N°29 18 февраля 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Бассейн, фонтан и храм
Монументальные проекты выявили еще одну характерную проблему московской городской среды. С известной долей условности ее можно обозначить как отсутствие архитектурной этики.
Неоднократно выступавший на эту тему вице-президент академии художественной критики Алексей Клименко приводит в пример здания Сбербанка в различных местах Москвы. Массивные, отделанные добротно, с использованием дорогих материалов, они часто не вызывают художественных претензий, однако оставляют ощущение «нескромной» и неуместной архитектуры. Просто потому, что строились в эпоху жестокой инфляции. Примерно такие же оценки звучали относительно восстановления храма Христа Спасителя -- проекта, вначале казавшегося абсолютно «политкорректным». Кстати, тот же Клименко в свое время придумал остроумный ход: не восстанавливать храм, а в память о его истории и о советских генпланах специально оформить место, где он находился, и по ночам высвечивать с помощью лазера очертания погибшего памятника. Было бы дешевле и, возможно, тактичнее. Кстати, такое же предложение рассматривается сегодня относительно зданий Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. В монументальной сфере вопросы этики стоят особенно остро. Новейший проект, вызвавший такого рода споры, планируется осуществить на будущей площади Европы (пространство неподалеку от Киевского вокзала, между Бородинским и Киевским мостами). Это действующий круглый год светомузыкальный фонтан, центральной частью которого должна стать скульптура из металлоконструкций «Похищение Европы» работы известного авангардного художника из Бельгии Оливье Стребеля. Проект, естественно, супердорогой -- по данным Мосгосэкспертизы, ориентировочная его стоимость -- 45 млн долларов. Но дело здесь не только в цене. Во время обсуждения проекта на экспертно-консультативном совете при главном архитекторе Москвы встал вопрос о том, уместно ли ставить скульптуру Зевса-быка на том месте, где находился храм Тихвинской Божьей Матери. Ответа нет, но опыт создания водоемов на месте храмов имеется. А еще есть примерные расчеты, согласно которым на воссоздание этой уникальной по своей архитектуре церкви пришлось бы затратить не более 10% от стоимости фонтана. Впрочем, трудно вспомнить в Москве монумент новейшего времени, который не вызывал бы вопросов о его уместности. Почему Достоевский находится возле РГБ, а Шмелев -- у Третьяковки? Что делает Гете в старинном московском саду «Эрмитаж»? Все эти вопросы в известной степени риторические, ведь не каждый писатель имеет, подобно Булату Окуджаве, строго определенное место в извилистых московских переулках. «Вот на Бронной появился памятник Шолом-Алейхему. Посмотрите на него -- это же не уличная, не городская скульптура. Она здесь странно смотрится, -- говорит искусствовед и историк Москвы Нина Молева. -- И еще одно: на памятнике написано, что он поставлен от имени москвичей. При чем здесь москвичи, если этот проект не то что с жителями не обсуждался, даже не был представлен в комиссию при Думе?» С другой стороны, есть монументы, которые москвичи считают «своими». Один из таких памятников находится в сквере неподалеку от Шуховской башни на Шаболовке. Это довольно мрачная фигура молодой женщины с ребенком на руках. Согласно местной легенде, скульптура -- военный памятник, поставленный на месте огромной воронки от взрыва, который погубил очень много людей. Немцы, говорят, целились в башню. Так или нет, но жители охраняют как могут этот сквер от районных властей, которые все время хотят там что-то построить.
«Низы» не любят новые памятники, «верхи» -- старые Московская городская дума на очередном пленарном заседании внесла дополнения в «Перечень предложений о возведении произведений монументально-декоративного искусства городского значения». Принято решение установить в Москве три новых памятника. Во-первых, планируется установить памятник-бюст писателю Ивану Тургеневу в сквере в Бобровом переулке у библиотеки-читальни, носящей его имя. На разработку проекта объявлен открытый конкурс. Стоимость работ оценивается в 5 млн руб. Кроме того, на территории, прилегающей к зданию Московского государственного художественного промышленного университета будет установлен памятник-бюст его основателю Сергею Строганову, стоимостью 5 млн руб. А также речь идет о скульптурной композиции в действующем фонтане у Большого московского государственного цирка на проспекте Вернадского. Конкурс на разработку композиции, стоимость которой оценивается в 10 млн руб, в скором времени будет объявлен. Финансирование этих проектов планируется осуществить за счет средств городского бюджета... >>
Монументальные проекты выявили еще одну характерную проблему московской городской среды. С известной долей условности ее можно обозначить как отсутствие архитектурной этики... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|