N°61 08 апреля 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Гей, маргиналы! В филиале Театра им. Пушкина показали «Откровенные поляроидные снимки»
Новая пьеса скандально известного британского драматурга Марка Равенхилла написана о том же, о чем написана другая, триумфально обошедшая подмостки всей Европы и заглянувшая на огонек в Россию (см. спектакль Ольги Субботиной в «Центре драматургии и режиссуры») пьеса Shopping&Fucking. О чем эти пьесы? Вижу лес поднятых рук и слышу радостные ответы: «О педерастах! О педерастах!». Ответ правильный, но не точный.
Гомосексуалисты, а также евреи, негры, чеченцы и одноногие лесбиянки бывают разные. И посвященные им произведения искусства -- тоже разные. Для фильмов Лукино Висконти гомосексуальная тема ой как важна, но между Висконти и Равенхиллом не просто пропасть, а бездна. Поэтому постараемся дать более точный ответ: пьесы британца о маргиналах, большая часть которых действительно страдает перверсиями. Этим людям устройство Солнечной системы и мироздания в целом видится сгустком дерьма. Обычные человеческие отношения, в которых естественным образом присутствуют и карьеризм, и фальшь, и предательство, и компромиссы, -- сгустком исключительного дерьма. Для того чтобы почувствовать вкус настоящей жизни, надо повиснуть над бездной -- наширяться, заболеть СПИДом, изувечить себя и других. Садомазохизм -- высшая стадия искренности, недоступная нормальным людям. В мире есть лишь две подлинные вещи -- болезненная страсть героев друг к другу и ненависть к гребаной (раньше бы сказали «буржуазной») реальности. Все персонажи, пытающиеся вернуться к нормальной жизни, -- предатели идеалов. Настоящий человек не останавливается на полдороги и не поворачивает вспять. Он идет до конца, движимый страстью к саморазрушению и разрушению мира вокруг. Это трагический конец контркультурного бунта, в котором секс, наркотики и рок-н-ролл принесли не свободу, а болезненную зависимость от собственных инстинктов. Любовь (та, о которой писал апостол Павел) действительно делает свободным, свободная любовь -- рабом. Об отщепенцах много писали и прежде, но по-другому. Отверженных, униженных и оскорбленных героев классической литературы жизнь сама вытеснила на обочину, и им на этой обочине было очень неуютно (Соня Мармеладова -- проститутка, но ей в голову не приходит этим гордиться). Пьесы «новой волны» (Равенхилл, Сара Кейн, Мариус фон Марийенбург) зафиксировали важную перемену общественного сознания. Отклонение от нормы предлагается теперь в качестве нормы. И -- если не для реальной, то для театральной жизни -- нормой становится. Произведения маргиналов о маргиналах стали мейнстримом, в который то и дело поступают финансовые вливания из культурных институтов разных стран. Такого всеобщего признания заглядывавшие на дно жизни и собственной души Жан Жене или Луи Селин знать не знали. То, что должно по определению быть на периферии, смещается в центр. Собственно, именно этим идея политкорректности и отличается от идеи о том, что непохожие на нас люди тоже имеют право на существование. Пора, однако, рассказать о спектакле. Пьесу Равенхилла поставил Кирилл Серебренников, самый яркий представитель нового поколения режиссуры, выпустивший в прошлом году превосходный «Пластилин» по пьесе молодого драматурга Василия Сигарева. То, что Серебренников талантлив, видно невооруженным глазом и с первых минут. Читать Равенхилла мне скучно и, по правде говоря, противно. Смотреть спектакль интересно. «Такие пьесы не материал для постановки, а повод, -- объяснял когда-то Серебренников. -- Когда мы выкинули из «Пластилина» все ремарки, то там осталось: "бля.. ага.. угу.. отсоси...". С таким текстом сложнее работать, чем с «Гамлетом». Понимаешь?» Понимаю. Плавать на мелководье неудобнее, чем в океане. Серебренников плывет и плывет красиво. В спектакле отличная сценография Николая Симонова: выложенное кафелем белое пространство обрамлено желобами с водой -- то ли больница, то ли общественный сортир, то ли морг. Несущая конструкция напоминает что-то вроде многосоставного турникета, на котором герои совершают акробатические кульбиты. Спектакль отлично выстроен ритмически и прекрасно решен пластически -- в какой-то момент он и вовсе напоминает хорошо поставленное гомоэротическое шоу. Режиссер и артисты обнаруживают отменное чувство юмора. Типичные равенхилловские британцы снабжены приметами наших людей. У Ника (Алексей Кравченко) внешность и повадки коренастого русского паренька, носит он характерный спортивный костюмчик. Страдающий комплексом нарциссизма гомосексуалист Виктор (Анатолий Белый) говорит с сильным украинским акцентом. Пытающаяся стать депутатом Хелен (Елена Новикова) похожа на обкомовскую дамочку. Один из лейтмотивов -- музыка из «Чио-Чио-Сан» Пуччини -- придает происходящему умилительную сусальность. Конечно же иронически обыгранную. И главное: самой невероятной сценической ситуации Серебренников умудряется найти точный и выразительный сценический эквивалент. Например, сыграть сцену в морге, в которой умерший от СПИДа Тим (Евгений Писарев) оживает (не реально, а ментально) и просит влюбленного в него Виктора в последний раз доставить ему наслаждение? Сексуальный акт с трупом -- это задачка не для бездарных и слабонервных. Серебренников справляется с ней блестяще. Ему удается перевести весь этот физиологический кошмар в эстетическую плоскость. Прорвать глянцевую оболочку спектакля и заставить поверить в подлинность происходящего. Раньше подобных отважных и технологичных режиссеров у нас не было. Но главной задачи, как кажется, Серебренников все же не решил. Мелководье так и не стало океаном. Экзистенциальных глубин «Ночного портье» с потрясающими Диком Богартом и Шарлоттой Ремплинг в спектакле нет и, видимо, быть не может. Потому что пьесы «новой волны» повествуют о другом -- об экзистенциальной пустоте, отменить и заполнить которую не может самый отменный режиссерский антураж. |
Спектакль Михаила Шемякина на «Золотой маске» «Щелкунчик» Мариинки, выпущенный год назад и ныне присутствующий в трех номинациях «Золотой маски» («лучший балетный спектакль», «лучшая работа художника в музыкальном театре», «лучшая женская роль»), -- сочинение художника, а не балетмейстера. Михаил Шемякин определил в спектакле все: кроме декораций и костюмов он отвечает за сюжет, интонацию и мизансцены. Кирилл Симонов, артист кордебалета, на которого, после того как в процессе репетиций с Шемякиным был отстранен от работы Алексей Ратманский, постановка свалилась, как сосулька на голову, числится в программке хореографом. Это проформа. Его задачей было более или менее организовать тех людей, которые должны были носить костюмы от Шемякина и заполнять пространство на сцене, остающееся от шемякинских декораций. Костюмов много. Пространства мало. И дело тут не только в избыточности самовыражения оформителя... >>
В филиале Театра им. Пушкина показали «Откровенные поляроидные снимки» Новая пьеса скандально известного британского драматурга Марка Равенхилла написана о том же, о чем написана другая, триумфально обошедшая подмостки всей Европы и заглянувшая на огонек в Россию (см. спектакль Ольги Субботиной в «Центре драматургии и режиссуры») пьеса Shopping&Fucking. О чем эти пьесы? Вижу лес поднятых рук и слышу радостные ответы: «О педерастах! О педерастах!». Ответ правильный, но не точный... >>
Арнольд Шварценеггер снова на экранах Москвы Горди Брюэр -- лос-анджелесский пожарный с немного помятым, но добрым лицом и огромными бицепсами. За те несколько минут, пока по экрану бегут вступительные титры, он успевает спасти из огня парализованную старушку, а потом прийти домой, соснуть пару часиков и подняться ни свет ни заря, чтобы помочь маленькому сынишке собрать из конструктора модель звездолета. Простой, хороший человек -- живет, как мы, в ракетный век. А также в век бессмысленных и беспощадных террористических актов. Во время очередной «акции возмездия», которую проводит на улицах Города ангелов колумбийский террорист по кличке Волк, гибнут жена и ребенок Брюэра. Шишки из правительства и контрразведки, на которых и направлял Волк свою карающую лапу, остались невредимы, и потому спецслужбы не особенно торопятся ловить террориста. А семью пожарного относят к неизбежным потерям. Так что Брюэру приходится выправлять поддельные документы и ехать в Колумбию одному... >>
В Москве выступил Горан Брегович Не прошло и года, как известнейший сербский композитор, автор музыки к фильмам режиссера Эмира Кустурицы, выступил в Москве еще раз -- на том же месте, в Театре имени Моссовета, и с теми же музыкантами -- Свадебным и похоронным оркестром из Сербии, женским вокальным трио из Болгарии, Струнным оркестром из Польши и русским православным хором «Пересвет». Отличия от прошлогоднего концерта были чисто косметическими. Год назад музыканты то уходили со сцены, то возвращались, теперь все остаются на местах, даже если кому-то играть в ближайшие четверть часа решительно нечего. Сам Горан пел и стучал в бубен довольно редко, а его гитару иногда вообще не было слышно. Подчас казалось, что композитор вышел на сцену «для мебели». С другой стороны, в те редкие минуты, когда Горан находился за кулисами (например, в начале концерта), чего-то решительно недоставало и хотелось кричать:«Автора!»... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|