N°74
25 апреля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  25.04.2002
Российские производители хотят, чтобы их нюхали, а не пили
версия для печати
В России ежегодно продается разнообразной парфюмерии на 1,5 млрд долларов. Из них 69,6% приходится на импорт, и соответственно 30,4% -- на отечественного производителя. Российское производство парфюма не структурировано, им занимаются чуть ли не сотни различных предприятий.

Тем не менее серьезных игроков всего несколько. Самый крупный из них, как и в советское время, -- московская парфюмерная фабрика «Новая заря». Другой крупный и быстро набирающий силу производитель -- концерн «Калина». В «Новой заре» к нему особое отношение. «Мы не можем назвать «Калину» нашим конкурентом, потому что, как мы в шутку говорим, они занимаются парфюмерией так же, как мы занимаемся косметикой. У них объем производства парфюмерии занимает всего лишь около 10%. Это компания специализируется на косметике. И более того, по слухам у них нет даже собственной лаборатории. Они просто закупают готовые композиции и разливают их», -- отмечает PR-менеджер ЗАО «Новая заря» Артем Кудряшов. По утверждению директора российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА) Владимира Салева, слух этот как раз и распускают конкуренты. По его словам у «Калины» есть и свои парфюмеры, и лаборатория. Возможно, повод к таким слухам дал тот факт, что «Калина» уже третий год проводит международный конкурс «Хрустальный букет» на лучший аромат года. Суть его заключается в том, что в нем участвуют известные мировые компании -- производители парфюмерных композиций, а на основе ароматов-победителей «Калина» создает свои ароматы для российского рынка.

В октябре 2001 года наконец-то закончилась борьба вокруг советского бренда «Северное сияние». В 1994 году фабрика «Северное сияние» объединилась с мультинациональной компанией Unilever, специализирующейся на производстве товаров народного потребления. Unilever вложила в уже существующий бренд «Цветы России» в общей сложности 10 млн долларов, а также наладила производство одноименного мыла. Но прежнее руководство было недовольно новым руководством, и дело закончилось тем, что с октября прошлого года появились компании ЗАО «Unilever СНГ» и ООО ПКК «Северное сияние» во главе с прежним руководством. В ООО ПКК «Северное сияние» продолжилось производство серии популярных ароматов, но уже в новой упаковке и под новым названием -- «Букет России».

Другая питерская парфюмерная фабрика -- «Грим», по оценкам аналитиков, производит незначительный объем парфюмерной продукции и к тому же очень дешевой. Директор «Грима» Вера Сергеева прокомментировать положение ее компании на рынке отказалась. Единственное, что удалось услышать по этому поводу, -- «продукция выпускается в тех же объемах, что и раньше». Из более-менее серьезных предприятий еще можно назвать, пожалуй, только «Линду». Она производит дешевые гигиенические лосьоны, которые занимают около 10% всего объема «лосьонного» рынка. Есть еще ряд мелких фирм, производящих дешевые лосьоны и одеколоны.

Более точно определить, кто из производителей занимает какое место на рынке, пока невозможно.

Впрочем, в настоящее время РПКА готовит сводный отчет по деятельности всех парфюмерно-косметических компаний России за 2001 год, который будет оглашен на предстоящей выставке Intercharm professional и даст объективную информацию о лидерстве на рынке.

Тем не менее, несмотря на все успехи «Калины» и бурный рост продаж «Северного сияния», безусловным лидером рынка остается «Новая заря». За последние четыре года выпуск парфюмерно-косметической продукции на фабрике увеличился в 7,8 раза. Кроме того, в последние годы наблюдается активный запуск новых продуктов. В 1999 году фабрика вышла на рынок парфюмированных средств по уходу за кожей, представив серии «Шалунья» и «Русская красавица». «Это попытка объяснить нашим женщинам, которые пользуются российской косметикой, что не стоит смешивать запахи. Поэтому вся косметика, которой пользуется женщина, за исключением декоративной, должна быть одной линии и иметь один или по крайней мере сочетающийся запах», -- говорит Артем Кудряшов. «Кроме того, -- добавляет он, -- производство парфюмированной косметики очень сложный процесс, но мы его успешно освоили. Спиртовой раствор и раствор моющий -- это принципиально разные вещи, химический состав моющей косметики на порядок сложнее, чем парфюмерии. И нам удалось добиться идентичного запаха парфюмерии и косметики». «Новая заря» активно осваивает сегмент моющей косметики. Особая ставка делается на рынок шампуней, который характеризуется наиболее высоким потреблением среди средств моющей косметики. Рост рынка за 2000 год составил порядка 27%. Помимо традиционных направлений фабрика занимается разработкой и производством аромакосметики и парфюмерии для дома, вытесняя тем самым импорт.

Единственное, на что жалуется «Новая заря», -- это отсутствие высоких технологий в области производства душистых веществ, которое создает компании некоторые трудности. «Наши рецептуры косметики закладываются с учетом российских условий. В ней существуют специфические компоненты, которых нет в западной косметике. Так у нас в моющей косметике и в серии «Русская красавица» присутствует экстракт василька. Совершенно понятно, что этот цветок мы собираем в России, а затем он доставляется во французские лаборатории, обрабатывается соответствующим образом и потом опять возвращается в Россию», -- говорит Артем Кудряшов. Именно потому, что в нашей стране сейчас нет качественных производителей эфирных масел и комплектующих, практически вся парфюмерная продукция «Новой зари» производится из импортных компонентов, в большинстве своем французских.

В ближайшее время «Новая заря» намеревается осуществить большое количество всевозможных проектов. Так, например, уже сейчас готовится очень серьезный контракт на производство парфюмерии и, возможно, декоративной косметики с одной из очень известных западных фирм. Что это за марка, пока коммерческая тайна. Производиться продукция будет под той маркой, но продаваться она будет в России и странах СНГ под совместной маркой «... -- Новая заря».

Буквально со дня на день при «Новой заре» откроется салон красоты, где можно будет получить все косметологические услуги, правда пока с использованием зарубежных, в основном французских, марок. «А уже потом, в процессе, будем приучать женщин к нашей косметике», -- комментирует Артем Кудряшов.

Также ожидается расширение сети фирменных магазинов. Сейчас их пока три -- два в Москве и один в Нью-Йорке. В близких планах (ближайшие год-два) стоит открытие еще одного магазина за рубежом -- в Париже. «Что касается регионов, то мы пока еще не решили, что это будет -- непосредственно наши «дочки» либо мы будем нашим наиболее успешным партнерам предоставлять право франчайзинга», -- говорит Артем Кудряшов.

Руководство компании во главе с гендиректором Антониной Витковской решило сделать ставку и на детскую косметику. Под маркой «Новая заря» уже есть всевозможные детские шампуни, пены для ванны и ароматные игрушки, а в скором времени появится и полноценная серия средств по уходу за кожей.

Помимо работы над новыми ароматами на фабрике идет восстановление старых советских марок. «По многочисленным просьбам наших мужчин мы возобновили сразу несколько ароматов, -- говорит Артем Кудряшов. -- «Полет», «Цветочный», «Утренний» -- это те ароматы, которые знают все. Начиная с 40-х годов этими одеколонами пользовались все парикмахерские. Они стоят около 10--11 рублей в рознице, но объемы продаж показывают, что они нужны покупателям в первую очередь».

Этим летом «Новая заря» планирует провести рекламную кампанию и рассказать людям, как выглядят настоящие флаконы одеколонов «Шипр», «Тройной» и «Саша». Именно эти марки из класса масс-маркета подделываются чаще всего. Кстати, эти одеколоны чаще всего и используются в народе в качестве алкогольных напитков. По этому поводу Артем Кудряшов рассказал забавные истории. «Недавно нам позвонила дама в отдел продаж и сказала: «Здравствуйте, меня интересуют ваши фитолосьоны. (спирт плюс натуральные эфирные масла. -- Ред.). Меня интересуют только лимонный и апельсиновый». Естественно, менеджер службы продаж сказал, что у нас вообще-то богатый ассортимент, может быть, нужно что-то еще? И поинтересовался, что у дамы есть в продаже. А она говорит: «Ну вообще-то у меня в ассортименте много чего: водка, шампанское, пиво». Дама решила приобрести фитолосьоны для винного магазина.

Или вот еще история с «Тройным» одеколоном. К нам каждую весну приходит пожилая дама, которая покупает несколько коробок «Тройного» и по какому-то своему секретному рецепту настаивает на нем березовые почки и какие-то травы, а затем продает это как лекарство от артрита, причем не только для наружного, но и для внутреннего применения».

Основная политика компании -- во что бы то ни стало оставлять приемлемые цены и в то же время работать в разных ценовых нишах. «Новая заря» не снимает с производства, казалось бы, уже отжившие марки по той простой причине, что еще лет 30--40 люди будут пользоваться этими ароматами, а самое главное -- для которых они доступны. Например, у фабрики есть одеколон «День Победы» в красивом флаконе, который потом, когда одеколон закончится, можно использовать как фляжку. Перед каждым одноименным праздником отдел продаж предлагает эти одеколоны со значительной скидкой ветеранским организациям. Он стоит 90 рублей оптом, а в мае его предлагают еще дешевле. Все ветеранские организации говорят: «У нас нет таких денег». И покупают то, на что денег хватает, -- всем известные «Шипр», «Красную Москву» и другие. «И если мы сейчас уберем из нашего ассортимента дешевую продукцию, то, во-первых, это будет просто некрасиво по отношению к тем людям, которые ей пользуются, а во-вторых, это будем нам невыгодно, потому что покупателей этой продукции огромное количество», -- отмечает Артем Кудряшов.

Что же касается мидл-маркета и хай-энда, то компания старается поднимать уровень продукции, чтобы это не было заметно покупателям. Переход в другой ценовой сегмент происходит за счет так называемого рестайлинга. Так для туалетной воды «Тайна», которая получила все золотые медали на прошлогодней выставке Intercharm, сейчас идет разработка нового, более интересного флакона. А известный мужской аромат «МЭР» в скором времени будет представлен не только в виде одеколона, но и туалетной воды.
Екатерина САШЕНКО

  НА РЫНКЕ  
  • //  25.04.2002
В этом сезоне парфюмеры решили, что человечество начинает уставать от хай-тека, искусственных запахов, обилия металла и пластмассы. Люди тянутся к природе, естественным материалам и запахам, несущим в себе заряд природы и благоденствие естества. Все парфюмерные дома как один этой весной отдали предпочтение чистым зеленым запахам, которые даже в больших шумных и загазованных городах помогут чувствовать легкость и воздушность... >>
  • //  25.04.2002
В России ежегодно продается разнообразной парфюмерии на 1,5 млрд долларов. Из них 69,6% приходится на импорт, и соответственно 30,4% -- на отечественного производителя. Российское производство парфюма не структурировано, им занимаются чуть ли не сотни различных предприятий... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика