N°202
31 октября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  31.10.2002
Сомову пришло время желтеть
В Третьяковской галерее открылась выставка спасенных от угрыза и засида

версия для печати
Вернисаж назывался «Новая жизнь рисунков старых мастеров». В зале выставок графики ГТГ (старое здание в Лаврушинском) от количества вальсирующих вокруг тебя шедевров начиналось легкое головокружение. Тут вам и «Натурщица» Александра Иванова, и «Европа» Валентина Серова, и «Гуляющие в парке» Якулова, и Врубель собственной персоной, и «Венера» Петрова-Водкина, и великолепное дворянское собрание на пастелях Барду, и даже «Билибошка» Натальи Гончаровой. Но шедевры на выставке -- гости, а точнее -- выписавшиеся больные, нарушившие свой санаторный режим ради того, чтобы засвидетельствовать почтение гениальным лечащим врачам -- сотрудникам отдела научной реставрации графики Третьяковской галереи. Отдел был создан в 1950 году. Первым в истории галереи реставратором графики стала Елена Николаевна Дивова. Ее феноменальные способности возрождать к жизни безнадежные, казалось, графические листы таинственным образом передаются из поколения в поколение магистров артреанимации. Среди «магистров высшей категории» Алина Тейс, Раиса Пучкова, Ирина Быкова, Ирина Воронина, Инна Соловова. Собранные в каждом зале шедевры чествуют своего реставратора. К каждой работе приложена фотодокументация «как это делалось».

Знаете ли вы, что такое «мушиный засид»? «Лисьи пятна» вам знакомы? А ведь именно они могут привести к тому, что доставшийся вам от прабабушки акварельный портрет прапрадедушки в один прекрасный день рассыплется в прах. Навсегда и безвозвратно. «Мушиный засид», «Лисьи пятна» на профессиональном сленге означают симптомы бумажной болезни (засид -- точки-какашки насекомых, пятна -- рыжее окисление бумаги при повышенной влажности). Их реставратор должен вовремя найти и обезвредить. На каждую поступившую вещь заводится реставрационный паспорт, в котором написано, что с вещами было, что стало, а чего быть не должно. Работавший в ГТГ профессор МГУ Михаил Алленов вспоминает: «Паспорта писал я так: в правом верхнем углу мы видим мушиный засид, в левом нижнем -- мышиный угрыз».

О специфике и проблемах реставрации графики обозревателю газеты Сергею ХАЧАТУРОВУ рассказали старший научный сотрудник отдела графики XVIII -- начала XX века Ирина ШУМАНОВА и заместитель заведующего отделом научной реставрации графики XVIII -- XX веков Ирина БЫКОВА.

Ирина Шуманова: -- Графика гораздо больше, чем живопись, подвержена действию времени. Основой является бумага или картон. В состав бумаги входит легнин (целлюлоза). Хорошая бумага -- мало легнина. Плохая бумага -- много легнина. Легнин с течением времени желтеет, разрушает бумагу. Она меняет свой цвет, разрушается ее структура и происходит отслоение краски от основы. Вылезают белила. Они становятся синими. В принципе старая графика (до начала XX века) была на хорошей бумаге.

-- Получается, старая графика во многих случаях сохранилась лучше новой. Чем же объяснить этот парадокс?

Ирина Быкова: -- Более пренебрежительным отношением художников нового времени к технологии творчества. Тут многое еще зависит от темперамента мастера. Вот Александр Бенуа всегда работал на хорошей бумаге. А Константин Сомов, казалось бы, такой эстет, рисовал на очень плохой бумаге. Ему пришло время желтеть. Как «ему» исполнилось сто лет -- сразу пожух. Илья Ефимович Репин, например, скупился на материал. Тоже рисовал на скверной бумаге. Некоторые его графически вещи даже не поддаются восстановлению. А Врубель, импульсивный человек, о материале часто вообще не думал. Запросто вырезал какие-то фрагменты своих работ. Потом новые наклеивал. Делал красочные коллажи.

-- Как лечат бумагу?

И.Ш.: -- При помощи мучного пшеничного клея восстанавливают свойство бумаги. Когда возвращается свойство бумаги, возвращается свойство краски. Больная бумага съедает краску. Изображение проявляется на обороте листа как негатив.

И.Б.: -- Всегда важен вопрос качества и уровня реставрации. При ближайшем рассмотрении работа реставратора должна быть видна. Если лист тонируется, то так, чтобы можно было отличать авторскую живопись от вмешательства реставраторов. Если вы встанете под углом к листу и увидите рельеф бумаги, вам откроется история жизни данного произведения, его биография. Вообще русская школа реставрации существует согласно трем принципам: минимальное вмешательство в авторскую технику (идеальная реставрация -- консервация), обратимость реставрации, использование натуральных материалов.

-- Что значит «обратимость»?

И.Ш.: -- То, что можно без ущерба произведению впоследствии снять (те же тонировки, например) и провести «лечение» на новом уровне.
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  31.10.2002
В Третьяковской галерее открылась выставка спасенных от угрыза и засида
Знаете ли вы, что такое «мушиный засид»? «Лисьи пятна» вам знакомы? А ведь именно они могут привести к тому, что доставшийся вам от прабабушки акварельный портрет прапрадедушки в один прекрасный день рассыплется в прах. О специфике и проблемах реставрации графики обозревателю газеты Сергею ХАЧАТУРОВУ рассказали старший научный сотрудник отдела графики XVIII - начала XX века Ирина ШУМАНОВА и заместитель заведующего отделом научной реставрации графики XVIII - XX веков Ирина БЫКОВА... >>
  • //  31.10.2002
В Москве украинского режиссера Андрия Жолдака, которого называют «одним из самых скандальных режиссеров новой волны», узнали после спектакля «Опыты освоения пьесы «Чайка», представленного на открытой площадке Театра наций в Петровском переулке. В этом году на фестиваль «Балтийский дом» Жолдак привез спектакль «Отелло?!», поставленный с актерами румынского театра Radu Stanca. Об этой работе и дальнейших творческих планах с Андрием ЖОЛДАКОМ беседует корреспондент газеты «Время новостей» Екатерина ВАСЕНИНА... >>
  • //  31.10.2002
«Четыре пера» на столичных экранах
Если бы в 1884 году наглядная агитация уже существовала в привычных для нас формах, знаковым героем для патриотических постеров британского воениздата стал бы не кто иной, как Гарри Фивершем. Лейтенант Камберлендского полка ее величества, потомственный военный, игрок в регби и счастливый жених очаровательной мисс Этни... >>
  • //  31.10.2002
Юбилейная реставрация петербургских дворцов во многом следует сценарию «потемкинских деревень»
Архитектурный комплекс, носящий до настоящего времени название Строгановский дворец, является своего рода учебником по истории петербургской архитектуры. Здесь сохранились подлинные интерьеры выдающихся мастеров от начала XVIII до конца XIX века (Растрелли, Воронихина и др.). Закономерно, что возникла идея превращения здания в музей. Она появилась не сегодня, а 100 лет назад, накануне 200-летия Северной Пальмиры... >>
  • //  31.10.2002
Евгений Нестеров в Московском Доме фотографии
Выставка Евгения Нестерова «Дуэт, квартет, секстет» -- нечаянная радость в плотном графике Московского Дома фотографии. Не оттого, что другие плохи, а потому, что проект Нестерова замечателен своей неактуальностью и осмысленной, полноценной красотой... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика