|
|
N°93, 28 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Китайцы штурмуют российский воздух
Рынок кондиционеров зависит не только от состояния экономики, но и от погоды
Две трети мирового потребления климатической техники приходится на страны Азии. И это не случайно -- ведь там по сравнению с другими регионами климат значительно теплее.
Динамика развития мирового рынка во многом зависит от азиатских стран. Так, после азиатского кризиса в 1996 году рост потребления климатической техники заметно сократился. Следом за этим грянул кризис в Бразилии, а в 1998 году производителей кондиционеров подвела погода в странах, являющихся наиболее крупными потребителями кондиционеров. В Японии лето оказалось на редкость прохладным, а Китай пострадал от сильнейшего наводнения. В результате мировой рынок за два года съежился почти на 10%. Соответственно, производители, которые были не готовы к такому повороту событий, не успели сократить объемы производства и были вынуждены вступить в жестокую ценовую конкуренцию. К этому их подтолкнуло и резкое удешевление азиатских валют к доллару, снизившее себестоимость техники, собранной в Малайзии, Таиланде и Южной Корее.
На российский рынок это оказало самое непосредственное влияние. Благодаря ценовой войне ведущих производителей в 1998--1999 годах розничные цены на кондиционеры снизились на 20--25%. Уже в 1999 году мировой рынок вернулся на докризисный уровень, а в последующие два года показал бурный рост. Объем продаж в этот период увеличился на 32,8%. В России за последние три года продажи кондиционеров более чем удвоились и в минувшем сезоне преодолели отметку в 300 тысяч штук, а это значит, что наша страна вошла в двадцатку крупнейших потребителей кондиционеров в мире, а в Европе вышла на третье место. И хотя во многих странах окончательные итоги прошедшего года еще не подведены, аналитики уверены, что на Россию теперь приходится 11--12% европейского рынка, а если нынешняя динамика сохраниться, то уже через два года Россия перешагнет отметку в 500 тысяч кондиционеров в год и войдет в число крупнейших мировых потребителей.
Аналитики отмечают, что российский рынок растет не только количественно, но и претерпевает существенные структурные изменения. Так, сбыт оконных кондиционеров окончательно локализовался в южном регионе. В 2001 году на него пришлось 73% продаж этого оборудования, еще 9% было реализовано на Дальнем Востоке.
Еще одна тенденция -- быстрый рост спроса на мощные сплит-системы. Даже бренды, традиционно ориентированные на продажи бытовых кондиционеров, в этом сезоне занялись более серьезной техникой. Например, в структуре продаж LG доля кассетных, канальных и колонных кондиционеров в общих продажах сплит-систем превысила 5%.
Продажи мультисплит-систем, по оценкам аналитиков, напротив, растут медленно. Но есть одна особенность. Если в начале и середине 90-х годов продавались в основном аппараты с двумя внутренними блоками, стоившие чуть дешевле аналогичной по мощности комбинации моносплит-систем, то сейчас наибольшим спросом пользуются многоблочные мультиситемы. Чаще всего это инверторные кондиционеры, допускающие подключение к внешнему блоку любой комбинации из трех--семи внутренних.
Также увеличивается доля продаж кондиционеров инверторного типа. Если в 2000 году на российском рынке было продано около 10 тысяч инверторных кондиционеров, то в 2001 году эта цифра увеличилась вдвое. Как считают аналитики рынка, резкое увеличение продаж во многом объясняется решением корпорации Daikin продавать сплит-системы инверторного типа по цене обычных моделей. Но нельзя не отметить тот факт, что значительно активизировали продажи такого оборудования и такие марки, как Panasonic и Chofu. Началось активное продвижение на рынок инверторных моделей General и Mitsubishi Heavy. По-прежнему делают ставку на эту технику Sharp и Hitachi. Благодаря этому количество проданных в России инверторов в этом сезоне выросло в 2,3 раза, а их доля в общем объеме продаж сплит-систем класса RAC (сплит-системы и оконные кондиционеры малой мощности) составила 11,3%.
Если рассматривать доли различных марок на российском рынке систем кондиционирования воздуха, то складывается любопытная картина. Количественные и ценовые доли различных марок не совпадают. Это вызвано не столько разницей в ценах на аналогичные по мощности модели, сколько различной структурой продаж. У большинства ведущих японских производителей: Daikin, Fujitsu General, Hitachi, Mitsubishi Electric, Mitsubishi Heavy, Sanyo, а также у Airwell, DeLonghi, Electra и Tadiran в продажах велика доля полупромышленных сплит-систем и кондиционеров класса VRF (разновидность мультисплит-системы, отличающаяся повышенной мощностью и масштабностью). Именно поэтому они и имеют более серьезные доли в денежном выражении.
Кроме этого, 2002 год стал богатым в плане выведения на рынок новых брендов. Прежде всего существенно пополнилась китайская «диаспора» климатических марок. Стоит отметить приход двух серьезных китайских производителей: Gree и Toyo, а также менее известных в нашей стране Changhong, Little Swan и Hisense. Началось продвижение итальянских кондиционеров Argo и Artel, корейских Winia. Аналитики рынка уверены, что пришествие китайских марок, готовых предложить низкие цены и вполне приемлемое качество, угрожает прежде всего корейским брендам. Как поведут себя в такой ситуации LG и Samsung, покажет время, но бесспорно то, что в ближайшие годы российский рынок кондиционеров ждут серьезные перемены.
Екатерина САШЕНКО