N°64
11 апреля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  11.04.2002
Играем в куклы
Новосибирский претендент на «Золотую маску»

версия для печати
Во вторник в Москве был показан последний из трех балетных спектаклей, претендующих на «Золотую маску». «Коппелия», поставленная Мариусом Петипа в Мариинке в 1894 году и в прошлом сезоне реконструированная Сергеем Вихаревым в Новосибирске, выдвинута на премию в двух номинациях -- «Лучший спектакль» и «Лучшая работа балетмейстера/постановщика». Хотелось бы верить, что хотя бы одну из «Масок» спектакль получит.

Неизвестно только, какую номинацию предпочесть. Лучшая работа постановщика? Но через черточку упомянут балетмейстер, и недовольных будет тьма: как же так, Вихарев вроде бы ничего сам не сочинял? Он снова, как три года назад в Мариинке («Спящая красавица»), воспроизвел старинный спектакль. Куда ему равняться с живым классиком Джоном Ноймайером (Мариинка), решительным авангардистом Полом Нортоном (балет «Москва») или с лично мариновавшей «Селедок» Татьяной Багановой («Провинциальные танцы»)? Правда, черточка -- косая, обозначающая «или», так что сто пудов вложенной работы, мозгов и любви жюри все же имеет право заметить. В номинации «Лучший спектакль» попросторней: кроме дикого «Щелкунчика», там только ноймайеровские балеты. Видимо, соревноваться «Коппелии» придется именно с ними.

Хотя это совсем не соревновательный балет. Ни по сюжету -- комедии невыгодно сражаться с экзистенциальной драмой. Что такое история о размолвке и счастливом воссоединении влюбленных рядом с безднами личных ноймайеровских кошмаров? Гофманская интонация в балете, апеллирующем к гофманскому «Песочному человеку», отсутствует напрочь: да, влюбился вроде бы парень в куклу. Так его девушка быстро и безболезненно ему объяснила, что он не прав. Ни по исполнению -- даже лучшая из провинциальных трупп просто по выучке сравниться с Мариинкой не может (а со дня премьеры руки новосибирских артистов стали меньше «петь» и более аффектированно «восклицать», хотя в целом спектакль сохранился в приличном состоянии). Так что единственная надежда -- на моральную усталость членов жюри.

Неделю до «Коппелии» они смотрели и слушали, как про нравственные и физические страдания им пели и танцевали. Выжимали слезы, раскрывали черные зонты. А тут пришли -- благодать. Дивная галицийская декорация. Скрупулезно выписанные домики и интерьеры. (Вячеслав Окунев воспроизвел работы академистов XIX века, оформлявших тогда спектакль, -- Ивана Андреева, Генриха Левота и Петра Ламбина.) Но главное -- общее весеннее ощущение разлитого в воздухе лукавства и умиротворения одновременно.

Лукавство старого балета и личная вихаревская лукавая дипломатия соединились нераздражающим образом. Все «игрушки» старого балета, все детальки, любовно перебираемые в воспоминаниях балетоманами, надежно связывающие «Коппелию» с легендарными временами, -- все на месте. Бабочка, которую ловит героиня, крепится проволокой к руке артистки. Подробно «прописана» пантомима. (Коппелиус выходит из дома и объясняет публике, что отправляется слегка выпить.) Выносится на шестах растяжка «Праздникъ колокола». Но главное -- танцы, по всей видимости, достаточно близко приведенные к оригиналу.

Ну да, конечно, во время финального адажио Владимир Григорьев однажды поднимает Анну Жарову вверх ногами -- чего не могло случиться в чинном императорском балете. (И здесь уже вихаревская дипломатия -- главный балетмейстер должен, стремясь воспроизвести старинный стиль, все же не распугать из театра солистов, желающих показать в танцах все, на что они способны.) Но в целом в спектакле удивительным образом отсутствует тот спортивно-рекордистский задор, что определил в танцах век двадцатый, и, наоборот, присутствует старинное ощущение танца как волшебства. Посмотрим, захочет ли жюри сделать чудо.
Анна ГОРДЕЕВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  11.04.2002
Сегодня премьера «Собачьей жары»
Жила-была одна страна. Жила она в самом центре Европы, и потому, как и следовало ожидать, жизнь в ней была размеренная, скучная и неприметная. То есть была, конечно, так называемая «культурная жизнь» -- с фестивалями, концертами, оперными постановками, призраками великого прошлого и разговорами в уютных кафе. Но вот в предместьях, городках, на обочине современности никакого видимого движения не происходило. Разве что едва заметное глазу слоистое движение воздуха в жаркие летние дни... >>
  • //  11.04.2002
Новосибирский претендент на «Золотую маску»
Во вторник в Москве был показан последний из трех балетных спектаклей, претендующих на «Золотую маску». «Коппелия», поставленная Мариусом Петипа в Мариинке в 1894 году и в прошлом сезоне реконструированная Сергеем Вихаревым в Новосибирске, выдвинута на премию в двух номинациях -- «Лучший спектакль» и «Лучшая работа балетмейстера/постановщика». Хотелось бы верить, что хотя бы одну из «Масок» спектакль получит... >>
  • //  11.04.2002
Центр имени Андрея Сахарова оккупировали юные художники
В самом независимом музее Москвы -- сахаровском -- открылась выставка молодых художников-радикалов. Официальное название творческой группы -- «Франция». Путевку в жизнь ей выдал Центр современного искусства под руководством Леонида Бажанова. Куратором представленного проекта «Сделано во «Франции» стала сотрудница центра Дарья Пыркина... >>
  • //  11.04.2002
О новом романе Михаила Успенского
Новый роман Михаила Успенского с нетерпением ждали самые разные читатели. Иначе и быть не могло после того, как Успенский заворожил разношерстую публику трилогией о похождениях богатыря Жихаря и его славных побратимов («Там, где нас нет», «Время оно», «Кого за смертью посылать»). Сочинитель, приохотивший нас ко всяким новеллам, устареллам и волынам, гений свой воспитывал в тиши, а мы -- три года с гаком -- томились. Прямо как посконцы после вещих слов многомудрого старца: «Ладно, ждет, ждет вашу страну великое светлое будущее! -- сварливо сказал Килострат. -- Да только хрен дождется!»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика