Одной причиной для возможного подорожания нефти стало больше. Танкер «Престиж» с грузом 73 000 тонн мазута вчера разломился надвое в 250 километрах от испанского побережья. Десятки километров побережья уже загрязнены мазутом, вылившимся из трюмов танкера, который с 6 ноября
терпел бедствие. Пять буксиров пытались вчера оттащить обломки танкера еще дальше в открытое море. Глубина океана здесь достигает 4 километров, и если танкер быстро опуститься на дно, то из-за низкой температуры воды мазут в трюмах судна застынет. Тогда большая часть опасного груза надолго останется на дне Атлантики, а утечка ограничится несколькими тысячами тонн.
Но если у экологии Пиренейского полуострова еще остается небольшой шанс, то политические и экономические последствия катастрофы предотвратить уже вряд ли удастся. Непосредственным ее итогом, скорее всего, станет серьезное перевооружение нефтеналивного флота. Собственно, оно уже началось после катастрофы танкера «Эрика» у берегов Франции в 1999 году: с того времени стали постепенно вводить запрет на однокорпусные танкеры (судна без двойных бортов, при повреждении обшивки которых нефть немедленно выливается в воду). Сейчас в Европе уже запрещено использовать такие суда, построенные до 1982 года. Тот же однокорпусный «Престиж», построенный в 70-е, уже не имел права захода в испанские порты, и именно поэтому следовал в Гибралтар, не подчиняющийся пока единой Европе. А к 2015 году европейцы вообще хотели запретить эти устаревшие танкеры, и нынешняя катастрофа наверняка ускорит этот процесс. Скорее всего, будет создан международный регистр судов, в который войдут лишь самые надежные танкеры. Что повлечет за собой серьезное удорожание перевозок нефтепродуктов. Только за последнюю неделю, по данным нефтяного агентства Petroleum Argus, стоимость фрахта возросла на 60%, и эксперты агентства предсказывают продолжение такого роста, причем уже «в разы», до конца года. Правда, роста розничных цен на сами нефтепродукты, формируемые лишь спросом и предложением, эксперты не ожидают. И тогда главным экономическим последствием катастрофы станет сокращение прибыли нефтекомпаний и нефтетрейдеров от экспортной деятельности.
Но это еще далеко не все последствия. На глазах возникает и политический сценарий.
В Испании поднимается волна критики в адрес правительства, которое обвиняют в том, что оно слишком поздно начало операции по предотвращению катастрофы. Испанские власти утверждают, что танкер находится в зоне ответственности Португалии, португальцы в свою очередь это опровергают, а «черный прилив» тем времнем движится к пиренейским берегам. В Португалии вчера собралось экстренное заседание правительства, на котором министр обороны Пауло Порташ четко заявил, что танкер находится в экономической зоне ответственности Испании. Португальские власти связались с капитаном судна, запретив ему двигаться к берегам своей страны, хотя испанцы надеялись, что танкер может доползти до португальского порта.
В Лиссабоне также рады ветру, дующему в эти дни в сторону Испании, -- это еще одна гарантия, что пятно не доползет до Португалии. У португальцев есть еще один повод для тайного удовольствия: раньше португальские рынки были забиты дешевой испанской рыбой, а теперь появился официальный повод запретить испанским конкурентам поставлять рыбу на местные рынки. В целом же португальцы считают, что проблемой должна заниматься не отдельная страна, а весь Евросоюз, уж коль он существует. Кроме того, указанная зона -- это зона ответственности НАТО.
Скандал разрастается не только на Пиренеях. Французская «Монд» увидела чуть ли не международный заговор: «Греческий судовладелец под прикрытием либерийской компании, флаг Багамов, азиатский экипаж, технический и судоходный контроль осуществлялся в США и Франции, русский мазут, бездействие испанских и португальских властей...»Крупнейшие танкерные катастрофы
Название судна |
Год катастрофы |
Место катастрофы |
Разлив нефти (тыс. тонн) |
Atlantic Empress |
1979 |
Около 40 км к северу от побережья Венесуэлы |
287 |
ABT Summer |
1991 |
Атлантика, 700 морских миль к западу от Анголы |
260 |
Castillo de Bellver |
1983 |
Атлантика, недалеко от залива Салданья (ЮАР) |
252 |
Amoco Cadiz |
1978 |
У берегов Бретани (Франция) |
223 |
Haven |
1991 |
Генуя (Италия) |
144 |
Odyssey |
1988 |
Атлантика, 700 морских миль к востоку от Новой Шотландии (Канада) |
132 |
Torrey Canyon |
1967 |
О-ва Силли у берегов Великобритании |
119 |
Urquiola |
1976 |
Ла-Корунья, Испания |
100 |
Hawaiian Patriot |
1977 |
Тихий океан, 300 морских миль к западу от Гонолулу (Гавайи) |
95 |
Independenta |
1979 |
Пролив Босфор, Турция |
95 |
Jakob Maersk |
1975 |
Порту, Португалия |
88 |
Braer |
1993 |
Шетландские острова, Великобритания |
85 |
Khark 5 |
1989 |
Атлантика, 120 морских миль к западу от Марокко |
80 |
Aegean Sea |
1992 |
Ла-Корунья, Испания |
74 |
Sea Empress |
1996 |
Порт Милфорд Хэйвен, Великобритания |
72 |
Katina P. |
1992 |
Неподалеку от порта Мапуту (Мозамбик) |
72 |
Assimi |
1983 |
Оманский залив, 55 морских миль от Маската, Оман |
53 |
Metula |
1974 |
Магелланов пролив |
50 |
Wafra |
1971 |
Рядом с мысом Агульяс (ЮАР) |
40 |
Exxon Valdez |
1989 |
У берегов Аляски, США |
37 |
Катастрофа в Бискайском заливе не первая в этом регионе -- в двадцатку крупнейших катастроф за всю историю танкерного флота попали три «галисийско-португальских» случая. В 1976 году под Ла-Коруньей при аварии танкера Urquiola в море попало около 100 тыс. т нефти, годом раньше около португальского города Порту танкер Jakob Maersk вылил 88 тыс. т, а всего 10 лет назад у той же Ла-Коруньи потерпел крушение и разломился греческий Aegean Sea. В тот раз в галисийские воды вытекло 74 тыс. т нефти.
Однако ущерб не зависит напрямую от количества вылитых в океан нефтепродуктов. Например, после самой известной танкерной катастрофы, когда в 1989 году танкер Exxon Valdez потерпел крушение у берегов Аляски, затраты корпорации Exxon на сбор нефти, восстановление природы побережья и штрафы достигли астрономической суммы в 1,9 млрд долларов. При этом в море попало «всего» 37 тыс. т нефти. С другой стороны, после крупнейших катастроф -- таких, как столкновение греческого танкера Atlantic Empress и либерийского Aegean Captain у берегов Венесуэлы (разлито 287 тыс. т) -- выплаты были существенно меньше. А вот при наделавшей шуму в декабре 1999 года катастрофе танкера «Эрика» у берегов Бретани в море попало лишь 12 тыс. т нефти, но правительству Франции пришлось выделить для очистки побережья кредиты почти на 2 млрд долларов. И именно эта авария привела к тому, что Евросоюз задумался о введении новых стандартов перевозки нефти.
Российские корабли не внесли серьезного вклада в загрязнение моря. Большинство отечественных танкеров -- это старые мало- и среднетоннажные однокорпусные суда. За последние годы самой скандальной историей такого рода была катастрофа танкера «Находка» у берегов Японии 2 января 1997 года. Тогда вылилось около 6 тыс. т нефти, часть которой осела на западном побережье острова Хонсю. Выплата компенсаций закончилась лишь в этом году и превысила 200 млн долларов.Владимир ДЗАГУТО