N°31
20 февраля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
  ПОИСК  
  • //  20.02.2002
От монархизма к плюрализму
Такой путь проделал Исторический музей за 130 лет

версия для печати
Государственный Исторический музей -- самый большой в стране и один из самых больших в мире. Завтра у него юбилей. Откроются три выставки. Первая (в ризнице Покровского собора) -- из цикла «Сбережено монастырями России». На ней можно увидеть святыни и раритеты царских династий из Троицкого собора костромского Ипатьевского монастыря. Вторая представит новый цикл «Исторический архив ГИМ. 1912--2002». Согласно табели о рангах знакомство с архивами начнется с автографов российских императоров и императриц: от верительных грамот до детских рисунков. Третья -- самая главная, юбилейная. Название символическое: «Войди в историю». Она посвящена самому Историческому музею и обозначит темы будущей постоянной экспозиции. Состоится презентация необозримых фондовых отделов музея. О юбиляре обозревателю газеты Сергею ХАЧАТУРОВУ рассказал заместитель директора ГИМ по научной работе доктор исторических наук Вадим ЕГОРОВ.

-- Какое событие стало поводом празднования юбилея?

-- 21 февраля 1872 года император Александр II подписал указ о создании Российского исторического музея имени наследника, будущего императора Александра III. Общественность отнеслась к идее создания национального музея с большим воодушевлением. Автором концепции музея стал археолог, собиратель древностей Алексей Уваров. Он сын известного министра народного просвещения графа Сергея Уварова, автора русской идеи и знаменитой триады «православие--самодержавие--народность». Немалую роль в создании музея сыграл известный московский историк Иван Забелин.

После подписания указа был объявлен конкурс на здание музея. Его выиграл архитектор Владимир Шервуд, шотландец по происхождению. Интересно, что совсем недавно коллекционеры предложили нам купить автопортрет Шервуда. Денег у нас, естественно, не хватило. Мы попросили Министерство культуры сделать нам (извините за наглость) подарок к юбилею. Министерство поворчало, но помогло. Так что автопортрет Шервуда теперь наш. Строительство музея закончилось в 1883 году.

-- То есть в будущем году жди очередного юбилея Исторического музея -- 120 лет со дня открытия?

-- А что, хорошая мысль. Открытие состоялось в дни коронации Александра III. Директором музея решено было считать «особу правящего дома», великого князя Сергея Александровича, московского градоначальника. Забелин стал исполнительным директором (сейчас это называется «зам по научной работе»; получается, я занимаю его должность).

-- По сравнению с плачевным состоянием многих российских музеев Исторический выглядит вполне благополучно. Все сверкает после реставрации. Хороший европейский сервис, обилие изданий и каталогов. Трудности преодолены и музей процветает?

-- И все-таки проблем еще много. Первая -- отсутствие нормального фондохранилища. Сейчас музей имеет четыре с половиной миллиона предметов, 12 миллионов листов различных документов. Одному Наполеону и его окружению посвящено более двух тысяч документов. Отступая из Москвы, он это все побросал. Нам эти вещи негде хранить. Вопрос о новом фондохранилище встал давно. Был выделен специальный участок -- недалеко от Крутицкого подворья. Создан и утвержден проект здания. Но, как всегда, нет денег на его строительство.

В музее 44 зала. Согласно идее отцов-основателей в них развернута экспозиция российской истории до конца XIX века. К сожалению, мы не можем расположить в этих залах экспозицию истории XX века. Хорошо бы под экспозицию истории России XX века нам передали находящееся бок о бок здание бывшего Музея Ленина, в котором до революции размещалась Московская городская дума. Надо сказать, перед первой мировой войной, в 1912 году, у депутатов Московской городской думы подобное решение уже возникло. Они готовы были подписать акт о передаче этого здания Российскому историческому музею. Помешала война, затем революция. Сейчас здание принадлежит московской мэрии. Мэрия разрешила нам временно хранить в нем фонды. Все попытки получить это здание в собственность ни к чему не привели. Мэрия хочет приспособить бывший Музей Ленина под дом официальных приемов.

В последнее время грех жаловаться на финансирование. Министерство культуры прониклось нашими страданиями и горестями (если помните, реконструкция музея шла шестнадцать лет). В последние годы на реставрацию нам выдается столько денег, сколько нужно. Благодаря этому мы надеемся полностью завершить реставрацию главного здания на Красной площади к концу нынешнего года.

Еще одна проблема -- филиалы. Они пребывают в состоянии куда более плачевном, чем главное здание. Одна из наших нынешних забот -- жемчужина архитектуры XVII века церковь Троицы в Никитниках. Когда входишь в эту церковь, впечатление, что ты внутри горящего костра. В интерьере полностью сохранилась роспись, без записей и подновлений. К сожалению, оценить такую красоту сегодня нельзя. Церковь закрыта из-за аварийной ситуации. Образовались трещины в крыльце. Срочно требуется реставрация. Но денег не хватает. Мы ищем спонсоров. Готовы увековечить имена меценатов на фасадах памятника.

-- Некоторые из филиалов -- собор Покрова, что на рву (храм Василия Блаженного), Новодевичий монастырь, та же церковь Троицы в Никитниках -- изначально были оппозиционны самой идее музея. Как вы решаете спор о судьбе этих памятников с Русской православной церковью?

-- Мы стараемся не обострять конфликт с церковью. Отношения у нас хорошие. Скажем, часть зданий Новодевичьего монастыря мы передали женскому монастырю. Они их отреставрировали. За всей территорией монастыря следим мы. Монастырь находится в совместном пользовании.

Собор Василия Блаженного -- храм-памятник. Мемориал российскому воинству. То, что он принадлежит Историческому музею, вполне справедливо. К тому же его интерьеры не очень приспособлены к ежедневным службам. Пространства тесные. Отопления нет. Однако и в этом храме Русская православная церковь проводит литургии в большие церковные праздники. Скажем, в день Покрова Богородицы, в день поминовения патрона храма -- Василия Блаженного.

-- Коллекция бывшего Центрального музея Ленина тоже передана вам?

-- Да, это блестящий фонд первых лет советской власти: изумительная коллекция плакатов, коллекция агитационного фарфора, полная иконография советских вождей. Архив политической истории России очень востребован в мире. На основе этих фондов мы делали выставки, путешествовавшие по всем странам. Большим успехом, в частности, пользовалась программа «Образ диктатора в Советской России и в Европе».

-- Вы говорите о том, что фонды хранить негде, а во вновь отреставрированных залах музея почти нет экспонатов...

-- Подготовка постоянной экспозиции сегодня в прямом смысле дело техники. На бумаге экспозиция готова. Чтобы реализовать проект, необходимо современное оборудование, прежде всего витрины. Они должны быть на уровне: с абсолютно прозрачным стеклом, пыленепроницаемые, с освещением, не портящим старые рукописи и рисунки. Стоимость таких витрин -- несколько десятков миллионов рублей. Мы не могли найти подобную сумму. Потребовалась помощь Министерства культуры. Сегодня на изготовление витрин объявлен тендер.

-- По масштабу и богатству Исторический музей -- один из самых значительных в России. С какими музеями мира он может сравниться?

-- Среди российских музеев наш самый большой. Даже в Эрмитаже на миллион единиц хранения меньше. Один только отдел изобразительных материалов, где хранятся картины, гравюры, скульптуры, по своему объему в два раза больше коллекции Третьяковской галереи. Наш музей входит в число самых грандиозных музеев мира. Среди других: Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Британский музей, Лувр и Берлинский музей. Исторический музей постоянно сотрудничает с этими музеями. Обмениваемся выставками. Правда, должен признаться, экспортируем коллекции чаще мы: в Берлинский музей, Метрополитен-музей, Лувр. Это связано с отсутствием денег. Расходы на доставку, страховку, дизайн экспозиции нам пока не по карману.

Существует и интеллектуальное содружество. Обмениваемся реставрационными технологиями, проводим конференции, приглашаем специалистов. Юбилей -- хорошее подтверждение нашего высокого авторитета. Поздравлять, выступать с докладами приедут коллеги из крупных зарубежных музеев.

-- Исторический музей (как и историческая наука) в нашей стране всегда зависел от политической конъюнктуры. Сначала история рассказывалась в свете монархической идеологии. Затем -- с позиций идеологии советской. Как обстоят дела сегодня? Удалось ли освободиться от идеологического диктата и конъюнктуры?

-- Для меня свобода от политической конъюнктуры -- в возможности объективно отразить любое историческое событие. Сегодня в музее соседствуют экспозиции, посвященные русским императорам и вождям революции. О тех и о других мы стараемся рассказать максимально беспристрастно, определить их роль в объективном историческом процессе.

При этом авторы концепций новых выставок вольны предлагать различные подходы и давать оригинальные оценки. Мы открыты к любой форме диалога.
Беседовал Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  20.02.2002
Такой путь проделал Исторический музей за 130 лет
Государственный Исторический музей -- самый большой в стране и один из самых больших в мире. Завтра у него юбилей. Откроются три выставки. О юбиляре обозревателю газеты Сергею ХАЧАТУРОВУ рассказал заместитель директора ГИМ по научной работе доктор исторических наук Вадим ЕГОРОВ... >>
  • //  20.02.2002
Побудительной причиной к написанию этой статьи стал выход книги «Осип и Надежда Мандельштамы в рассказах современников» (М., «Наталис», 2002). В ее основе расшифрованные магнитофонные записи из фонда литературоведа В.Д. Дувакина, сделанные на протяжении пятнадцати лет. Собеседниками Дувакина (и его последователей) становились ближайшие друзья Мандельштамов или их случайные знакомые, и сведение этих «звуковых мемуаров» с материалами другого рода -- мемуарными очерками, письмами, документами, стихами -- позволяет увидеть жизнь героев книги в новом, иногда непривычном освещении... >>
  • //  20.02.2002
Большой симфонический оркестр выступил с двумя дирижерами-новичками
У Большого симфонического оркестра под управлением Владимира Федосеева есть одна слабость -- пристрастие к французской музыке, что ежегодно выражается в одном или двух концертах с участием приглашенных музыкантов из Франции. Сам Владимир Федосеев эту франкоманию вполне разделяет, но на роль эксперта не претендует, предпочитая передавать бразды правления кому-нибудь из «носителей традиции». Поиском таковых занимается Французский культурный центр в Москве, чьи предыдущие проекты с БСО ранее вызывали единодушное одобрение критики и публики. Ныне французы решились на достаточно рискованную акцию -- попробовать в качестве дирижеров давно и хорошо знакомых Москве пианиста Мишеля Дальберто и кларнетиста Поля Мейера. На концерте, состоявшемся в понедельник в Консерватории, оба занимались как своими прямыми обязанностями (игрой на инструментах), так и обживали место за дирижерским пультом... >>
  • //  20.02.2002
Гости из Мариинки в Имперском русском балете
Эта труппа была создана восемь лет назад Гедиминасом Тарандой для обеспечения подтанцовки на очередном юбилейном вечере Майи Плисецкой в Японии. С тех пор бывший артист Большого сумел обаять не только щедрую Майю Михайловну (она дала компании свое имя, теперь на афишах -- «Президент Майя Плисецкая»), но и осторожного Евгения Колобова -- тот ныне пускает имперцев работать в своем театре в дни, свободные от оперных спектаклей. Все эти годы труппа танцует изуверские редакции классических балетов (основоположников подрезают под масштаб местных дарований), дает дивертисменты с переряженными в женские юбки мужиками и периодически приглашает чужих звезд исполнить главные партии в своих спектаклях. Звезды, ценящие эффект контраста, часто соглашаются... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика