики... >>
В Сочи зарубежный конкурс намного превзошел отечественный В воскресенье в Сочи отмечали 40-летие фильма «Я шагаю по Москве». Приехали Георгий Данелия, Никита Михалков, Евгений Стеблов... Собралась большая часть киногруппы, старые знакомые ходили, обнимались друг с другом, преследуемые телекамерами под умиленно-просветленные улыбки публики. В 1963 году, когда этот фильм был сделан, кино занимало непомерно большое место в жизни народа. Достаточно было актеру сняться в одной успешной картине, и к нему надолго приходила популярность. Баланс между тем, что хотят видеть зрители, и тем, что показывают кинематографисты, был найден столь удачно, что кино не разочаровывало, а зачастую предвосхищало ожидания публики. Существуй кинофестиваль в Сочи в это счастливое время, и залы были бы переполнены, а за артистами зрители ходили бы толпами. Но, увы, тогда никакого «Кинотавра» не было, а сегодня нет такой страсти к кинематографу. Да и откуда бы ей взяться... >>
к театру: Один из любимых приемов Александра Абдулова -- нарочитая резкость миманса >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|