N°11
23 января 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  23.01.2002
Первый триумфатор
Зубин Мета выступил в Москве

версия для печати
Главный индус Израиля, знаменитый дирижер Зубин Мета, возглавляющий один из лучших мировых симфонических оркестров -- Израильский филармонический, прилетел со своими музыкантами в Москву и выступил в Большом зале Консерватории на открытии фестиваля искусств, приуроченного к десятилетию премии «Триумф». Концерт оказался эксклюзивным: Израильский оркестр и маэстро Мета впервые вместе выступали в России, и в первый раз с ними играл пианист Михаил Плетнев. Визит израильских музыкантов -- акция символичная для «Триумфа» не только потому, что участвуют в фестивале лучшие из лучших -- первые лица искусства, но еще и потому, что чуть ли не половина музыкантов израильского оркестра -- выходцы из России и бывших союзных республик, так что «Оркестр еврейского народа», как называют его на родине, имеет крепкие российские корни, и в первую очередь музыкальные. А заполучить на открытие самого Мету -- и почетно, и престижно. По словам Александра Краутера, генерального директора артистического агентства «Краутерконцерт» (организатор акции), переговоры с маэстро оказались делом нелегким. Но дав согласие на концерт, Мета не стал возражать и против прямой трансляции своего выступления по телеканалу «Культура» (что, безусловно, добавило весу церемонии), и вообще оказался человеком контактным и без особых звездных капризов.

Нашел маэстро время и для пресс-конференции. Предупредив вопрос насчет впечатлений о России, дирижер вспомнил свой первый визит в Москву в 1960 году. Тогда именно такой репликой встретил Мету репортер прямо у трапа самолета. Но впечатления остались не только курьезные: Мета, в то время еще совсем молодой и только начинающий свою блестящую карьеру, выступал в Питере с оркестром Мравинского и до сих пор не может забыть ни того дебюта, ни личных контактов с Мравинским, который, по словам Меты, отнесся к нему прямо-таки по-отечески.

Биография маэстро уникальна. Выходец из Индии (родился в Бомбее в 1936 году) сделал мировую карьеру, а судьбу свою связал с Израилем. Причем именно с Израильским филармоническим оркестром состоялся его первый настоящий дирижерский дебют. Вместе они уже 40 лет, а 20 лет назад музыканты избрали маэстро своим главным дирижером пожизненно. Символично, что Мета и оркестр родились в один год. Однако дирижер руководил и другими коллективами: Монреальским симфоническим, Нью-Йоркским и Лос-Анджелесским филармоническими. Три года назад Зубин Мета принял руководство Баварской государственной оперой, кроме того он в течение нескольких лет возглавляет фестиваль «Флорентийский музыкальный май».

Из личных качеств можно отметить: он равнодушен к дирижерским палочкам и машет той, которую дадут ассистенты перед выходом на сцену. Он космополит, помнящий, однако, родство (когда в правительстве Австрии обсуждался вопрос о депортации эмигрантов из страны, Мета сделал жесткое официальное заявление, сказав, что если такая программа коснется выходцев из Индии, он не будет выступать в Австрии никогда). Он бегло говорит на восьми языках и учит русский, чтобы общаться свободнее со своими израильскими музыкантами, среди которых много русскоязычных.

Программа московского выступления была составлена из серьезных «шлягеров» австро-немецкой музыки. Увертюра Шуберта «Розамунда», открывшая концерт, высветила все лучшие качества оркестра: безупречную сыгранность, отменный строй, красоту тембра. Но нельзя сказать, что выступление ИФО и Меты прошло безупречно. Первая симфония Малера -- одно из самых любимых и оркестром, и дирижером произведение -- что называется, не задалась. Чувствовалась усталость и энергетическая исчерпанность: эмоциональные подъемы и спады в звучании оркестра абсолютно четко соотносились с оплошностями оркестрантов. Обидно, что именно это сочинение, являющееся одним из топовых в репертуаре оркестра и самого Меты, Москва не услышала во всем блеске. Зато мы стали свидетелями более чем любопытного альянса израильских гостей и Михаила Плетнева. Пятый фортепианный концерт Бетховена, известный под названием «Император», они исполнили блестяще, технически безупречно. Взрывной маэстро и сдержанный в эмоциях пианист дополняли друг друга по принципу комплиментарности, так что Мета и оркестр являли собой дворцовую роскошь, а Плетнев -- королевскую точность. Одним словом -- открыли фестиваль с триумфом.
Анна ВЕТХОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  23.01.2002
Третьяковка рассказывает женские истории
Обзавидовалась, видно, ГТГ коммерчески успешным мегапроектам Русского музея. Решила сделать нечто подобное на собственной территории. В Русском музее «Красный цвет». У нас пусть будут «красны девицы» -- вся панорама женского творчества, от Древней Руси до 2001 года. Тема звучит монументально. Недостатка в экспонатах нет, а аморфность идеи с лихвой окупится дорогущим каталогом с цветными картинками... >>
  • //  23.01.2002
Зубин Мета выступил в Москве
Главный индус Израиля, знаменитый дирижер Зубин Мета, возглавляющий один из лучших мировых симфонических оркестров -- Израильский филармонический, прилетел со своими музыкантами в Москву и выступил в Большом зале Консерватории на открытии фестиваля искусств, приуроченного к десятилетию премии «Триумф». Концерт оказался эксклюзивным: Израильский оркестр и маэстро Мета впервые вместе выступали в России, и в первый раз с ними играл пианист Михаил Плетнев... >>
  • //  23.01.2002
Нет, наверное, критика, который не сетовал бы на отсутствие критики. Не хочется быть исключением. Мне тоже не по душе наш критический обиход, где исключение прихлопывают правилом и измеряют новую величину, поставив с прочими на одну доску. Каждому живому явлению необходим, я думаю, свой исследовательский подход (с подветренной стороны, но без финального выстрела), выясняющий, какой именно род творческого действия совершает малознакомый автор... >>
  • //  23.01.2002
«Король Убю» в театре Et Cetera очень смахивает на сказку Чуковского
«Дерьмо, дерьмо, дерьмо», -- повторяет на разные лады в начале пьесы папаша Убю. В исполнении Александра Калягина ему куда больше пошло бы слово «какашка». Обезоруживающую инфантильность главного героя постановщик спектакля болгарин Александр Морфов угадал и придумал здорово. Убю-Калягин ходит в коротких оранжевых штанишках и говорит голосом пятилетнего бузотера. То, что этот бузотер помимо слов «дерьмо» и «жопа» произносит в сценической версии Et Cetera еще и «взрослое» ругательство «мудила», не так уж важно... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика