N°37
04 марта 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  04.03.2002
Оркестровая авантюра
Светланов продирижировал операми Вагнера без певцов

версия для печати
При тотальном дефиците не великих, просто талантливых дирижеров на квадратный метр исполняемых в Москве партитур явление Евгения Светланова за пультом Российского национального оркестра приобретает особый смысл. Расставшись с Госоркестром, маэстро передумал расставаться с российской публикой и вот уже во второй раз за небольшой отрезок времени вышел на сцену Большого зала Консерватории с детищем Михаила Плетнева, руководимым ныне Владимиром Спиваковым, -- РНО. Естественно, в зале был аншлаг. Думаю, что если бы маэстро выступил с Госоркестром, где его никогда не переставали ждать, его выступление стало бы еще более весомым как для культуры, так и для него самого.

В первый свой приезд (в декабре 2001 года) Светланов дирижировал монопрограммой из музыки Брамса, сейчас предложил Вагнера. Музыку, что здесь еще не исполнялась. В программу вошли две симфонические фантазии из вагнеровских опер -- тетралогии "Кольцо нибелунга" и мистерии "Парсифаль", составленные и аранжированные нидерландцем Хэнком де Флигером -- композитором и исполнителем на ударных инструментах. Впервые оба опуса были сыграны соответственно в 1992 и 1993 годах Филармоническим оркестром Нидерландского радио под управлением Эдо де Ваарта, который окрестил первый парафраз Флигера на вагнеровскую музыку "оркестровой авантюрой".

Появление в репертуаре современного симфонического оркестра подобных сочинений -- попытка современной культуры найти новый ракурс при взгляде на классику и подпитать интерес аудитории к хрестоматийным вещам. Музыка опер Вагнера полна законченных симфонических фрагментов, давно вошедших в ходовой оркестровый репертуар (увертюры и вступления, симфонические антракты и разнообразные картины вроде "Полета Валькирий" или "Путешествия Зигфрида по Рейну"), так что возникновение партитур Флигера на первый взгляд вполне закономерно. Флигер решил сыграть на пресловутом вагнеровском симфонизме, включив в свои фантазии масштабные партитурные куски, где звучат голоса героев, отдав вокальные партии во власть духовым инструментам. Вот здесь и обнаруживается проблема. Нет, нидерландский маэстро нисколько не искажает вагнеровской музыки, поскольку скрепить фрагменты четырех опер можно практически без швов -- в этом особенность симфонического стиля композитора и логики его лейтмотивного мышления. Но в отрыве от действия эти лейтмотивы, засевшие в ушах любого мало-мальски образованного меломана, моментально теряют свой смысл, философские размышления композитора нивелируются, являя нам просто красивую, грамотно оркестрованную, хорошо скомпонованную и чуть затянутую симфоническую картину. Вагнеровские лейтмотивы, логика возникновения которых рассчитана до мельчайших деталей, в варианте аранжировщика появляются уже оформленными и законченными. Мы не можем проследить момента их рождения, мы не знаем, как они вели себя на том или ином отрезке оперы и кто из персонажей какой смысл вкладывал в то или иное свое изречение. С "Парсифалем" дело обстоит еще хуже, хотя на слух воспринимается эта фантазия органичнее, чем "Кольцо", но по одной простой причине -- мистерия менее популярна, соответственно, музыка ее широкому слушателю известна не от первой до последней ноты, как музыка тетралогии. Но в "Парсифале" нет и красочных законченных симфонических картин, а философичность при отсутствии ясного сюжетного развития опять же сохранить не удается. Поэтому вторая партитура получилась еще более статичной и еще менее осмысленной. Не случайно Вагнер так кропотливо работал над либретто: все же сказанное слово для него было не менее важным, чем сыгранная в этот момент тема. А если уж совсем точно, то нельзя оторвать одно от другого. Флигер попробовал. Получилась оркестровая авантюра.
Анна ВЕТХОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  04.03.2002
Обитательница Монмартра удостоена «Сезаров» за лучший фильм и лучшую режиссуру
Никто не сомневался в том, что справедливость восторжествует. Всеобщая любимица «Амели», оскорбительно обойденная приглашением на Каннский фестиваль, открывшая фестиваль Московский, номинированная на пять «Оскаров» и возродившая веру во французский bel esprit, была названа Французской киноакадемией лучшим фильмом года, а режиссер Жан-Пьер Жене («Деликатесы», «Город потерянных детей», «Чужой 4») получил «Сезара» за лучшую режиссуру. Обладателем статуэтки за лучшую музыку стал любимец московской публики Ян Тирсен, а лучшим художником-постановщиком была названа Алин Боннетто, создавшая для фильма Жене абсолютно сказочный Париж, где всегда светит солнце... >>
  • //  04.03.2002
Открылась Неделя декора журнала «Мезонин»
Неделя декора журнала «Мезонин» в Музее декоративного искусства на Делегатской проводится второй раз. Как помню, первый блин вышел комом. Показали четыре интерьера, смахивающие на витрины бессмысленного и дорогого бутика. И вся любовь. Нынешняя Неделя получилась куда более внятной и интересной. Есть концепция: предоставленные декораторам на конкурсной основе стенды превращаются в комнаты «единого дома». Десять стендов -- десять комнат. От кухни и ванной до детской, спальни и гостиной. Помимо концепции есть статус. Неделя декора проводится под патронатом посольства Великобритании. Это, по мнению посла сэра Родерика Лайна, вполне подходящая роль для посольства страны, которая считается родиной дизайна. Среди участников Недели декора британские дизайнерские фирмы и -- сенсация -- мегазвезда британского дизайна Мэри Фокс Линтон (Mary Fox Linton)... >>
  • //  04.03.2002
Методы обращения государства с киностудиями вызывают у директора «Ленфильма» яростный протест
Неделю назад петербургские телеканалы и газеты сообщили об отставке директора студии «Ленфильм» Виктора Сергеева. Причина -- начавшийся на студии процесс акционирования. Позже выяснилось, что директор дал согласие остаться на своем посту до окончания первого этапа реформирования -- примерно до мая. В пятницу Сергеев дал пресс-конференцию, где и рассказал о причинах принятого решения... >>
  • //  04.03.2002
Светланов продирижировал операми Вагнера без певцов
При тотальном дефиците не великих, просто талантливых дирижеров на квадратный метр исполняемых в Москве партитур явление Евгения Светланова за пультом Российского национального оркестра приобретает особый смысл. Расставшись с Госоркестром, маэстро передумал расставаться с российской публикой и вот уже во второй раз за небольшой отрезок времени вышел на сцену Большого зала Консерватории с детищем Михаила Плетнева, руководимым ныне Владимиром Спиваковым, -- РНО. Естественно, в зале был аншлаг. Думаю, что если бы маэстро выступил с Госоркестром, где его никогда не переставали ждать, его выступление стало бы еще более весомым как для культуры, так и для него самого... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика