N°209
13 ноября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  13.11.2002
Ожившие ведуты
версия для печати
Генуя восхищает прежде всего потому, что она материализовавшаяся фантазия гениального графика Пиранези. В памяти гигантские палаццо, в фундаментах которых пробиты скоростные тоннели; прокопченные стены улиц, гроты и водопады в дворцовых садах, горы, море и крики портовых грузчиков. Петербург, в принципе, тоже не «нормальный» город, а оживший, сделанный с помощью циркуля и астролябии чертеж. Точнее, архитектурный пейзаж, ведута. Пришла пора этим ведутам, Петербургу и Генуе, встретиться. В марте этого года в Палаццо Дукале открылась выставка живописи генуэзской школы из собрания Эрмитажа. Вчера в Эрмитаже открылась выставка живописи и рисунка XVI--XVIII веков из своего собрания, дополненная картинами и графикой из генуэзских музеев. Генуэзскую живопись в Росси собирали мало: маньеристический излом и омуты барочных перспектив пугали тех, чей вкус был воспитан изящной и благородной классикой. Тем интереснее оценить сегодня этот экзальтированный, на грани нервного срыва генуэзский стиль.

К открытию выставки приехала делегация Генуи во главе с заместителем мэра Альберто Гио. Были подписаны соглашения о сотрудничестве между двумя городами. Символично, что две ожившие ведуты, Генуя и Петербург, будут нести титул «культурной столицы Европы». Санкт-Петербург -- в 2003 году, Генуя -- в 2004-м.

Невыездные камни Парфенона

На днях получила продолжение тема реституции барельефов фриза Парфенона. Наша газета освещала тему в связи с выставкой «Афинский акрополь», прошедшей в апреле этого года в МУАР. Только что прошла встреча министра культуры Греции Эвангелоса Венизелоса с директором Британского музея Нилом Макгрегором. Результативной встречу можно назвать с трудом.

Напомним предысторию. Греческое правительство уже давно агитирует мир за то, чтобы Британский музей вернул мраморы, украшавшие Парфенон с V в. до н.э., и вывезенные затем дипломатом графом Элджиным (Элгиным) в 1801 году в Лондон. По мнению греков, барельефы Парфенона с изображением религиозной процессии Панафинейа в честь богини-покровительницы города Афины могли бы стать талисманом Олимпиады 2004 года, место проведения которой выбрана столица Греции. Даже строится музей Парфенона стоимостью 50 млн долларов. В нем планируют разместить еще не возвращенные рельефы. Честно говоря, шансов на их возвращение немного. Нил Макгрегор не без основания считает, что ворошить прошлое негоже, что Элджин не мародер, а спаситель культурного наследия. Не вывези он своевременно парфенонские фризы -- поди гадай, что с ними б стало. Грецию ведь контролировала Оттоманская империя. К тому же Макгрегор уверен, что вымышленное путешествие по странам света с экспонатами Британского музея куда круче реального. Хотя бы потому, что культурный контекст наваристей (столько шедевров на квадратный метр не сыщешь нигде) и вояж не стоит ни цента (с недавнего времени главные музеи Лондона не берут плату за вход).

Таким образом, несмотря на масштабную пиар-кампанию греков, на поддержку идеи реституции девяноста депутатов британского парламента и даже открытое письмо Ванессы Редгрейв, идею о том, что рельефы навсегда покинут Британский музей, сотрудники музея называют «полной чепухой». Судя по последней встрече министра культуры Греции с директором и сотрудниками Британского музея, речь может идти лишь о ротации второстепенных фондов, которые допустимо обменять, вывезти и выставить на обоюдовыгодной основе.
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  13.11.2002
В Интернете создается новая база данных по русскому искусству
В рамках XIII Российского антикварного салона прошла презентация интернет-проекта www.art-russia.org. «Круглый стол», посвященный проекту, был организован Министерством культуры РФ, фондом «Русская культурная инициатива» и журналом «Артхроника»... >>
  • //  13.11.2002
Генуя восхищает прежде всего потому, что она материализовавшаяся фантазия гениального графика Пиранези. В памяти гигантские палаццо, в фундаментах которых пробиты скоростные тоннели; прокопченные стены улиц, гроты и водопады в дворцовых садах, горы, море и крики портовых грузчиков. Петербург, в принципе, тоже не «нормальный» город, а оживший, сделанный с помощью циркуля и астролябии чертеж. Точнее, архитектурный пейзаж, ведута. Пришла пора этим ведутам, Петербургу и Генуе, встретиться. В марте этого года в Палаццо Дукале открылась выставка живописи генуэзской школы из собрания Эрмитажа. Вчера в Эрмитаже открылась выставка живописи и рисунка XVI--XVIII веков из своего собрания, дополненная картинами и графикой из генуэзских музеев. Генуэзскую живопись в Росси собирали мало: маньеристический излом и омуты барочных перспектив пугали тех, чей вкус был воспитан изящной и благородной классикой. Тем интереснее оценить сегодня этот экзальтированный, на грани нервного срыва генуэзский стиль... >>
  • //  13.11.2002
Марк-Андре Амлен в камерном цикле Большого театра
Приглашение участвовать в цикле «Камерные вечера в Бетховенском зале Большого театра» принял канадец Марк-Андре Амлен -- сорокалетняя звезда, номинант «Грэмми-2002». На первый взгляд, Амлен принадлежит к академической фортепианной школе -- примерно той, которая пестует конкурсных бойцов и поставляет филармониям мастеров романтически ориентированной игры: знатоков Шопена, Листа, Брамса и Рахманинова... >>
  • //  13.11.2002
Роман Питера Хега «Условно пригодные» вышел в издательстве Simposium, Санкт-Петербург
Время -- это инструмент власти. Вершина ацтекской пирамиды, каждая ступень которой -- фаза контроля. Жертвенник, венчающий массивное здание проекта новейшей истории... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика