N°41
11 марта 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  11.03.2002
«Я оставляю за собой право думать о более эффективном законодательстве...»
версия для печати
О своем отношении к проекту нового Таможенного кодекса корреспонденту газеты «Время новостей» Вере БРЫЧЕВОЙ рассказывает председатель подкомитета по таможенной и тарифной политике бюджетного комитета Думы, бывший председатель ГТК Валерий ДРАГАНОВ.

-- Изменилась ли ваша позиция с того времени, когда проект Таможенного кодекса проходил ведомственное согласование? Ведь тогда вы выступали его противником.

-- Моя позиция не меняется долгое время, и она проста: законодательство в области внешнеэкономической деятельности, важной составной частью которого являются таможенная политика и таможенное администрирование, требует серьезной переработки, поскольку во многом отстало от современных требований. Мы накопили богатый и не всегда позитивный опыт: таможенная политика была невнятна, законодательство анахронично и, как результат, система администрирования неэффективна, а в последнее время даже стала угрозой для бизнеса, ибо степень вмешательства таможенных органов в частные и корпоративные дела компаний под видом защиты государственных интересов оказалась критической.

Каким-то удивительным образом разработчики не увидели в Конституции понятия «таможенное регулирование», в результате чего в основе всей архитектуры законопроекта лежит так называемое «таможенное дело». Это явное противоречие.

-- Действительно ли нам для вступления в ВТО так необходим Таможенный кодекс?

-- Кодекс крайне необходим для нашей экономики, и здесь можно было бы поставить точку. Конечно, он интересует и ВТО. Однако я бы не стал причислять Таможенный кодекс к числу важнейших условий, требуемых ВТО. Мне кажется, что таких условий два: это так называемая плата за таможенные процедуры, которая и без требований ВТО должна быть отменена; и снижение административных барьеров. Здесь, конечно же, есть вопрос. Но, к сожалению, правительственным проектом эта проблема не разрешается. Кодекс сплошь носит административно-разрешительный характер, возможности субъективного принятия решений по-прежнему очень большие, а это, конечно, не способствует поддержанию инвестиционного климата и благоприятному доступу на рынок.

-- Как вы относитесь к предложенному проекту?

-- Таможенный кодекс 1993 года во многом повторял привычки нашего коммунистического прошлого, пытаясь одновременно в какой-то степени либерализовать процедуры, потому что это все-таки был 1993 год. Прошло почти десять лет, и нынешний проект кодекса, который правительство внесло после почти двухлетних дебатов и переговоров, не сильно отличается от прежнего. Из этого вытекает, что он должен быть переработан почти полностью, если, конечно, мы хотим добиться облегчения торговли, демократизации и упрощения процедур, ускорения товарооборота и установления равноправия между экспортерами-импортерами и таможенными органами в рамках соблюдения таможенного законодательства.

Для того чтобы этого добиться, нужно, как минимум, значительно сократить отсылочные нормы, упорядочить пределы полномочий правительства и его министерств и ведомств, в том числе и ГТК, издавать нормативно-правовые акты, минимизировать случаи внесудебных решений, отказаться от ведомственного лицензирования, а принципиальные правовые нормы неконвенциального характера прописать только в законе. Нужно сказать, что авторы законопроекта проделали огромную работу по приведению кодекса в соответствие с Конвенцией Киото, но мы столкнулись из-за отсутствия официального и качественного перевода с громадными проблемами. Например, понятен замысел, однако крайне неудачно в ряде случаев использованы лингвистические и юридические понятия, термины, слова и выражения, а это прямой путь к вольному толкованию со стороны таможни, злоупотреблениям со стороны экспортеров и импортеров, и, как следствие, к коррупции.

-- Каковы шансы на принятие кодекса в Думе?

-- Экспертный совет, тщательно рассматривающий каждую статью и готовящий депутатскую позицию для подкомитета, делает колоссальную работу. Я бы сказал, что это может служить примером тесного сотрудничества с правительством. Порой мы забываем, что выступаем в роли оппонентов, а образовавшийся по сути «круглый стол» по ходу обсуждает и научные, и теоретические, и практические вопросы. Слишком много пробелов. Однако постепенно, по мере дальнейшего обсуждения достаточно большая группа весьма квалифицированных таможенников во главе со статс-секретарем Юрием Азаровым невольно становится заложником проблем, слабо отраженных в законопроекте и относящихся к компетенции других ведомств: Министерства экономического развития и торговли, Министерства финансов, Министерства юстиции, МАП, ФСБ, МВД и других, которые, смею сказать, согласовали кодекс без особой взыскательности. И если некоторые несовершенные статьи имеют шанс пройти подкомитет, то преодолеть комитет и палату будет весьма сложно. Думаю, что это практически невозможно. Именно поэтому можно сказать, что на подкомитете идет практически переработка кодекса. Удастся ли нам достичь результата, сказать очень сложно.

-- А если бы кодекс писали вы, каким бы вы его сделали?

-- Дело не во мне. Хотя я сейчас выскажу личную точку зрения, но убежден, что со временем она будет поддержана. Если коротко, то таможенное законодательство как воплощение конституционного понятия «таможенное регулирование» должно быть консолидированным. Наиболее подходящий для этого акт -- кодекс. По моему мнению, Таможенный кодекс должен регулировать не только вопросы администрирования, но и все, что касается таможенного регулирования, а именно формировать таможенный тариф, описывать относящиеся к нему правила, вывести из закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», из Налогового кодекса и других законов «таможенные» вопросы и «поселить» их в Таможенном кодексе. Тогда все станет цельно, понятно и, что самое важное, транспарентно. Если, по моей версии, такой закон в будущем появится, то его нормы должны быть либеральными, а при существующих ныне весьма жестких административных и уголовных санкциях за таможенные правонарушения система администрирования обретет другое лицо. Таможня станет незаметной, резко повысит свою эффективность и будет работать не только для бюджета, но и для производителя, потребителя и сосредоточится при этом по-настоящему на борьбе с особо опасными преступлениями: наркотики, терроризм, ядерные материалы и т.д.

Кстати, над таким макетом законодательства я работаю и хочу в перспективе его предложить. По законодательной технологии и думской этике я сделаю все возможное, чтобы нынешний проект Таможенного кодекса был рассмотрен в назначенные сроки, но при этом оставляю за собой право думать о более эффективном законодательстве. Слишком велика его цена для рынка, для общества, для государства, для людей. В этом смысле я себе ставлю одну универсальную задачу: таможенная реформа для экономического роста. И это не высокие слова.
Беседовала Вера БРЫЧЕВА

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  11.03.2002
Самый спорный закон, возможно, скоро будет принят
У проекта Таможенного кодекса, обсуждение которого состоится сегодня в Думе на парламентских слушаниях «ВТО и таможенное регулирование», непростая судьба. Он создавался в недрах Государственного таможенного комитета, когда стало очевидно, что ныне действующий кодекс, принятый еще в 1993 году, не соответствует требованиям времени. В ноябре 1999 года Дума одобрила законопроект в первом чтении, однако окончательному его принятию помешали парламентские и президентские выборы... >>
  • //  11.03.2002
О своем отношении к проекту нового Таможенного кодекса корреспонденту газеты «Время новостей» Вере БРЫЧЕВОЙ рассказывает председатель подкомитета по таможенной и тарифной политике бюджетного комитета Думы, бывший председатель ГТК Валерий ДРАГАНОВ... >>
  • //  11.03.2002
Сегодня в Госдуме состоятся парламентские слушания, посвященные проекту нового Таможенного кодекса -- документа, принципиально важного и для власти, и для бизнеса. Об основных положениях проекта корреспонденту газеты «Время новостей» Вере БРЫЧЕВОЙ рассказал первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета Юрий АЗАРОВ... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика