N°128
19 июля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  19.07.2002
Шуршите вы, и только!
Российские художники сдали зачет по Маяковскому

версия для печати
Сегодня в Зверевском центре современного искусства «Футурбалом» закроется первый Фестиваль Маяковского, приуроченный к 109-й годовщине со дня рождения поэта, коего организаторы фестиваля «Футуризм.ru» настоятельно называют самым знаменитым после Пушкина.

Знаменитый-то он знаменитый, но только всемирная отзывчивость Пушкина ему не светит. Какая уж тут отзывчивость, если «Крепи у мира на горле /Пролетариата пальцы!» Сегодняшний интерес к Маяковскому, как и вообще к футуризму или конструктивизму, -- это прежде всего интерес к формообразованию. Слабо прогнать речевой поток сквозь строй шпицрутенов, чтобы получилось такое: «Я вышел на площадь, /Выжженный квартал /Надел на голову, как рыжий парик. /Людям страшно -- у меня изо рта /Шевелит ногами непрожеванный крик»? Художники -- участники фестиваля к форме оказались скорбно бесчувственны. Они вдохновились самым старомодным, агрессивным и тупым в творчестве Маяковского -- идеологией. И попытались интегрировать ее в современный концептуализм.

Результат жалок. Выставка «Шершавым языком. Плакат» в Зверевском центре вообще не собрана. Владимир Строчков распальцевал, например, знаменитого мооровского красноармейца, тыкающего свое «Ты записался добровольцем?». В 60-е годы красноармеец поднимает палец с радостным возгласом «Ты будешь жить при коммунизме!». В 70-е складывает пальцы в характерную комбинацию «Ты сообразил на троих?». И тому подобное. Даже в коммерческой рекламе слоганы и плакаты советских лет цитируются более остроумно. Александр Савко и Юрий Хоровский к поэме «150 000 000» выстроили армию телепузиков. Яша Каждан и Ксения Перетрухина, действуя по принципу комплиментарности, рекламируют то, что в рекламе не нуждается (горох, молоко). По сравнению с печатной продукцией левых течений графика нынешних адептов -- школьная стенгазета. Ни фактуры, ни ритма. Даже именитые Игорь Гурович и Елена Китаева в своих плакатах отчаянно запутали те модульные сетки, которые путать совсем нельзя, -- конструктивистскую, супрематическую, футуристическую. В результате масштаб изображений не выдерживается, композиция рушится. Получается каша.

Плакаты Гуровича и Китаевой перекочевали и на Октябрьскую улицу, в L-галерею. Там тоже «смазавшему карту будня» поэту посвятили выставку «Маяковский продолжается». Главный герой этой выставки -- город с его информационными потоками. Вроде бы по Маяковскому: «Читайте железные книги! /Под флейту золоченой буквы /Полезут копченые сиги /И золотокудрые брюквы». Антон Литвин нанес на стены домов граффити-цитаты из Писания. И через пару дней сфотографировал ответные высказывания вроде «Плачьте о себе» -- «Сам о себе плач». Питерский художник Дмитрий Шубин сделал фотоснимки мест прогремевших в Петербурге заказных убийств (Моховая -- режиссер киностудии «Союз» М. Богин, Каменноостровский -- директор ресторана «Фудзияма», Невский -- председатель комитета по управлению горимуществом Михаил Маневич). Обычные уличные виды с рекламными растяжками и троллейбусами. И тишина. Георгий Первов фотографирует зачеркнутые надписи на заборах, скрытые улики деятельности коммунистов, неофашистов, баркашовцев. Авторы трех «информационных» проектов -- представители Contemporary Art. Не привыкли вещать громко и внятно, боятся собственной интонации, боятся засветить собственную позицию. Делают просто фотографии. Без этикетки, ни о чем. Конечно, по сравнению с нами, либералами, Маяковский -- троглодит. Конечно, для современной цивилизации идеология Маяковского -- нонсенс. Но, будучи художником, говорил он от первого лица, «живой с живыми». Пороки города у него мажут в глаз. Улицы у него вопят, бьют, пьют, гримасничают, блудят: «Улица провалилась, как нос сифилитика». Такой фактуре речи все-таки следует учиться. Иначе все пассажи в честь поэта яйца выеденного не стоят. Это квелые бормотанья студентов на обязательном, но тоскливом зачете. Шуршите вы, и только.
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  19.07.2002
Российские художники сдали зачет по Маяковскому
Сегодня в Зверевском центре современного искусства «Футурбалом» закроется первый Фестиваль Маяковского, приуроченный к 109-й годовщине со дня рождения поэта, коего организаторы фестиваля «Футуризм.ru» настоятельно называют самым знаменитым после Пушкина... >>
  • //  19.07.2002
Юрий Погребничко назвал свой театр длинно, зато географически точно -- «Около дома Станиславского». Раньше здесь действительно были расположены конюшни купцов Алексеевых, из которых и вышел основоположник знаменитой театральной системы. Теперь в конюшни ходят зрители. Их немного. Во-первых, потому что зал очень маленький. Во-вторых, Юрий Погребничко не стремится к всенародной славе. Он вообще старается жить тихо и скромно, ясно понимая тщету успеха и не обольщаясь насчет высокого призвания художника. Театр для него лишь одно из проявлений той трудно определимой субстанции, которую называют душой. Время от времени Погребничко ставит спектакли, которые большая часть критиков потом пересматривает с завидной регулярностью. Некоторые плачут при этом тихими слезами. Все поголовно хватаются за бока. Недавно расположившийся около дома Станиславского режиссер поставил очередной такой спектакль -- «Странники и гусары» по «Старшему сыну» Александра Вампилова и «Трем сестрам» Антона Чехова. С Юрием ПОГРЕБНИЧКО беседует Марина ДАВЫДОВА... >>
  • //  19.07.2002
Государство готово поощрить кинематограф материально
Факт встречи министра культуры Михаила Швыдкого с президентом накануне очередного обсуждения в правительстве проекта об усилении государственной поддержки кинематографа говорит о том, что поддержка скорее всего будет оказана. Шесть миллиардов рублей, запрошенных разработчиками на 2003--2005 годы, позволят увеличить производство до ста картин в год. То есть нас в ближайшем будущем, похоже, ждет новая волна российского кино, количественно почти равная той, что возникла в шестидесятые годы по инициативе Хрущева. При Сталине советское кино делалось поштучно, каждый фильм был на виду, и почти каждый проходил личную цензуру вождя. Никита Сергеевич влил в кинопроизводство мощные бюджетные средства, тем самым переведя его на промышленный уровень. Волшебным образом изменилось все: разрастались студии, увеличился прием студентов во ВГИК, по всей стране -- до ее национальных окраин -- ковались кадры актеров, режиссеров, сценаристов, операторов, гримеров, каскадеров и т.д. В результате на сотни весьма посредственных картин приходились десятки приличных и единицы хороших. Тогда же были построены сотни новых кинотеатров, широкоэкранных -- по последнему слову моды, которые, впрочем, опустели прежде, чем обветшали... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика