N°207
11 ноября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  11.11.2002
Король и шут
Сто лет назад родился Эраст Гарин

версия для печати
В свое время Эраст Павлович Гарин мог сыграть Максима в знаменитой трилогии Козинцева и Трауберга. Этого не случилось, хотя уже были готовы эскизы костюмов и проведены кинопробы. В историю отечественного кино Гарин вошел с совершенно другими ролями, а с сыгравшим-таки Максима Борисом Чирковым впоследствии дважды пересекался на экране: в «Иване Никулине» и «Каине XVIII».

В кино Гарин пришел в 1934 году, сыграв в «Поручике Киже». А до этого, да и потом в его жизни неизменно был театр. Сначала самодеятельная труппа Рязанского гарнизона Красной армии, потом рабочий театр Пролеткульта, ленинградский Театр комедии. И, конечно, театр Мейерхольда, у которого Гарин «навыворот» сыграл Гулячкина в «Мандате», Хлестакова в «Ревизоре», Чацкого в нашумевшем «Горе уму». О том, как это было, известно сегодня лишь специалистам-театроведам. Но то, что мейерхольдовская эксцентрика повлияла и на кинообраз Гарина, -- несомненно.

В кино Гарин был не только комиком. Однако любят и помнят его прежде всего за немыслимо смешных героев -- от рафинированного в своей галантерейной пошлости Тараканова в «Музыкальной истории» до впечатлительного археолога из «Джентльменов удачи», неожиданно оказавшегося сторонником жестких, почти шариатских мер по отношению к расхитителям социалистической собственности. Будучи человеком тонким и интеллигентным, Гарин тем не менее был одним из тех уникальных актеров, что могли безупречно сыграть дурака, сделать его не только потешным, но и абсолютно узнаваемым: именно таков он, скажем, в уморительном пандемониуме «Свадьбы» Исидора Анненского.

Но все же главные кинороли Гарина были сыграны в пространстве сказок-намеков Евгения Шварца. Гарин трижды сыграл верховных правителей в шварцевских экранизациях -- и ни один из них не был похож на предыдущего. Король из «Золушки» -- добрый, простодушный и легковерный по отношению к хорошим людям. В своей сентиментальности он может дойти едва ли не до сюсюканья -- но при этом вполне в состоянии отличить подлинную доброту от лицемерия и лести. Король в «Обыкновенном чуде» (его Гарин играл и в театре, и на киноэкране) -- по мнению критиков, «самый сложный и самый парадоксальный из всех государей, когда-нибудь правивших в жизни и в сказках». Наконец, Каин XVIII в одноименной сказочной сатире -- один из самых сильных и эффектных его образов. В этом фильме, надолго положенном на полку, наше кино, пожалуй, ближе всего подошло к абсурдистской манере золотого века Голливуда (Каиново государство порой совершенно неотличимо от Фридонии в «Утином супе» братьев Маркс), и далеко не в последнюю очередь именно благодаря Гарину. Он изображает похотливого и грубого Каина как если бы в «Великом диктаторе» играл не Чаплин, а Граучо: «Милочка, завтра, когда вы станете моей женой, я вам покажу такого комара...» Он смешон, но и опасен -- и поэтому его смерть от страха перед обыкновенным кровососущим насекомым в конце воспринимается со вздохом облегчения.

Наконец, еще один гаринская роль, одна из последних, знакома всем без исключения -- озвученный им ослик Иа из мультфильма Федора Хитрука о Винни-Пухе. Уже одно только неподражаемое «Входит и выходит... Замечательно выходит!» достойно того, чтобы вековой юбилей замечательного артиста бы возведен в ранг национального праздника.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ

  КУЛЬТУРА  
  • //  11.11.2002
Премьерой пьесы братьев Пресняковых открылся фестиваль Нового европейского театра
Перед тем как идти на спектакль «Терроризм» во МХАТ имени Чехова, я решила забежать на оптовый рынок «Динамо» за продуктами. Застала спешно закрывающиеся палатки и собирающих свой скарб продавцов, рассказавших, что идет «эвакуация рынка», так как «ждут скинов» («Спартак» играл с ЦСКА, правда, не на «Динамо» а на «Торпедо», но администрация рынка, где торгуют в основном кавказцы, решила принять превентивные меры). Какая-то женщина спрашивала охранников: «Откуда они идут? Успею я домой, я на Баррикадной живу?» Так что народ к возможному террору абсолютно готов... >>
  • //  11.11.2002
Сто лет назад родился Эраст Гарин
В свое время Эраст Павлович Гарин мог сыграть Максима в знаменитой трилогии Козинцева и Трауберга. Этого не случилось, хотя уже были готовы эскизы костюмов и проведены кинопробы. В историю отечественного кино Гарин вошел с совершенно другими ролями, а с сыгравшим-таки Максима Борисом Чирковым впоследствии дважды пересекался на экране: в «Иване Никулине» и «Каине XVIII»... >>
  • //  11.11.2002
«Бедные» картины передвижников и богатая бытовая техника оказались странными соседями в Русском музее
Реализм вновь популярен. Лучшим доказательством тому стали частые кражи Ивана Айвазовского из государственных собраний, а также прошлогоднее похищение из Русского музея картины Василия Перова «Гитарист-бобыль». К счастью, картину вернули, и она висит на почетном месте среди других полотен Перова на недавно открывшейся в ГРМ выставке «Святые шестидесятые»... >>
  • //  11.11.2002
«Тайна реки Сучжоу» в «35 ММ»
Как известно, кинопрокат в России по-прежнему бизнес не самый прибыльный, нефтяные магнаты им не интересуются, много миллионов на нем не заработаешь. И потому в среде российских прокатчиков самые заметные и любопытные фигуры -- не новоявленные олигархи (их нет), а киноманы со стажем, эстеты, фрики, люди с неординарными вкусами и самыми фантастическими представлениями о бизнесе. Чего они только не привозят в Москву: то эпическое батальное полотно о войне Таиланда с Бирмой («Воины джунглей»), то мрачную, близкую к гениальности фантазию о кролике-демоне и путешествиях во времени («Донни Дарко»), то -- теперь вот -- тончайшее китайское кино о древних легендах, современных гангстерах, контрабанде польской «Зубровки», раздвоении личности и парадоксах авторства («Тайна реки Сучжоу»). Какие уж деньги можно на этом заработать -- бог весть. Но для любителя кино это настоящее счастье... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика