N°211
15 ноября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  15.11.2002
«Возобновить налоговые преобразования получится не ранее 2005 года»
версия для печати
На вопросы корреспондента газеты «Время новостей» ответил глава экономического управления администрации президента РФ Антон ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН.

-- Какова будет реакция иностранных инвесторов на приостановление налоговой реформы?

-- Она будет нормальной, потому что уровень налогообложения в Российской Федерации уже сегодня меньше, чем в большинстве стран Европы. Стало быть, нет никакой основы для претензий. Кроме того, власть никогда не говорила о том, что она навеки приостанавливает реформу. Речь идет о том, чтобы пройти тяжелейший с точки зрения процентных расходов бюджета 2003 год. Затем посмотреть, как реализуется те законы, что уже вступили в действие. И только потом продолжать.

-- В чем причина столь резкого приостановления реформы? В частности, намерения подлить действие налога с продаж после 1 января 2004 года, хотя его отмена с этой даты закреплена законодательно?

-- В суждениях о налоговой реформе надо быть более осторожным. Обещание продолжать снижать налоговое бремя было в свое время не безусловным. Заранее оговаривалось, что оно будет выполнено при прочих удовлетворительных обстоятельствах. Это относится и к снижению ставок НДС и единого социального налога, и к отмене налога с продаж. Между тем с Парижским клубом так и не удалось договориться о реструктуризации долга. Если бы такая реструктуризация произошла, то у нас в бюджете было бы дополнительно 2,5 млрд долларов. И на эту величину можно было бы снизить налоговое бремя.

-- Когда возможен возврат к политике снижения налогов?

-- Принципиальное решение об этом можно будет принять только после того, как пройдет пик выплат по внешнему долгу 2003 года. После этого мы посмотрим, что у нас получается с доходами. Если доходы не будут падать, если такие внешние факторы, как ценовая конъюнктура на товары российского экспорта, будут благоприятны, то реформу можно продолжить. Пока что очень угрожающе выглядит фактор падения цен на товары российского экспорта. Сохраняется опережающий рост импорта над экспортом. Из-за падения объема экспорта не исключено, что будут падать доходы бюджета.

На практике возобновить налоговые преобразования получится не ранее 2005 года. Итоги бюджетного года мы подводим в начале следующего. А налоговые законы, как известно, должны вступать в силу с 1 января. Поэтому мы не успеем изменить налоговую систему так, чтобы она начала по-новому работать с 1 января 2004 года. В любом случае начало 2004 года станет подведением итогов и разработкой возможных шагов по налоговой реформе.

-- Фискальные неудачи нынешнего года сыграли свою роль в решении о приостановлении налоговой реформы?

-- Нет.

-- Связан ли недобор по налогу на прибыль с тем, что крупный бизнес реформу не поддержал?

-- Ворчание бизнеса не надо интерпретировать как «неподдержку». Крупный бизнес не переводит уже свои экономические проблемы в политическую плоскость. Поддержка бизнеса сказывается в том, что он активно инвестирует свои средства, а не вывозит их за границу, как ранее. Бегство капитала значительно сократилось. Инвестиции пошли в самые разные сектора. Причем это не только инвестиции иностранцев. А это показатель того, что бизнес считает, что экономическая ситуация в России становится стабильной.Итоги налоговой реформы

Андрей Нечаев, президент Российской финансовой корпорации:

-- Предпринимательский климат таков, что налоговую реформу надо продолжать. Во-первых, с точки зрения снижения ставок. Ранее правительство само анонсировало, что оно готово снизить НДС. Он не только один из самых высоких в мире, но и процедура его зачета самая формализованная. Не говоря уже о возврате НДС, который под предлогом борьбы с лжеэкспортом превратился просто в муку для законопослушных предприятий. Большой эффект дало бы снижение общей ставки единого социального налога и порога доступа к его регрессивной шкале. Важный момент -- общий налоговый климат. Несмотря на то что первая часть Налогового кодекса продекларировала права налогоплательщиков, налоговое администрирование имеет у нас карательный характер. Запредельно высок уровень пеней и штрафов. В целом реформа была достаточно последовательной, но надо было ее проводить быстрее. А потом ввести мораторий на изменения и дать бизнесу нормально адаптироваться к новой налоговой системе.

Валерий Гальченко, заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам:

-- Невозможно жить в условиях постоянной смены правил игры. Однако есть вещи, которые необходимо доделать сейчас: водный налог, экологический налог, налогообложение СРП, налогообложение игорного бизнеса. Однако в снижении ставок мы действительно достигли минимума. Если мы пойдем дальше, то оголим социальную сферу. Споры о целесообразности отмены налога с продаж имеют подоплекой то, что, отменяя 5% налог, мы снимем его с продавцов. Как бы добавим денег в оборот торговых организаций. А цены не упадут. Прежде чем решить продолжать реформу мы должны будем решить серьезную тактическую проблему. Сегодня формируется профицит в размере 70 млрд руб. После прохождения пика выплат по долгам есть два пути: отправить эти условные 70 млрд на решение социальных проблем или на эту сумму снизить налоговое бремя.

Елена Матросова, руководитель Центра макроэкономических исследований консалтинговой группы «Юникон»:

-- Самые большие вопросы вызывает реформирование налога на прибыль. Когда отменили инвестльготу, были найдены другие пути минимизации. Причем бороться с ними невозможно. Акционер все равно свою прибыль получит, потому что она считается по правилам бухгалтерского учета. Прибыль же для налогообложения считается по другим правилам. В состав затрат можно включать все расходы, поэтому прибыль для целей налогообложения можно сделать ничтожно малой.

Евсей Гурвич, научный руководитель Экономической экспертной группы:

-- Номинальная налоговая нагрузка снижена, и дальнейшее ее снижение возможно, только если будет наглядно получена ощутимая реакция в виде выхода бизнеса из тени. Это не может быть односторонним процессом, когда государство снижает ставки, а бизнес этим пользуется, но все равно всячески уклоняется от налогов. На самом деле уклонение от налогов сокращается, но в меньшей степени, чем понижаются ставки. Делать следующие шаги, особенно снижать НДС, можно только после того, как улучшится дисциплина налогоплательщика и администрирование со стороны налоговых органов.
Подготовила Ирина СКЛЯРОВА

  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  15.11.2002
Налоговая реформа ни жива ни мертва
Судьба налоговой реформы остается неясной. В предвыборный год рискованно однозначно как заявлять об окончательном свертывании реформы, так и брать на себя трудновыполнимые обязательства о снижении налогов... >>
  • //  15.11.2002
На вопросы корреспондента газеты «Время новостей» ответил глава экономического управления администрации президента РФ Антон ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН... >>
  • //  15.11.2002
Своим видением ситуации с налоговой реформой с газетой «Время новостей» поделился заместитель министра экономического развития и торговли Аркадий ДВОРКОВИЧ... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика