N°194
21 октября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  21.10.2002
Новые тарифы «Би Лайн GSM»: еще удобнее?
версия для печати
Главной новостью осени на рынке услуг мобильной связи стало изменение маркетинговой политики «Вымпелкома». Две недели назад компания ввела принципиально новые правила подключения абонентов к московской сети «Би Лайн GSM». По словам руководителя пресс-службы компании Михаила Умарова, обновление тарифов было сделано с целью укрепления позиций оператора на столичном рынке и предложения разным сегментам пользователей более удобной и прозрачной системы расчета за услуги сотовой связи.

С 5 октября в сети «Би Лайн GSM» действуют две основные линейки тарифов с федеральными и московскими телефонными номерами -- соответственно «Лайн» и «Супер». Абонентская плата в этих тарифах от 6 до 120 долл. включает оплату от 30 до 1000 минут эфирного времени. Также сохранены предоплаченный пакет услуг с новым названием «Би+ GSM Лайн» и безлимитный тариф «Супер GSM». Теперь абонент получил возможность выбирать тариф с посекундной тарификацией услуг -- с 1-й или со 2-й минуты разговора, а также переносить неиспользованные оплаченные минуты на последующий период. Кроме этого, с учетом тенденции к росту трафика в Подмосковье в новых тарифах в 2 раза подешевели звонки по области, они теперь тарифицируются по цене местной связи.

Предложив более гибкую систему тарификации, «Би Лайн GSM» отменил бесплатные входящие звонки с телефонов МТС и МСС -- самую привлекательную на московском рынке услугу. Эта беспрецедентная маркетинговая инициатива была предпринята оператором примерно год назад, чтобы в короткий срок сократить разрыв по количеству абонентов по отношению к своему основному конкуренту -- компании МТС -- и таким образом повысить долю на рынке.

По словам г-на Умарова, услуга по бесплатным звонкам с телефонов МТС и МСС позволила «Вымпелкому» выйти в лидеры по количеству подключений и по размеру абонентской базы в Москве, а теперь оператор сделал очередной логический шаг, отменив невыгодную для себя услугу. Сейчас среди новых абонентов в Москве больше пользователей услуг «Би Лайн GSM», а отрыв от МТС по их общему количеству в Москве достигает 500 тысяч. Соответственно, можно предположить, что расходы на входящие звонки по новым тарифам у пользователей услугами «Би Лайн GSM» вырастут незначительно.

Отмена бесплатных внутрисетевых входящих звонков не сможет сильно сказаться на ситуации в целом и вряд ли отразится на уровне среднемесячного дохода на абонента (ARPU). Он может стабилизироваться около текущих 19 долл. (по итогам первого полугодия) или незначительно снизиться, считает г-н Умаров. По его мнению, рядовые пользователи, не увидевшие в новых тарифах «Би Лайн GSM» прежней услуги бесплатных входящих с МТС и МСС, обязательно оценят главное преимущество новых тарифов: ежемесячная плата абонента включает оплаченный трафик по выгодному тарифу.

МТС расценивает новые тарифы как завуалированное повышение цен, оформленное в красивую упаковку. Пресс-секретарь компании Ева Прокофьева считает, что привнесенная с западного рынка система аккумулятивных тарифов с конкретной платой за определенный трафик разговоров на самом деле ограничивает возможности абонента в общении. Рядовому пользователю, использующему телефон для общения, трудно оценить потребность в разговорах в течение месяца. Психологически он выбирает меньшую плату, а реально может использовать больше оплаченного трафика. Сверх лимита стоимость минуты разговора в новых тарифах «Би Лайн GSM» значительно выше -- и по отношению к своим прежним тарифам, и по отношению к стоимости услуг МТС, считает г-жа Прокофьева. В частности, обращает внимание она, в тарифе «Лайн 100» за 15 долл., предназначенном для массового потребителя, стоимость минуты разговора составляет 15 центов. Сверх лимита местные исходящие вызовы в этом тарифе оплачиваются из расчета 18 центов при посекундной тарификации со 2-й минуты разговора, внутрисетевые исходящие звонки на телефоны «Би Лайн» -- 14 центов. В то время как в предназначенном для того же сегмента пользователей тарифе МТС «Рациональный» с абонентской платой 4 долл. стоимость минуты местной связи составляет 15 центов, внутрисетевой исходящей связи на телефоны МТС -- 11 центов. Если учесть, что половина трафика у абонента МТС приходится на межсетевые звонки, четверть -- на исходящие вызовы на телефоны МТС и остальная часть -- на бесплатные входящие с телефонов МТС, то реальная плата абонента за 100 минут трафика по тарифу «Рациональный» изначально на полцента дешевле, чем в тарифе «Лайн 100». Сверх 100 минут эта разница будет только расти, подчеркнула г-жа Прокофьева.

Подорожала стоимость минуты в тарифе без абонентской платы с 10 центов в ранее действовавшем «БИС» до 12 центов в новом тарифе «Би+ GSM Лайн». Также выросла абонентская плата в безлимитном тарифном плане «Супер GSM» со 165 до 180 долл. Снижение в 2 раза цены звонков по области вряд ли может компенсировать этот рост. Пока рынок в силу его инертности не отреагировал на нововведение «Би Лайн». Для того чтобы абоненты разобрались в сложной схеме тарификации, ее плюсах и минусах, потребителю потребуется не менее двух месяцев, отмечает г-жа Прокофьева.

В свою очередь аналитики весьма позитивно восприняли новую стратегию «Вымпелкома». Руководство компании неоднократно заявляло, что в результате тарифных войн в процессе захвата доли рынка доходность услуг сотовой связи на столичном рынке в текущем году достигла минимальных значений и в ближайшей перспективе, вероятно, стабилизируется. Введением новых тарифов «Вымпелком», похоже, решил подкрепить эту тенденцию реальными действиями.

Эксперт компании «НИКойл» Владимир Богданов однозначно оценивает новые тарифы как повышение стоимости услуг «Би Лайн GSM», хотя и незначительное. Несмотря на наличие ряда привлекательных предложений для разных групп абонентов, фактическая плата за трафик по новым тарифам в итоге будет выше за счет отмены бесплатных входящих с телефонов МТС и МСС и установления более высоких цен на связь сверх оплаченного лимита трафика. При этом тарифы абсолютно прозрачны для абонента, он имеет реальную возможность оценить свои потребности и затраты на услуги. По мнению аналитика, этот шаг «Вымпелкома», безусловно, является экономически оправданным. Показатель ARPU «Би Лайн GSM» за полугодие снизился с 26 до 19 долл., а по итогам третьего квартала ожидается на уровне 18 долл. В то время как у МТС доход на абонента в третьем и четвертом кварталах планируется в размере 24 против 25 долл. по итогам первого полугодия. Поэтому очевидно, что «Вымпелком», занявший уверенные позиции на рынке, теперь также заинтересован в повышении рентабельности бизнеса, считает эксперт «НИКойла».

Аналитик Альфа-банка Андрей Богданов не так категоричен: он не считает обновление тарифов «Би Лайн GSM» их повышением. Реально увеличатся расходы только у тех абонентов, которые часто пользуются входящей связью из-за отмены бесплатных межсетевых входящих сотовых звонков. При этом абоненты получили возможность экономить, используя посекундную тарификацию с первой минуты разговора и возможность переноса неиспользованных минут. Очевидно, что в этой ситуации речь идет не о намерении компании повысить стоимость своих услуг, а о новой политике, направленной на изменение структуры абонентов, считает аналитик Альфа-банка. Введением новых тарифов «Вымпелком», вероятно, хочет ограничить подключение «дешевых» абонентов, тратящих порядка 10 долл. Потеря оператора в этом сегменте рынка тем не менее не сильно отразится на ситуации на рынке в целом. Доля новых подключений к «Би Лайн GSM», сохранявшаяся на протяжении последних шести месяцев в диапазоне 52--54%, может несколько снизиться. Однако у компании достаточно шансов сохранить позиции лидера, считает аналитик. Новая гибкая система тарификации «Вымпелкома» разработана с оглядкой на американский рынок, где подобные схемы давно с успехом работают, и российские операторы, наверно, просто устали придумывать какие-то отдельные маркетинговые ходы, отметил он.

Аналитики полагают, что по истечении некоторого периода адаптации рынка к новым инициативам «Вымпелкома» могут последовать ответные действия МТС. Если учесть недавнее официальное заявление компании, пообещавшей абонентам МТС до конца года не повышать тарифы, вполне можно ожидать, что после Нового года они изменятся наверняка. Не исключено также, что МТС может ввести пакет услуг, альтернативный «Би +».
Валентина ФЕДОРОВА

  НА РЫНКЕ  
  • //  21.10.2002
Главной новостью осени на рынке услуг мобильной связи стало изменение маркетинговой политики «Вымпелкома»... >>
  • //  21.10.2002
Доходы от инфокоммуникационных услуг в РФ в 2002 году составят около 8,2 млрд против 6,1 млрд долл. в прошлом году. Такой прогноз дает Министерство по связи и информатизации. Объем инвестиций в развитие отрасли в 2002 году составит около 4 млрд долл., из них 2,3 млрд -- отечественные капвложения (в 2001 году соответственно 1,8 млрд и 1 млрд долл.). Предполагается, что число постоянных пользователей Интернета в России в 2002 году достигнет почти 10 млн против 5,8 млн человек в 2001 году, среднее количество персональных компьютеров для домашнего пользования в текущем году составит 8,3 на 100 семей против 7 годом ранее... >>
  • //  21.10.2002
Сотовая компания «Мобильные телесистемы» внесла в рекламную практику новый элемент - пародирование рекламы своего ближайшего конкурента. В МТС полагают, что таким образом лишь повышается доходчивость их рекламного посыла для клиента. В «Вымпелкоме» же этот прием считают свидетельством слабости соперника... >>
  • //  21.10.2002
Столичных дилеров сотовой связи потянуло в регионы
Крупные московские дилеры услуг и средств мобильной связи, работающие на столичном рынке, активно продвигаются в регионы. Санкт-Петербург является для них наиболее привлекательным после Москвы рынком... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика