N°194 21 октября 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Гамбургер not forever Патриотический подвиг продюсера Краснова
Недавно мне случилось писать о мюзиклах, которые плодятся в Москве как грибы после дождя. Всем им -- отечественным и зарубежным, оригинальным и клонированным -- я предсказал аншлаги как минимум сезона на два. Публика, утверждал я, еще не скоро объестся зрелищами этого типа: донельзя демократичными, безупречно респектабельными и, что важно, исполненными непоколебимого оптимизма. Пусть всех героев поубивают самым брутальным образом, как в «Вестсайдской истории» или Notre-Dame de Paris, -- все равно мюзикл обрушит на зал мегатонны бодрости и жизнелюбия: таков уж он по своей природе. И я полностью поддерживаю публику: пусть себе смотрит да радуется, пусть по полной программе приобщается к искусству вкусной и здоровой жизни. Потом понемногу научится разборчивости.
Помню, когда на Пушкинской площади открылся первый московский МcDonalds (сразу же перекрещенный подростками в «бигмачную» -- увы, этот прелестный неологизм, кажется, не прижился), я старался обходить его стороной. Эта километровая очередь, эти ржущие иностранцы с фотоаппаратами -- словом, мне было досадно и как-то неловко за соотечественников. Молодой был еще, глупый. Не врубался, что поедание гамбургера для нормального человека тех времен (а не для такого сноба, как я) было чем-то вроде обряда инициации, что гамбургер этот -- пища в некотором роде духовная и что ржать на самом деле следовало над бестолковыми иностранцами -- пусть даже и не пытаются, паразиты, понять русскую душу со всеми вытекающими из нее последствиями. «42nd Street» («Сорок вторая улица»), мюзикл, идущий сейчас в Московском дворце молодежи, -- это самый что ни на есть культур-гамбургер во всем его грандиозном великолепии. Борис Краснов, художественный руководитель проекта, совершил, с моей точки зрения, настоящий патриотический подвиг, одним ударом сокрушив три мифа (так былинный богатырь сносит мечом-кладенцом сразу три башки Змею-Горынычу). Во-первых, он разрушил мою (да, пожалуй, и общую) уверенность в том, что сегодня в Москве любому мюзиклу гарантирован успех, а его продюсерам -- прибыль. Я сильно сомневаюсь, что «42nd Street» себя окупит. Эмдээмовский двухтысячник (третий по величине концертный зал Москвы) заполняется довольно плохо. У добропорядочной и платежеспособной публики МДМ до сих пор ассоциируется, главным образом, со всякими рейверскими гулянками «от заката до рассвета»: место не то чтобы сомнительное, но и не слишком бонтонное. Павел Забелин, гендиректор МДМ, исправляет репутацию своего заведения как только может, сегодня это вполне фешенебельный культурно-развлекательный комплекс, но предрассудки, как известно, живут долго. Чтобы создать иллюзию аншлага на «42nd Street», со всех окрестных институтов сгребают студентов: они пасутся в фойе до 3-го звонка, а потом гурьбой разлетаются по свободным местам. Способ старый, но удачно модернизированный: раньше в пустующие театры пригоняли солдат, и они входили в зал строем. Во-вторых, художественный руководитель проекта наглядно показал, что настоящие, стопроцентные американцы, которые на своем Бродвее всех собак съели, ничем не лучше наших парней и девчат, отплясывающих в «Метро» или Chicago. Мы, грешные низкопоклонники перед Западом (от них же первый есмь аз), привыкли морщиться, когда русские актеры берутся за французскую комедию («Ты ей ручку целуешь, а она все пожать норовит», как сформулировал суть проблемы великий Жванецкий), когда сибиряки осваивают музыку рэгги, ну а уж про мюзикл и говорить нечего. Куда нам, с нашей доморощенной лицензионной сборкой, до сияющих высот original production! А оказывается, национальный наш комплекс доморощенности -- чистой воды неврастения и бессмысленное самомучительство. Сказать, что «в области Бродвея мы впереди планеты всей», это, конечно, будет некоторым преувеличением, но что касается сценической игры -- она в общем идет на равных. Технология постановки шоу -- это да, тут нам еще учиться и учиться. Слаженность массовых сцен вызывает глубокую зависть. Зато уж и фальшивить так, как артисты в «42nd Street» (я имею в виду не пение, а изображение чувств -- радости, скорби, страстного порыва, глубокой озабоченности и пр.) у нас умеют только самые замшелые дивы провинциальной оперетты. Актерское мастерство наши бродвейские гости изучали явно не по Станиславскому, и даже не по Ли Страсбергу. Чтобы не срамиться, в «42nd Street» нужно иметь хотя бы двух исполнителей с приличными навыками драматической игры -- на роль главной героини, милой провинциалочки Пегги Сойер, и на роль режиссера, ставящего мюзикл «Красотка», нервного и элегантного Джулиана Марша. Хорошо бы также позаботиться о ролях второго плана, но двое полноценных артистов -- это абсолютный минимум. К Мередит Паттерсон (Пегги) особых претензий нет. Она довольно симпатична, у нее живая улыбка, танцуя стэп, она очень забористо стучит каблучками, а изображая печаль, премило морщит носик. Зато Марш (Тимоти Сэлл) -- это нечто. Обладая внешностью карикатурного романтического злодея, он вовсю кидает пламенные взгляды, грозно хмурит брови, воздевает руки -- играть, в общем, не умеет совершенно. Он ненамного хуже всех прочих -- просто на долю Сэлла, к его несчастью, выпала наиболее «переживательная» роль. Уровень артистизма в труппе довольно ровен -- и, по нашим отечественным меркам, близок к нулю. В-третьих и в главных: Борис Краснов упразднил остатки наивной веры в непобедимое очарование настоящего (absolutely real!) американского мюзикла. Ни лихая чечетка, ни парад красоток, ни нарочитая перевозбужденность (присущая, скорее, мажореткам, чем артистам) -- ничто не мешает во время представления изнывать от тоски. Временами она проходит, но потом накатывает вновь: сюжет мюзикла по своей примитивности, банальности и предсказуемости оставляет далеко позади самые дурацкие соцреалистические комедии. «Свинарка и пастух» и даже «Королева бензоколонки» в сравнении с «42nd Street» -- шедевры. В общем, так: у Пегги есть мечта попасть в кордебалет к режиссеру Маршу. У Марша есть стареющая примадонна Дороти Брок. У Дороти есть богатый покровитель Абнер Диллон и когда-то был возлюбленный -- Пэт Деннинг. Маршу нужны деньги Диллона, Дороти -- любовь Деннинга. А тут она случайно застает в своей гримерной Пэта и Пегги. А потом Пегги случайно падает на Дороти -- прямо на сцене, о ужас! -- и ломает ей лодыжку. От горя она хочет уехать домой, расставшись со всеми своими надеждами, вот она уже сидит на вокзале, страдальчески страдая, но в последнюю минуту к ней прибегает Марш: артисты объяснили ему, что заменить Дороти способна только Пегги. Ну и наконец, после изнурительных репетиций, окончательно доказывающих талант новой звезды, -- грандиозный, как полагается, успех. Нетрудно заметить: перед нами мюзикл, целиком пропитанный оперетточными штампами, еще не осознавший своей собственной жанровой новизны. Судить по «42nd Street» о том, что такое музыкальная культура Бродвея, все равно что судить о русской литературе ХХ века по романам Бабаевского и Чичибабина. Впрочем, нельзя сказать, что Борис Краснов нас надул: он показал мюзикл, каких много, -- ординарный, заурядный, «чичибабинский» Бродвей. Ничего большего он и не обещал. Еще хотите такого же? Знаете, а я уже, кажется, наелся гамбургерами.
Патриотический подвиг продюсера Краснова «42nd Street», мюзикл, идущий сейчас в Московском дворце молодежи, - это самый что ни на есть культур-гамбургер во всем его грандиозном великолепии. Борис Краснов, художественный руководитель проекта, совершил настоящий патриотический подвиг, одним ударом сокрушив три мифа ... >>
В Центральном Доме художника прошла презентация факсимильного издания биографического справочника «Наши художники», собранного русским журналистом второй половины XIX века Федором Булгаковым. Для антикваров это событие имеет принципиальное значение. Ведь, по словам эксперта галереи -- организатора выставки «Старинный интерьер» Константина Журомского, «фундаментальный труд Федора Ильича Булгакова рано или поздно становится настольной книгой. За все время работы в антикварной галерее не было, наверное, и дня, когда не пришлось бы хоть раз открыть один из старых, бережно хранимых томов Булгакова. Сколько раз странички «из Булгакова» ксерокопировались для экспертов Третьяковской галереи и Центра имени Грабаря, для клиентов и коллег...» >>
Новая версия «Спартака» в театре «Классический балет» Взявшись ставить «Спартака», Наталья Касаткина и Владимир Василев, несомненно, руководствовались художественными, практическими и личными соображениями одновременно. Заманчиво взяться за одну из лучших балетных партитур ХХ века. Самое продаваемое название из репертуара Большого театра именно «Спартак» -- быть может, интерес зарубежных импресарио вызовет и продукция театра «Классический балет». И наконец, хотелось еще раз поспорить с автором большетеатровского спектакля Юрием Григоровичем, вечными оппонентами которого числятся два работающих в тандеме хореографа... >>
В галерее XL открылась выставка Олега Кулика «Музей» Уже многие годы Кулик --- звезда и надежда нашего актуального искусства. Его агрессивные и качественные произведения раздражают и задевают сильнее, чем любое другое искусство, произведенное в нашей стране. Кусающий прохожих на улице человек-собака, любовь к меньшим нашим братьям, демонстрируемая буквально и натурально, лица обезьяньих чучел на огромных фотографиях -- все это впечатывается в общественное сознание, составляет нелицеприятный, но занятный образ нашего времени. Попытки Кулика постичь окружающий мир беззаветно отчаянны. Он настоящий художник-мужчина. Готовый идти до конца в попытках объять необъятное, познать непознанное и договорить недоговоренное. В его творчестве активное, мужское начало по-патриархальному заботливо исследует мир меньший -- животных, детей, женщин, -- предлагает ему дружбу, понимание, покровительство... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|