N°84
15 мая 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  15.05.2002
В Москву! В Москву!
Театр «Габима» посетил свою историческую родину

версия для печати
Национальный театр Израиля «Габима», находящийся в Тель-Авиве, считает Москву своей исторической родиной, а Евгения Вахтангова -- своим духовным отцом. Датой рождения театра «Габима» принято считать 1918 год, когда в Москве показала свои первые спектакли студия, названная этим ивритским словом, в переводе означающим «сцена». Однако история театра началась раньше: еще в 1909 г. в Белостоке был показан первый в России спектакль на иврите. В 1917 году произошла историческая для театра встреча его основателя Нахума Цемаха со Станиславским, который взял «Габиму» под свое покровительство и назначил ее руководителем Вахтангова. Вахтангов сообщил габимовцам, что им придется учиться всему «с самого начала», и, видимо, учеба была успешной. О сильном впечатлении, оставленном, несмотря на непонятный язык, спектаклями «Габимы», писали Горький, Эйнштейн и Бернард Шоу. Наибольшую известность получила поставленная Вахтанговым в 1922 г. пьеса С. Ан-ского «Дибук» на фольклорно-мистический сюжет. С тех пор спектакль был сыгран более тысячи раз.

Одним из главных аргументов основателей «Габимы» было то, что театр является действенным средством национального возрождения евреев. А иврит в то время возрождался в качестве разговорного языка. Однако для советской власти он оставался языком Библии, то есть религиозной пропаганды, а «Габима» -- «буржуазным и реакционным театром, играющим на языке, который давно устарел и вышел из употребления». Театр защищали и поддерживали выдающиеся деятели русской культуры, Станиславский, Немирович-Данченко и Шаляпин специально обращались к Ленину, однако было ясно, что будущего в Советском Союзе у театра нет. В 1926 г. театр отправился в Европу и Америку на гастроли, из которых большая часть труппы на родину не вернулась, решив переехать в Палестину -- естественный поступок для еврейского театра, играющего на иврите.

Началась другая, довольно успешная, история театра, однако габимовцы никогда не забывали свою «первую жизнь». Израиль вообще обязан России многими культурными традициями, и театральная среди них. Поэтому московские гастроли на сцене театра Вахтангова являются для «Габимы» очень важным событием. На пресс-конференции, помимо художественного руководителя театра Яакова Агмона, выступил министр культуры Израиля Матан Вильнаи. При этом первый обратился к последнему с вопросом, понравилось ли ему здание театра Вахтангова, и, получив утвердительный ответ, заметил, что театр «Габима» тоже не прочь иметь подобное здание в Тель-Авиве. Министр вышел из положения, пригласив вахтанговцев приезжать в Тель-Авив на гастроли вместе со зданием. Все выступавшие с израильской стороны отдавали дань «русским традициям», говорили о «возвращении к корням» и «замыкании круга». «Вплоть до недавнего времени русский акцент был обязательным условием для того, чтобы попасть в труппу», -- сказал один из выступавших. Говорили и о политике. Министр культуры выразил присутствующим соболезнование по поводу теракта в Дагестане и поздравил всех с десятилетним юбилеем возобновления дипломатических отношений между Израилем и Россией. «Мы в Израиле считаем, что когда грохочут пушки, музы должны не молчать, а еще громче поднять свой голос», -- сказал министр. «Габима» привезла в Москву два спектакля -- «Кадиш по Номи» (в основу положена поэтическая драма Аллена Гинзберга) и «Дневник Анны Франк». Кроме того, прима «Габимы» Гила Альмагор покажет моноспектакль по собственной автобиографической книге «Лето Авии», а в Музее кино пройдет ретроспектива фильмов с ее участием.
Анна ВАЙС

  КУЛЬТУРА  
  • //  15.05.2002
«Борис Годунов» в Мариинском театре -- между драмой и инсталляцией
Вторая оперная премьера нынешнего мариинского сезона (для сравнения, в прошлом премьер было больше десяти) претендовала на роль События, но встретила прием равно доброжелательный и растерянный. Нетривиальным сценическим видом, неловкой режиссурой, неприбранным вокалом и гордой независимостью друг от друга и от смысла всех, удачных и неудачных, элементов оперного текста «Годунов» даже не вызвал большого раздражения. Поскольку не задел почти ничего больного ни в тексте Мусоргского--Пушкина, ни в контексте его оперных решений, ни в привычках то и другое понимать... >>
  • //  15.05.2002
Театр «Габима» посетил свою историческую родину
Национальный театр Израиля «Габима», находящийся в Тель-Авиве, считает Москву своей исторической родиной, а Евгения Вахтангова -- своим духовным отцом. Датой рождения театра «Габима» принято считать 1918 год, когда в Москве показала свои первые спектакли студия, названная этим ивритским словом, в переводе означающим «сцена». Однако история театра началась раньше: еще в 1909 г. в Белостоке был показан первый в России спектакль на иврите. В 1917 году произошла историческая для театра встреча его основателя Нахума Цемаха со Станиславским, который взял «Габиму» под свое покровительство и назначил ее руководителем Вахтангова. Вахтангов сообщил габимовцам, что им придется учиться всему «с самого начала», и, видимо, учеба была успешной. О сильном впечатлении, оставленном, несмотря на непонятный язык, спектаклями «Габимы», писали Горький, Эйнштейн и Бернард Шоу. Наибольшую известность получила поставленная Вахтанговым в 1922 г. пьеса С. Ан-ского «Дибук» на фольклорно-мистический сюжет. С тех пор спектакль был сыгран более тысячи раз... >>
  • //  15.05.2002
В Историческом музее открылась выставка «Русский Берлин»
О довоенном Берлине и заброшенных в него революцией русских известно если не все, то почти все. Играли в театре, издавали газеты, писали книги. То, что было десять лет назад одним из многочисленных белых пятен нашей истории, за прошедшие десять лет подробно описано и эффектно показано. Что может добавить скромная фотографическая выставка после гигантов вроде «Москвы--Берлина» -- выставочного проекта, прогремевшего в двух столицах шесть лет назад. Тем более что фотография в применении к истории и литературе, традиционно существует, как дверь у Митрофанушки, прилагательным, а не сама по себе. В общем, иллюстрацией. На выставке «Русский Берлин» получилось не так... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика