N°93
28 мая 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  28.05.2002
Китайцы штурмуют российский воздух
Рынок кондиционеров зависит не только от состояния экономики, но и от погоды

версия для печати
Две трети мирового потребления климатической техники приходится на страны Азии. И это не случайно -- ведь там по сравнению с другими регионами климат значительно теплее.

Динамика развития мирового рынка во многом зависит от азиатских стран. Так, после азиатского кризиса в 1996 году рост потребления климатической техники заметно сократился. Следом за этим грянул кризис в Бразилии, а в 1998 году производителей кондиционеров подвела погода в странах, являющихся наиболее крупными потребителями кондиционеров. В Японии лето оказалось на редкость прохладным, а Китай пострадал от сильнейшего наводнения. В результате мировой рынок за два года съежился почти на 10%. Соответственно, производители, которые были не готовы к такому повороту событий, не успели сократить объемы производства и были вынуждены вступить в жестокую ценовую конкуренцию. К этому их подтолкнуло и резкое удешевление азиатских валют к доллару, снизившее себестоимость техники, собранной в Малайзии, Таиланде и Южной Корее.

На российский рынок это оказало самое непосредственное влияние. Благодаря ценовой войне ведущих производителей в 1998--1999 годах розничные цены на кондиционеры снизились на 20--25%. Уже в 1999 году мировой рынок вернулся на докризисный уровень, а в последующие два года показал бурный рост. Объем продаж в этот период увеличился на 32,8%. В России за последние три года продажи кондиционеров более чем удвоились и в минувшем сезоне преодолели отметку в 300 тысяч штук, а это значит, что наша страна вошла в двадцатку крупнейших потребителей кондиционеров в мире, а в Европе вышла на третье место. И хотя во многих странах окончательные итоги прошедшего года еще не подведены, аналитики уверены, что на Россию теперь приходится 11--12% европейского рынка, а если нынешняя динамика сохраниться, то уже через два года Россия перешагнет отметку в 500 тысяч кондиционеров в год и войдет в число крупнейших мировых потребителей.

Аналитики отмечают, что российский рынок растет не только количественно, но и претерпевает существенные структурные изменения. Так, сбыт оконных кондиционеров окончательно локализовался в южном регионе. В 2001 году на него пришлось 73% продаж этого оборудования, еще 9% было реализовано на Дальнем Востоке.

Еще одна тенденция -- быстрый рост спроса на мощные сплит-системы. Даже бренды, традиционно ориентированные на продажи бытовых кондиционеров, в этом сезоне занялись более серьезной техникой. Например, в структуре продаж LG доля кассетных, канальных и колонных кондиционеров в общих продажах сплит-систем превысила 5%.

Продажи мультисплит-систем, по оценкам аналитиков, напротив, растут медленно. Но есть одна особенность. Если в начале и середине 90-х годов продавались в основном аппараты с двумя внутренними блоками, стоившие чуть дешевле аналогичной по мощности комбинации моносплит-систем, то сейчас наибольшим спросом пользуются многоблочные мультиситемы. Чаще всего это инверторные кондиционеры, допускающие подключение к внешнему блоку любой комбинации из трех--семи внутренних.

Также увеличивается доля продаж кондиционеров инверторного типа. Если в 2000 году на российском рынке было продано около 10 тысяч инверторных кондиционеров, то в 2001 году эта цифра увеличилась вдвое. Как считают аналитики рынка, резкое увеличение продаж во многом объясняется решением корпорации Daikin продавать сплит-системы инверторного типа по цене обычных моделей. Но нельзя не отметить тот факт, что значительно активизировали продажи такого оборудования и такие марки, как Panasonic и Chofu. Началось активное продвижение на рынок инверторных моделей General и Mitsubishi Heavy. По-прежнему делают ставку на эту технику Sharp и Hitachi. Благодаря этому количество проданных в России инверторов в этом сезоне выросло в 2,3 раза, а их доля в общем объеме продаж сплит-систем класса RAC (сплит-системы и оконные кондиционеры малой мощности) составила 11,3%.

Если рассматривать доли различных марок на российском рынке систем кондиционирования воздуха, то складывается любопытная картина. Количественные и ценовые доли различных марок не совпадают. Это вызвано не столько разницей в ценах на аналогичные по мощности модели, сколько различной структурой продаж. У большинства ведущих японских производителей: Daikin, Fujitsu General, Hitachi, Mitsubishi Electric, Mitsubishi Heavy, Sanyo, а также у Airwell, DeLonghi, Electra и Tadiran в продажах велика доля полупромышленных сплит-систем и кондиционеров класса VRF (разновидность мультисплит-системы, отличающаяся повышенной мощностью и масштабностью). Именно поэтому они и имеют более серьезные доли в денежном выражении.

Кроме этого, 2002 год стал богатым в плане выведения на рынок новых брендов. Прежде всего существенно пополнилась китайская «диаспора» климатических марок. Стоит отметить приход двух серьезных китайских производителей: Gree и Toyo, а также менее известных в нашей стране Changhong, Little Swan и Hisense. Началось продвижение итальянских кондиционеров Argo и Artel, корейских Winia. Аналитики рынка уверены, что пришествие китайских марок, готовых предложить низкие цены и вполне приемлемое качество, угрожает прежде всего корейским брендам. Как поведут себя в такой ситуации LG и Samsung, покажет время, но бесспорно то, что в ближайшие годы российский рынок кондиционеров ждут серьезные перемены.
Екатерина САШЕНКО

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  28.05.2002
Рынок кондиционеров зависит не только от состояния экономики, но и от погоды
Две трети мирового потребления климатической техники приходится на страны Азии. И это не случайно -- ведь там по сравнению с другими регионами климат значительно теплее... >>
  • //  28.05.2002
Прохлада на все случаи жизни
Все семейство кондиционеров подразделяется на три основные группы: оконные, сплит-системы и мобильные (напольные). Большинство из них может работать в режиме «холод-тепло»... >>
  • //  28.05.2002
Системы охлаждения воздуха становятся все более многофункциональными
При покупке кондиционера для дома желательно не бросаться на первую попавшуюся модель. При выборе кондиционера специалисты советуют хорошо изучить все, что представлено на рынке, чтобы остановиться на оптимально удобном варианте, ведь погода в доме -- это дело тонкое. К тому же и производители климатической техники не скупятся на новинки, так что накануне лета есть над чем подумать. Вот только некоторые новинки в области кондиционирования воздуха... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика