N°91 24 мая 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Мелодии из подвала Новые фавориты Каннского кинофестиваля
До вчерашнего дня о том, кто получит «Золотую пальмовую ветвь», можно было только гадать. В конкурсе было показано несколько очень неплохих, но примерно равноценных работ; выделалась разве что палестинская картина «Божественное вмешательство». Вчера ситуация изменилась. Был представлен фильм, который даже если и не получит главный приз, войдет в историю кино. Это «Сын» бельгийцев Жан-Пьера и Люка Дарденнов.
Братья Дарденны уже были возмутителями спокойствия в Каннах. В 1999 году жюри под председательством канадского режиссера Дэвида Кроненберга отдало их «Розетте» высшую награду фестиваля, а исполнительница главной роли Эмили Декенн получила приз за актерскую работу. Решение жюри международная кинообщественность встретила свистом. Российская кинообщественность от нее не отстала: наша крупнейшая газета назвала фильм «слабоумным». Кажется, больше всего критики разозлились из-за того, что обманули их ожидания. Думали, что чествовать будут раскрученных и любимых Джима Джармуша, Педро Альмодовара, Такеши Китано, Дэвида Линча, а «Ветвь» досталась скромной малобюджетной ленте о неприкаянной девчонке из городских низов, которая готова пойти на убийство своего единственного друга ради того, чтобы получить работу. Фильм мало кому известных бельгийцев к тому же показали в последний день, когда большинство журналистов просто поленилось встать на утренний просмотр... Вот обидно-то. Возмущению не было предела. И лишь через пару лет стало очевидно, что если и есть какие-то основания для разговоров о «новом реализме», «новой искренности», «новой эмоциональности» в кино, то прежде всего благодаря этой тонкой и трогательной картине, дальновидно отмеченной Кроненбергом. Неслучайность успеха Дарденнов подтвердилась вчера. «Сын» -- это не просто более стройный, мастерский, проницательный фильм, но и эталон режиссерского искусства, в котором не осталось ничего лишнего. Есть только ручная камера, наблюдающая за двумя актерами -- Оливье Гурме и Морганом Маринном. Есть простая история: плотник (Гурме), обучающий в специальном центре (что-то вроде ПТУ) неблагополучных подростков, после долгих колебаний берет в подмастерья нового паренька (Маринн), который провел в тюрьме пять лет из своих шестнадцати. Даже музыки в фильме нет -- черно-белые титры проходят по экрану в полной тишине. Но это не показной аскетизм, которым щеголяла «Догма». Эмоциональная атмосфера фильма настолько плотна и насыщенна, что просто не оставляет места ни для каких режиссерских штучек. Тайна, которая связывает учителя и ученика и о которой подросток пока ничего не подозревает, открывается не сразу. Режиссеры так умело поддерживают напряженное зрительское ожидание, что от фильма, в котором почти на всем его протяжении строгают доски и клепают табуретки, невозможно оторваться. Секрет я раскрывать не стану: будем надеяться, «Сына» можно будет увидеть на Московском кинофестивале в июне. А лучше всего о «Сыне» сказала одна из моих коллег: «Да за такие фильмы надо давать не «Золотую пальмовую ветвь», а Нобелевскую премию!» Обратил на себя внимание и новый фильм Аки Каурисмяки «Человек без прошлого» -- еще один реальный претендент на главные призы фестиваля, картина симпатичная, обаятельная, временами гомерически смешная. Это история потерявшего память сварщика (Маркку Пелтола), который, вынужденно начав жизнь с чистого листа, находит себе новых друзей, новый дом и новую любовь. «Человек без прошлого» не требует такого усилия от зрителя, как «Сын» Дарденнов. И все-таки у этих фильмов много общего. Населяющие их герои принадлежат к нижнему социальному слою, к тому фундаменту, на котором строится пирамида европейского благополучия. В сытой Бельгии работяги ездят на старушке «Ауди», в пьяной Финляндии -- на любовно отреставрированном «Москвиче» образца 50-х годов. Люди немногословны и не приучены говорить открыто о своих чувствах. Жизнь их проста, как табуретка. Она так же функциональна, правильна и несомненна. Может быть, поэтому о ней и получается снимать правильное кино. Не будем гадать о том, какой приз получит Каурисмяки, но звание самого колоритного гостя фестиваля он уже заслужил. На пресс-конференции Аки был прилично пьян. Судя по цвету лица -- уже не первую неделю. Но это было не агрессивное пьянство неудачника, а добродушное пьянство финского парня, который в любом состоянии делает свое дело. И делает его хорошо. Отвечал на вопросы он немногословно, но с таким юмором, что совершенно покорил аудиторию. Когда у него зазвонил телефон, Каурисмяки долго и методично хлопал себя по карманам, потом наконец выудил мобильник из-за пазухи и недолго думая швырнул об стену. Телефон замолчал. Флегматичная улыбка ни на секунду не исчезла с его лица. Ну а уж когда он станцевал рок-н-ролл на каннской лестнице, стало понятно, что не полюбить этого человека со всеми его фильмами просто невозможно. Почти уверен, что жюри окажется того же мнения.
Новые фавориты Каннского кинофестиваля До вчерашнего дня о том, кто получит «Золотую пальмовую ветвь», можно было только гадать. В конкурсе было показано несколько очень неплохих, но примерно равноценных работ; выделалась разве что палестинская картина «Божественное вмешательство». Вчера ситуация изменилась. Был представлен фильм, который даже если и не получит главный приз, войдет в историю кино. Это «Сын» бельгийцев Жан-Пьера и Люка Дарденнов... >>
Юрий Погребничко поставил спектакль по Чехову и Вампилову Те зрители, которые видели хотя бы один спектакль Юрия Погребничко и остались им довольны, могут смело отправляться на любой следующий. Поскольку все литературные произведения, на которых этот режиссер останавливает свое внимание, он превращает в единый мегатекст. Шекспир, Островский, Чехов, Вампилов, Гоголь, Злотников, Дюма интересны ему угаданным сходством. К новым авторам Погребничко обращается только тогда, когда замечает в них знакомые темы. Впрочем, особой нужды в переменах он и не испытывает. Вполне достаточно перебирать знакомые тексты, обнаруживая в их сопряжении оттенки смысла. По этой же причине Погребничко до сих пор работает с декорациями своего друга, покойного художника Юрия Кононенко, -- обломками советской реальности в стиле гранж, создающими идеальное пространство для единого лирического действия, которое, начавшись много лет назад на провинциальных российских сценах, сейчас продолжается в московском театре «ОКОЛО дома Станиславского»... >>
В Америке, я знаю, стихосложением стараются занять заключенных. Такая умственная трудотерапия для неудачников и людей сложной судьбы. Уверен, что это не единственный приют поэзии, но сама идея показательна. Ее не удается списать целиком на уверенность во всеобщем равенстве возможностей. И ключевое слово здесь, вероятно, «неудачник», что в Америке -- стране успеха -- оскорбление, хуже некуда. Самым «американским» (в этом смысле) художником мне представляется Энди Уорхол, покоривший мир страстью к успеху и какой-то новой философией его, успеха, несложности, доступности. Теперь этот жизненный девиз Нового Света написан и на щите мигрирующего слева направо искусства. Но поэзия плетется в хвосте процессии, так почему бы не использовать ее хоть для смягчения тюремных нравов? Здесь какое-то недоразумение -- qui pro quo («одно вместо другого»). Я и завел разговор на эту тему только потому, что чувствую подобные симптомы в нашей художественной ситуации... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|