N°61
08 апреля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  08.04.2002
Америка тормозит
Западные гиганты вынуждены снижать цены и уменьшать производство

версия для печати
По оценкам экспертов, в ближайшие пять лет произойдет прирост общемирового спроса на легковые автомобили и легкие грузовики в пределах 1,5%. Таким образом, в 2005 г. в абсолютном исчислении спрос составит около 5,5--5,7 млн единиц. Однако эти цифры свидетельствуют о стагнации на мировом рынке, а в США и Европе необратимо сокращение продаж.

Пессимистично настроенные аналитики предсказывают снижение автомобильных продаж во всем мире на 11% в течение двух-трех лет, а в Америке -- на целых 20%. Кроме того, несмотря на рост продаж на протяжении десяти лет, автомобильная отрасль по-прежнему низкорентабельна. Цены (как в Америке, так и в Европе) падают в среднем на 1% в год, а недозагрузка производственных мощностей (в среднем 25--28%) приводит к дальнейшему снижению цен.

В США спрос падает

Призыв «Не тормози, Америка» понятен каждому американцу: производители и потребители должны объединить свои усилия, чтобы американский народ не потерял уверенность в завтрашнем дне и чтобы американская экономика не буксовала. Однако реально Америка тормозит. Спрос на автомобили снизился до 16 млн в 2001 году по сравнению с 17,5 млн в 2000-м. General Motors и Ford заявили о временном сокращении производства. В прошлом году GM, Ford и Chrysler поддерживали продажи благодаря скидкам приблизительно в 1500 долларов на каждый автомобиль. Но даже при таких «подарках для покупателей» машины GM и Ford простаивали в ожидании будущего хозяина более 80 дней со дня выпуска, являя собой замороженные капиталы. В нынешнем году Ford вообще объявил, что прибыли у компании не будет и главная задача -- организовать безубыточное производство. Однако американским компаниям почти нечего предъявить пресыщенным американским покупателям, умеющим ценить качество техники и считать свои деньги. Выбор выпускаемых «истинными американцами» моделей невелик, и автомобильные салоны приносят небольшую прибыль или вообще убыточны.

Ни GM, ни Ford не удалось разработать хорошие дизельные моторы для легковых авто, столь популярные в Европе и входящие в моду в США.

GM и Ford несут большие потери и на европейском рынке. Проблемы GM в Европе связаны с Opel, немецким дочерним предприятием. Opel понес убытки, столкнувшись с рядом проблем, связанных с качеством и устаревшим дизайном. GM сменила в этой компании четырех руководителей за три года, но кардинально ситуацию исправить не смогла. Самое слабое место в модельном ряде Opel -- высокотехнологичные, но капризные двигатели. Недаром еще совсем недавно наши эмигранты называли эту машину немецким «Запорожцем».

В целом американские производители машин снизили продажи на европейском рынке в результате того, что выпускаемые ими модельный ряд медленно обновляется. Европейский покупатель хотя и не столь кредитоспособен, как американский, но требует возможности выбора, и притом постоянно желает чего-нибудь новенького. В этом Европа остается все той же не слишком богатой, но избалованной Европой. Выигрывает тот, кому удается объединить в одном флаконе лучшие технические параметры, дизайн и удачное продвижение товара на рынок. Пока что у европейцев, особенно у французов, это получается лучше.

Европейцы выходят в лидеры

Несмотря на все объективные трудности, успешно действуют на мировых рынках европейские компании Volkswagen, Renault и PSA Peugeot Citroen. Секрет их успеха заключается в выпуске множества инновационных моделей на немногих платформах (принцип игр «Лего»). При этом унифицируются абсолютно все без исключения комплектующие, кроме «жестянки» и элементов дизайна. Так, VW стал намного рентабельнее, приведя 54 свои модели всего к четырем базисным платформам, однако постепенно уступает свои позиции под натиском французского концерна PSA Peugeot Citroen. Доля PSA на западноевропейском рынке в этом году почти сравнялась с долей VW -- 15,8% против германских 17,6%. Французы наступают на позиции VW в первую очередь на немецком рынке и планируют увеличить свою долю с 4,5 до 6,5%. В 2001-м компактный и дешевый (около 11 тыс. евро) Peugaut 206 стал хитом номер один в Европе, начав теснить Golf (более 14 тыс. евро), а Peugaut 307, по мнению германского автомобильного клуба ADAC (лучшие эксперты ФРГ), станет непосредственной угрозой самому существованию Golf.

В свою очередь VW допустил крупную маркетинговую ошибку -- он устроил внутреннюю конкуренцию между своими клонами-брендами, в результате чего чешская Skoda, принадлежащая тому же VW, за счет более низкой цены стала теснить оригинальные Golf и Passat. И сейчас VW большую часть прибыли получает на рынке США, занимая целых 5% североамериканского рынка. Американцы ценят традиционно высокое качество «немцев», особенно это относится к Западному побережью. Интересен факт, что при известной американской неприязни к малолитражкам янки понравился новый «жук», а вот европейцы к этому автомобилю отнеслись с прохладцей.

«Фольксу» также приносят неплохие прибыли такие бренды, как Audi и SEAT. Престижные Lamborghini и Bentley остаются для фирмы убыточными. Норма прибыли за прошедший год германского автогиганта до уплаты налогов составила 5%, что является прекрасным показателем (правда, планировали 6,5%).

Любопытно, что доходы от инвестиций у VW составляют всего 2,6%. У BMW, главного германского конкурента «народных автомобилей», инвестиции приносят 10% (для сравнения: у Honda -- целых 12%).

Неважно дела обстоят у концерна Fiat. Эту фирму заметно дискредитировали в 70--80-е годы советские и польские «Фиаты» невысокого качества, в изобилии катавшиеся по дорогам Европы. Вазовская продукция на 30% шла в Западную Европу и полностью отождествлялась потребителями с продукцией самого Fiat. Никому и в голову не могло прийти, что можно до такого убожества довести вполне приличную для середины века машину.

Во время второй мировой самолеты и танки Fiat были признаны худшими в мире, многие это хорошо помнят. Сейчас на Fiat ездит в основном Италия и бедные прилегающие страны Балканского региона. Потому у Fiat не остается ничего иного, как начать роман с богатым заокеанским дядюшкой, в роли которого готов выступить GM.

Хорошо идут дела у BMW, чьи автомобили являются показателем преуспевания, сочетая в себе настоящее немецкое качество, неплохой дизайн, широкий модельный ряд с высокими ценами, приобщающими владельцев этих машин к касте избранных.

При подготовке текста импользованы материалы The EconomistЯпонские проблемы

Honda cтала единственной японской компанией, объем производства которой в 2001 вырос по сравнению с 2000 годом. Остальные японские автомобилестроители были вынуждены сократить объемы производства.

Объем производства Honda увеличился на 6,8% и составил 2,65 млн автомобилей. 2001 год был очень удачным для Honda, так как компания запустила в производство новую серию мини-автомобилей в Японии и успешно продавала автомобили в Северной Америке. Объемы производства Nissan снизились на 5,3% и составили 2,47 млн автомобилей, поскольку компании сейчас приходится заниматься реструктуризацией. Для Mitsubishi и Mazda 2001 год был гораздо менее результативным. Mitsubishi все еще не может оправиться от скандала, вызванного негативной реакцией потребителей на отзыв на заводы более 1,5 млн автомобилей по всему миру, не отвечавших требованиям качества продукции. Объем производства Mitsubishi упал на 8,1% и составил 1,67 млн автомобилей.

Показатели Mazda тоже не на высоте: общее количество производимых автомобилей сократилось на 6,7% и составило 870 тыс. автомобилей. Даже для Toyota наступили не лучшие времена, объем производства крупнейшего японского автопроизводителя уменьшился на 0,9% и составил 5,13 млн автомобилей. Общий объем производства Toyota (включая мини-автомобили Daihatsu и грузовики Hino) снизился на 1,5% и исчисляется ныне

5,84
млн автомобилей.

Информация предоставлена дайджестом News.Battery

Мировой рейтинг продаж по брендам
Марка Продажи в 2000 г. Продажи в 2001 г.
Audi 650 000 630 000
BMW 835 000 747 325
Buick 404612 445611
Daewoo 933500 932687
Сadillac 169154 176607
Citroen 1 140 000 990 000
Chevrolet 2 515 884 2 610 324
Chrysler 3 000 000 3 200 000
Ford (все марки) 7 400 000 7 200 000
GMC 526 639 541 987
Honda 1 200 000 1 198 000
Mercеdes (включая Smart) 1 150 000 1 081 000
Nissan 2 600 000 2 346 000
Peugeot 1 080 000 1 496 000
Pontiac 613 546 616 413
Renault 1 987 341 1 970 000
SAAB 39 479 39 541
Seat 515 000 630 000
Skoda 435 403 378 800
Toyota 4000000 3 060 000
Volkswagen 3 060 000 3 130 000


По данным агентства Прайм-ТАСС
Александр ЛИБЕРМАН

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  08.04.2002
Западные гиганты вынуждены снижать цены и уменьшать производство
По оценкам экспертов, в ближайшие пять лет произойдет прирост общемирового спроса на легковые автомобили и легкие грузовики в пределах 1,5%. Таким образом, в 2005 г. в абсолютном исчислении спрос составит около 5,5--5,7 млн единиц. Однако эти цифры свидетельствуют о стагнации на мировом рынке, а в США и Европе необратимо сокращение продаж... >>
  • //  08.04.2002
У моей приятельницы угнали ее любимую «восьмерку». Решительно не пойму, кому могла понадобиться эта машина с многочисленными «боевыми ранениями», полученными при неаккуратной парковке, в агрессивных московских пробках и прочих «меленьких» ДТП. От чего-то крупного Бог ее миловал, но все остальное точно было «наше»... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика