N°92 27 мая 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Великая утопия Айседоре Дункан исполнилось бы 125 лет
Младшей дочери американского банкира Дункана, обещавшего вкладчикам вдвое большую, чем конкуренты, прибыль и сбежавшего от пустой кассы, полиции, жены и четырех детей, сегодня исполнилось бы 125 лет. Из-за побега отца, случившегося, когда ей было пять месяцев от роду, Айседора не получила нормального общего образования. Некоторое музыкальное образование тем не менее у нее было: мать зарабатывала частными уроками фортепиано. Хороший слух, музыкальная память, и, главное, дар импровизации дали возможность уже в одиннадцать лет начать «преподавать танцы» более обеспеченной малышне. С тех пор учительство стало одной из важнейших составляющих ее жизни.
Но все же не главной. Главное было -- танцевать самой. В восемнадцать лет она отправилась за славой в Чикаго, затем в Нью-Йорк. Три года нищеты и работы в массовке пантомимных представлений и три года поиска покровителей и меценатов. Затем -- прорыв: ее стали приглашать развлекать публику на светских вечеринках. В 1899 году полуголая босоногая девушка («...ее вчерашний костюм представлял собой куски хирургического марлевого бинта разной длины, которые колыхались либо радостно, либо траурно в зависимости от того, изображала ли танцовщица свадьбу Элен или гибель Адониса», -- отчитывался газетный хроникер) привлекала внимание вне зависимости от художественной ценности ее танцев. Меж тем ценность там была: в первой своей программе Айседора начала разрабатывать те принципы движения, которые очень скоро позволят ей завоевать мир, а в дальнейшем лягут в основу идеологии свободного танца в ХХ веке. Естественность и здоровье -- вот что она хотела видеть в искусстве, справедливо считая классический балет и неестественным, и вредным для здоровья занятием. Ноги и колени Айседора не выворачивала, и в прыжках конечности были расслаблены, а не напряжены. Сделав вскоре своим основным костюмом (и на сцене, и в жизни -- о, как косились затянутые в корсеты дамы!) греческую тунику, проповедовала возвращение к античности, но не в возрождении исчезнувших танцев, что не только невозможно, но и не нужно, а в возрождении греческого отношения к искусству. Уже через год ее слава покатилась по Европе: на концерты приходил принц Уэльский, она танцевала в мастерской для Огюста Родена и в Елисейском дворце для французского президента. Появились деньги и возможности, и Айседора стала выстраивать свой собственный мир. В детстве не было дома, семейство постоянно выгоняли с квартир за неуплату -- теперь Айседора покупает кусок земли в Греции и хочет выстроить там свой храм и свой дворец одновременно. Ее не интересуют бытовые подробности -- важна легенда места и вид из окна. Мужчинам доверять нельзя (бросивший семью отец) и официально оформлять отношения с кем-либо из них бессмысленно, все равно не удержишь -- Айседора пренебрегает всеми предрассудками. Отцом первого ее ребенка становится знаменитый режиссер Гордон Крэг, второго -- миллионер Парис Зингер, третьего -- мимолетный итальянец. Внебрачные дети создают проблемы при гастролях в менее продвинутых странах, и старшую дочь приходится представлять как одну из учениц. После начала строительства в Греции выясняется, что в той местности нет воды и жить там нельзя. Постройка остается развалинами. Дети гибнут: старшие вместе с гувернанткой падают в автомобиле в реку, младший не проживет и нескольких часов. Айседора создает школу, но собственных средств на ее содержание не хватает, и никто не готов ее поддержать. Когда в 1921 году Красин приглашает Дункан устроить школу в Советском Союзе, он настолько не верит собственным словам, что даже не посылает никого встретить ее на вокзале. Тем не менее Дункан приезжает... а далее все все знают. Далее был только Есенин и шарф, намотавшийся на колесо через год после его смерти.
Айседоре Дункан исполнилось бы 125 лет Младшей дочери американского банкира Дункана, обещавшего вкладчикам вдвое большую, чем конкуренты, прибыль и сбежавшего от пустой кассы, полиции, жены и четырех детей, сегодня исполнилось бы 125 лет. Из-за побега отца, случившегося, когда ей было пять месяцев от роду, Айседора не получила нормального общего образования. Некоторое музыкальное образование тем не менее у нее было: мать зарабатывала частными уроками фортепиано. Хороший слух, музыкальная память, и, главное, дар импровизации дали возможность уже в одиннадцать лет начать «преподавать танцы» более обеспеченной малышне. С тех пор учительство стало одной из важнейших составляющих ее жизни... >>
Предварительные итоги конкурсной программы 55-го Каннского кинофестиваля К тому моменту, когда эта статья попадется вам на глаза, результаты Каннского фестиваля будут уже объявлены и у вас будет отличная возможность посмеяться над вашим обозревателем или подивиться его проницательности. Впрочем, скорее первое, чем второе. Предсказать, какое решение примет жюри во главе с беспристрастным, непроницаемым и всегда неожиданным Дэвидом Линчем, не представляется возможным. Тем более что нынешний фестиваль представил довольно ровную и сильную конкурсную программу... >>
Католиков и православных мирит искусство Если нырнуть в глубь веков, окажется, что слухи об абсолютной изоляции средневековой России от западной цивилизации сильно преувеличены. Это стереотип, следствие элементарного невежества. Разрушить данный стереотип поможет выставка, открывшаяся на днях в Новодевичьем монастыре (филиале Государственного исторического музея). Выставка называется «Средневековые сокровища из Нидерландов. Собрания музея-монастыря Св. Екатерины г. Утрехта»... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|