N°214
20 ноября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  20.11.2002
Черный прилив
Гибель «Престижа» сокращает доходы нефтяников и провоцирует скандал в Европе

версия для печати
Одной причиной для возможного подорожания нефти стало больше. Танкер «Престиж» с грузом 73 000 тонн мазута вчера разломился надвое в 250 километрах от испанского побережья. Десятки километров побережья уже загрязнены мазутом, вылившимся из трюмов танкера, который с 6 ноября терпел бедствие. Пять буксиров пытались вчера оттащить обломки танкера еще дальше в открытое море. Глубина океана здесь достигает 4 километров, и если танкер быстро опуститься на дно, то из-за низкой температуры воды мазут в трюмах судна застынет. Тогда большая часть опасного груза надолго останется на дне Атлантики, а утечка ограничится несколькими тысячами тонн.

Но если у экологии Пиренейского полуострова еще остается небольшой шанс, то политические и экономические последствия катастрофы предотвратить уже вряд ли удастся. Непосредственным ее итогом, скорее всего, станет серьезное перевооружение нефтеналивного флота. Собственно, оно уже началось после катастрофы танкера «Эрика» у берегов Франции в 1999 году: с того времени стали постепенно вводить запрет на однокорпусные танкеры (судна без двойных бортов, при повреждении обшивки которых нефть немедленно выливается в воду). Сейчас в Европе уже запрещено использовать такие суда, построенные до 1982 года. Тот же однокорпусный «Престиж», построенный в 70-е, уже не имел права захода в испанские порты, и именно поэтому следовал в Гибралтар, не подчиняющийся пока единой Европе. А к 2015 году европейцы вообще хотели запретить эти устаревшие танкеры, и нынешняя катастрофа наверняка ускорит этот процесс. Скорее всего, будет создан международный регистр судов, в который войдут лишь самые надежные танкеры. Что повлечет за собой серьезное удорожание перевозок нефтепродуктов. Только за последнюю неделю, по данным нефтяного агентства Petroleum Argus, стоимость фрахта возросла на 60%, и эксперты агентства предсказывают продолжение такого роста, причем уже «в разы», до конца года. Правда, роста розничных цен на сами нефтепродукты, формируемые лишь спросом и предложением, эксперты не ожидают. И тогда главным экономическим последствием катастрофы станет сокращение прибыли нефтекомпаний и нефтетрейдеров от экспортной деятельности.

Но это еще далеко не все последствия. На глазах возникает и политический сценарий.

В Испании поднимается волна критики в адрес правительства, которое обвиняют в том, что оно слишком поздно начало операции по предотвращению катастрофы. Испанские власти утверждают, что танкер находится в зоне ответственности Португалии, португальцы в свою очередь это опровергают, а «черный прилив» тем времнем движится к пиренейским берегам. В Португалии вчера собралось экстренное заседание правительства, на котором министр обороны Пауло Порташ четко заявил, что танкер находится в экономической зоне ответственности Испании. Португальские власти связались с капитаном судна, запретив ему двигаться к берегам своей страны, хотя испанцы надеялись, что танкер может доползти до португальского порта.

В Лиссабоне также рады ветру, дующему в эти дни в сторону Испании, -- это еще одна гарантия, что пятно не доползет до Португалии. У португальцев есть еще один повод для тайного удовольствия: раньше португальские рынки были забиты дешевой испанской рыбой, а теперь появился официальный повод запретить испанским конкурентам поставлять рыбу на местные рынки. В целом же португальцы считают, что проблемой должна заниматься не отдельная страна, а весь Евросоюз, уж коль он существует. Кроме того, указанная зона -- это зона ответственности НАТО.

Скандал разрастается не только на Пиренеях. Французская «Монд» увидела чуть ли не международный заговор: «Греческий судовладелец под прикрытием либерийской компании, флаг Багамов, азиатский экипаж, технический и судоходный контроль осуществлялся в США и Франции, русский мазут, бездействие испанских и португальских властей...»Крупнейшие танкерные катастрофы
Название судна Год катастрофы Место катастрофы Разлив нефти (тыс. тонн)
Atlantic Empress 1979 Около 40 км к северу от побережья Венесуэлы 287
ABT Summer 1991 Атлантика, 700 морских миль к западу от Анголы 260
Castillo de Bellver 1983 Атлантика, недалеко от залива Салданья (ЮАР) 252
Amoco Cadiz 1978 У берегов Бретани (Франция) 223
Haven 1991 Генуя (Италия) 144
Odyssey 1988 Атлантика, 700 морских миль к востоку от Новой Шотландии (Канада) 132
Torrey Canyon 1967 О-ва Силли у берегов Великобритании 119
Urquiola 1976 Ла-Корунья, Испания 100
Hawaiian Patriot 1977 Тихий океан, 300 морских миль к западу от Гонолулу (Гавайи) 95
Independenta 1979 Пролив Босфор, Турция 95
Jakob Maersk 1975 Порту, Португалия 88
Braer 1993 Шетландские острова, Великобритания 85
Khark 5 1989 Атлантика, 120 морских миль к западу от Марокко 80
Aegean Sea 1992 Ла-Корунья, Испания 74
Sea Empress 1996 Порт Милфорд Хэйвен, Великобритания 72
Katina P. 1992 Неподалеку от порта Мапуту (Мозамбик) 72
Assimi 1983 Оманский залив, 55 морских миль от Маската, Оман 53
Metula 1974 Магелланов пролив 50
Wafra 1971 Рядом с мысом Агульяс (ЮАР) 40
Exxon Valdez 1989 У берегов Аляски, США 37


Катастрофа в Бискайском заливе не первая в этом регионе -- в двадцатку крупнейших катастроф за всю историю танкерного флота попали три «галисийско-португальских» случая. В 1976 году под Ла-Коруньей при аварии танкера Urquiola в море попало около 100 тыс. т нефти, годом раньше около португальского города Порту танкер Jakob Maersk вылил 88 тыс. т, а всего 10 лет назад у той же Ла-Коруньи потерпел крушение и разломился греческий Aegean Sea. В тот раз в галисийские воды вытекло 74 тыс. т нефти.

Однако ущерб не зависит напрямую от количества вылитых в океан нефтепродуктов. Например, после самой известной танкерной катастрофы, когда в 1989 году танкер Exxon Valdez потерпел крушение у берегов Аляски, затраты корпорации Exxon на сбор нефти, восстановление природы побережья и штрафы достигли астрономической суммы в 1,9 млрд долларов. При этом в море попало «всего» 37 тыс. т нефти. С другой стороны, после крупнейших катастроф -- таких, как столкновение греческого танкера Atlantic Empress и либерийского Aegean Captain у берегов Венесуэлы (разлито 287 тыс. т) -- выплаты были существенно меньше. А вот при наделавшей шуму в декабре 1999 года катастрофе танкера «Эрика» у берегов Бретани в море попало лишь 12 тыс. т нефти, но правительству Франции пришлось выделить для очистки побережья кредиты почти на 2 млрд долларов. И именно эта авария привела к тому, что Евросоюз задумался о введении новых стандартов перевозки нефти.

Российские корабли не внесли серьезного вклада в загрязнение моря. Большинство отечественных танкеров -- это старые мало- и среднетоннажные однокорпусные суда. За последние годы самой скандальной историей такого рода была катастрофа танкера «Находка» у берегов Японии 2 января 1997 года. Тогда вылилось около 6 тыс. т нефти, часть которой осела на западном побережье острова Хонсю. Выплата компенсаций закончилась лишь в этом году и превысила 200 млн долларов.Владимир ДЗАГУТО
Александр ЗДИТОВЕЦКИЙ, Лиссабон, Владимир ДЗАГУТО

  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  20.11.2002
Гибель «Престижа» сокращает доходы нефтяников и провоцирует скандал в Европе
Одной причиной для возможного подорожания нефти стало больше. Танкер «Престиж» с грузом 73 000 тонн мазута вчера разломился надвое в 250 километрах от испанского побережья. Десятки километров побережья уже загрязнены мазутом, вылившимся из трюмов танкера, который с 6 ноября терпел бедствие. Пять буксиров пытались вчера оттащить обломки танкера еще дальше в открытое море... >>
  • //  20.11.2002
Алексей Миллер собрал для государства 20% акций «Газпрома»
Менеджмент «Газпрома» вчера на заседании совета директоров концерна признал, что на балансе газпромовских структур находится ни много, ни мало более 20 процентов акций концерна. Таким образом, компания стала вторым крупнейшим после государства акционером самой себя... >>
  • //  20.11.2002
СПС обвиняет медиков в жертвах после штурма Дубровки
Большинство из 120 заложников, погибших во время и после штурма спецназом здания Театрального центра на Дубровке, стали жертвами преступной халатности должностных лиц, отвечавших за эвакуацию освобожденных. К таким выводам пришла созданная Союзом правых сил общественная комиссия по расследованию обстоятельств теракта... >>
//  читайте тему:  Теракт на Дубровке
  • //  20.11.2002
Буш одобрил действия Путина на Дубровке
Накануне отъезда в Прагу на саммит НАТО президент США Джордж Буш похвалил своего российского коллегу. Свое выступление перед европейскими журналистами, всегда склонными порассуждать об «избыточном применении силы в Чечне», президент США начал с заявления о том, что в борьбе с терроризмом у него появился «хороший друг в лице Владимира Путина», который понимает, «о каких ставках идет речь»... >>
  • //  20.11.2002
Датские социалисты обещают продолжить дело Ахмеда Закаева
Скандал, развернувшийся в конце октября вокруг всемирного чеченского конгресса в Дании, получает продолжение - в пятницу в Копенгагене должна собраться новая международная конференция по проблемам мирного урегулирования на Северном Кавказе. Датские социалисты заявили об участии в подготовке нового мероприятия вице-премьера Ичкерии Ахмеда Закаева, а также датского комитета в поддержку Чечни... >>
  • //  20.11.2002
США не против увеличения российского экспорта
Трехдневный визит замминистра торговли США Фарьяра Ширзада оказался настоящим подарком для российских экспортеров стали. За это время г-н Ширзад успел заключить два соглашения, по которым доступ российской стали на американский рынок станет шире. Учитывая, что конкуренция на мировом рынке крайне высока, а рост производства не прекращается (в октябре был поставлен рекорд -- 77,6 млн тонн), даже относительно небольшое увеличение экспорта весьма существенно. Весь объем стального экспорта в США, по данным замминистра экономразвития Максима Медведкова, составляет порядка 4,5 млн тонн... >>
  • //  20.11.2002
Президент задумался о будущем
Владимир Путин надеется, что будущее России - в развитии высоких технологий. «Россия очень богата сырьем, минеральными ресурсами, полезными ископаемыми, но это пока. Будущее России - в высоких технологиях», - сказал он, посещая вчера ракетостроительное предприятие «Машиностроение» в подмосковном Реутове... >>
  • //  20.11.2002
Реформа ЖКХ откладывается, но не надолго
Сегодня Госдума не будет рассматривать в первом чтении правительственный законопроект по реформе ЖКХ. Так решил вчера совет Думы. Спикер нижней палаты Геннадий Селезнев после окончания заседания совета сообщил журналистам, что координационный совет четырех центристских объединений ГД направил правительству записку, в которой предлагается разработать новую редакцию законопроекта... >>
  • //  20.11.2002
Пока на бумаге
Вчера в Москве заседала комиссия парламентского собрания Союза России и Белоруссии по безопасности, обороне и борьбе с преступностью. Обсуждалось, в частности, состояние региональной группировки войск двух государств. Как сообщил газете «Время новостей» представитель Главного оперативного управления российского Генштаба, группировка существует пока только на бумаге. В случае возникновения военной угрозы произойдет переподчинение некоторых воинских формирований двух стран единому совместному командованию. Однако уже сегодня включенные в региональную группировку соединения ведут боевую подготовку с учетом будущих совместных действий. Отработан порядок применения группировки, имеется несколько вариантов планов военных действий... >>
  • //  20.11.2002
В США создается суперкомпьютер для моделирования ядерных взрывов
Американцы продолжают вкладывать большие средства в программу совершенствования суперкомпьютеров для моделирования ядерных испытаний. На днях компания IBM подписала с правительством США контракт на сумму 290 млн долларов на создание вычислительной машины под названием ASCI Purple. Новый компьютер будет способен выполнять 100 трлн вычислений в секунду. Аналогичная машина предыдущей модификации -- ASCI White -- заступила «на службу» в августе 2001 года и сразу заняла первую строчку в списке 500 суперкомпьютеров в мире. Ее мощность 12,3 терафлопов (один терафлоп равен триллиону операций в секунду) не только побила мировые рекорды, но и превысила границу в 10 терафлопов, что еще недавно считалось невозможным. В Национальной лаборатории в Ливерморе, где установлен ASCI White, он занимает площадь, равную двум баскетбольным площадкам. Масса компьютера составляет 106 тонн. Он имеет оперативную память емкостью 6 трлн байт, что почти в 50 тысяч раз больше, чем объем памяти среднего персонального компьютера. Объем его дисковой подсистемы составляет более 160 терабайт -- этого достаточно, чтобы вместить количество информации, в шесть раз превышающее полное книжное собрание библиотеки конгресса США... >>
  • //  20.11.2002
Лидер «Реввоенсовета» признан виновным в убийстве
Игорь Губкин - один из лидеров левацкой молодежной организации «Реввоенсовет», прославившейся подрывами в Москве памятников царям, приговорен к 14 годам лишения свободы. Процесс по его делу завершился вчера в суде Ленинского района Владивостока, который признал его виновным в убийстве... >>
  • //  20.11.2002
Похищенные из ЦБ Туркмении деньги нашлись в Праге
История с туркменской «аферой века» - о хищении из Центробанка этой страны 41 млн долларов - привлекла внимание российских спецслужб. Как установили представители МВД РФ, украденные деньги были прокручены через два московских банка - Индэкс-банк и Русский депозитный банк, а потом транзитом через Россию ушли в Словакию и Чехию, где были вложены в строительство фешенебельных отелей... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика