N°19
04 февраля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
  ПОИСК  
  • //  04.02.2002
Закон невоенного времени
версия для печати
До конца этой недели, возможно, уже будет окончательно готов для внесения в Госдуму правительственный проект закона об альтернативной гражданской службе. Разговоры о необходимости его принятия ведутся уже более десяти лет, с тех пор как Россия признала за убежденными противниками воинской службы право на замену ее гражданскими обязанностями.

В течение всех десяти лет этот юридический призрак маячит перед военкомами: каждый мало-мальски грамотный молодой человек знает, что его право на АГС гарантировано пунктом 3 статьи 59 Конституции, но закона, который позволил бы призывной комиссии отправить его на гражданскую службу, нет. Поэтому каждая попытка отказаться от службы в армии по убеждениям оборачивается громким скандалом и со временем -- победой призывника.

Такое положение вещей, похоже, надоело уже и военным. И они активно втянулись в парламентскую дискуссию об АГС, а не так давно сами написали для правительства проект закона -- ни один из трех предложенных депутатами Думы вариантов их не устраивал. Этот проект скорее всего и будет внесен в парламент в ближайшее время. Правда, для этого его предстоит основательно переработать.

Пока что проект военных (его еще называют проектом Генштаба) прославился бурным скандалом на заседании кабинета министров в минувший вторник. После того как начальник Генштаба Анатолий Квашнин закончил докладывать проект, на него обрушились многие министры. Глава МЧС Сергей Шойгу считает, что военные предложили по сути проект создания концлагерей. Министр печати Михаил Лесин выразил недоумение в связи с упорным нежеланием авторов закона привлекать дополнительные кадры в «оголенный» социальный сектор. Руководитель Министерства образования Владимир Филиппов критиковал проект за то, что по нему альтернативщики лишались права одновременно со службой получать образование. По словам очевидцев, г-н Квашнин уходил с заседания правительства бледный, хотя ему и было обещано сохранить основу законопроекта -- но внести в него некоторые изменения. Одновременно вице-премьер по социальным вопросам Валентина Матвиенко успокоила общественность, пообещав, что в итоговый вариант правительственного закона войдет все лучшее из уже трех имеющихся в Думе проектов. Встреча вице-премьеров Ильи Клебанова и Валентины Матвиенко с разработчиками думских законопроектов действительно состоялась в минувшую среду.

Два парламентских законопроекта были внесены фракцией СПС. Труд, вышедший из под пера Владимира Семенова и Александра Баранникова, практически обречен на провал -- его считают слишком либеральным. Проект же Эдуарда Воробьева и Юлия Рыбакова, напротив, в парламенте считают самым взвешенным. Третий думский законопроект -- Николая Безбородова и Андрея Николаева -- по суровости формулировок может посоперничать с проектом Генштаба.

Но правительство, похоже, намерено добиваться принятия именно своего -- объединительного -- варианта. Премьер-министр Михаил Касьянов уже пообещал лично проконтролировать его прохождение в Думе. А для этого нужно предварительно так переработать проект Генштаба, чтобы АГС не казалась молодым людям наихудшим из возможных вариантов. И председатель думского комитета по обороне генерал-полковник Эдуард Воробьев утверждает, что на прошлой неделе часть проблем удалось снять. В частности, было решено сделать принцип прохождения АГС смешанным -- как территориальным, так и экстерриториальным. Так же, как и выбор непосредственного места исполнения гражданского долга: на социальных объектах, утвержденных правительством, или на гражданских должностях в военных организациях. За всеми альтернативщиками будет сохранено право на образование: по словам г-на Воробьева, на такую гарантию согласились все участники совещания. В свою очередь Генштабу удалось убедить правительство и оппонентов в том, что срок альтернативной службы должен быть вдвое больше армейской.

Пока больше всего споров вызывает сам принцип отбора молодых людей для АГС. Похоже, в правительственном законопроекте попытаются объединить два противоположных принципа: заявительный и доказательный. Для того, чтобы, как выразился Илья Клебанов, «закон об альтернативной гражданской службе удовлетворил большую часть нашего общества». Прописанная в законе обязанность доказывать свои убеждения, безусловно, удовлетворит военных. Но об удовлетворении молодых людей, желающих заменить службу в ВС на АГС, говорить будет сложно. Поскольку нужно будет предварительно определиться с перечнем документов -- настоящих, с печатями и подписями, с помощью которых призывник мог бы доказать призывной комиссии, что его убеждения и жизненные принципы не позволяют носить форму и брать в руки оружие. А споры об этих документах могут продолжаться еще лет десять.
«Право и его исполнение -- разные вещи»

По поручению президента от декабря 2000 года проект закона об альтернативной гражданской службе был подготовлен, согласован со всеми заинтересованными ведомствами и рассмотрен Институтом правоведения при правительстве Российской Федерации. В ближайшее время он будет внесен правительством. По этому закону гражданин должен доказать, что его убеждениям или вероисповеданию противоречит прохождение воинской службы.

Следует понимать, что условия действительной воинской службы и альтернативной службы должны быть сопоставимы. Альтернативная гражданская служба призвана заменить воинскую, так почему же мы стремимся сделать ее более привлекательной? Это должна быть особая трудовая деятельность гражданина в интересах общества. Воинская служба и альтернативная служба являются предметом федерального законодательства: то, что город может решать, кого направлять на АГС, а кого нет, -- показатель правового беспредела. Гражданин направляется на эти работы принудительно. Не дай бог, с ним что-то случится. Кто будет нести за это ответственность?

Администрация Нижнего Новгорода, где проводится эксперимент, постоянно ссылается на право граждан на альтернативную службу. Но не следует путать право и его исполнение. Право и его исполнение -- две разные вещи.

Сейчас по закону призываются всего 12% молодых людей призывного возраста. 88% на законных основаниях минуют армию. Мне странно, что этот вопрос ставит Министерство обороны. Его давно уже должно было задать общество -- депутатам Государственной думы. И дать на него ответ: допустимо ли такое положение вещей?

Василий СМИРНОВ, генерал-лейтенант, начальник главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба
«Про общественные организации забыли»

В год по стране подается примерно 1800--1900 заявлений об альтернативной службе. Это не так уж много, если учесть, что призывают ежегодно свыше 300 тысяч человек. Кроме того, в тех городах, где начались реальные эксперименты с АГС, практика показывает, что многие отказываются от такой работы, когда подробнее узнают условия. Из ста человек остаются пять-шесть.

Демографический провал пугает не только военных, для социального сектора он тоже обернется массой проблем -- люди старшего возраста будут уходить с низкооплачиваемых работ, а привлекать на их место будет не кого. Нам кажется, что социальная польза АГС несомненна и в смысле связи поколений: молодые люди непосредственно увидят старших, за которыми будут ухаживать. Не говоря уж о том, что введение АГС поспособствует ускорению армейской реформы.

Мы очень рады, что в последний момент на правительстве удалось убедить Илью Клебанова и Валентину Матвиенко в том, что проект Генштаба неприемлем. Из того проекта, который согласовывается сейчас, уже убрали запрет на получение образования во время АГС, ограничили экстерриториальный принцип, прописали, что «альтернативщики» обязательно должны жить отдельно от остальных военнослужащих. Сорокавосьмимесячный срок пока остался нетронутым, но уже есть серьезные плюсы. На мой взгляд, главный минус пока в том, что к согласованию законопроекта правительством и военными не привлекают нас, общественные организации. Поэтому мы планируем до середины февраля проводить различные публичные акции в пользу нормального закона об АГС. Конечно, какие-то митинги вряд ли принесут пользу, а вот расширенный «круглый стол» или конференция пришлись бы очень кстати.

Сергей КРИВЕНКО, руководитель программы «Альтернативная гражданская служба» гуманитарно-благотворительного центра «Сострадание»
Иван СУХОВ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  04.02.2002
Законность экспериментов в регионах еще надо доказать
Пока продолжается обсуждение плюсов и минусов законопроектов об АГС, в некоторых регионах уже идут эксперименты по реальному внедрению альтернативной службы. В Перми, Владимире и Нижнем Новгороде политики укрепляют свою популярность, проявляя такого рода заботу о призывниках... >>
  • //  04.02.2002
До конца этой недели, возможно, уже будет окончательно готов для внесения в Госдуму правительственный проект закона об альтернативной гражданской службе. Разговоры о необходимости его принятия ведутся уже более десяти лет, с тех пор как Россия признала за убежденными противниками воинской службы право на замену ее гражданскими обязанностями... >>
  • //  04.02.2002
Выяснение отношений в судах между военкоматами и молодыми людьми, требующими замены службы в армии альтернативной, начались вскоре после появления такой юридической нормы в государственных документах. Право на альтернативную гражданскую службу в ноябре 1991 года было закреплено в российской Декларации прав человека и гражданина. В апреле 1992 года его включили в старую Конституцию страны, а в новой эта норма была обозначена с самого начала... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика