Время новостей
     N°11, 23 января 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.01.2002
Первый триумфатор
Зубин Мета выступил в Москве
Главный индус Израиля, знаменитый дирижер Зубин Мета, возглавляющий один из лучших мировых симфонических оркестров -- Израильский филармонический, прилетел со своими музыкантами в Москву и выступил в Большом зале Консерватории на открытии фестиваля искусств, приуроченного к десятилетию премии «Триумф». Концерт оказался эксклюзивным: Израильский оркестр и маэстро Мета впервые вместе выступали в России, и в первый раз с ними играл пианист Михаил Плетнев. Визит израильских музыкантов -- акция символичная для «Триумфа» не только потому, что участвуют в фестивале лучшие из лучших -- первые лица искусства, но еще и потому, что чуть ли не половина музыкантов израильского оркестра -- выходцы из России и бывших союзных республик, так что «Оркестр еврейского народа», как называют его на родине, имеет крепкие российские корни, и в первую очередь музыкальные. А заполучить на открытие самого Мету -- и почетно, и престижно. По словам Александра Краутера, генерального директора артистического агентства «Краутерконцерт» (организатор акции), переговоры с маэстро оказались делом нелегким. Но дав согласие на концерт, Мета не стал возражать и против прямой трансляции своего выступления по телеканалу «Культура» (что, безусловно, добавило весу церемонии), и вообще оказался человеком контактным и без особых звездных капризов.

Нашел маэстро время и для пресс-конференции. Предупредив вопрос насчет впечатлений о России, дирижер вспомнил свой первый визит в Москву в 1960 году. Тогда именно такой репликой встретил Мету репортер прямо у трапа самолета. Но впечатления остались не только курьезные: Мета, в то время еще совсем молодой и только начинающий свою блестящую карьеру, выступал в Питере с оркестром Мравинского и до сих пор не может забыть ни того дебюта, ни личных контактов с Мравинским, который, по словам Меты, отнесся к нему прямо-таки по-отечески.

Биография маэстро уникальна. Выходец из Индии (родился в Бомбее в 1936 году) сделал мировую карьеру, а судьбу свою связал с Израилем. Причем именно с Израильским филармоническим оркестром состоялся его первый настоящий дирижерский дебют. Вместе они уже 40 лет, а 20 лет назад музыканты избрали маэстро своим главным дирижером пожизненно. Символично, что Мета и оркестр родились в один год. Однако дирижер руководил и другими коллективами: Монреальским симфоническим, Нью-Йоркским и Лос-Анджелесским филармоническими. Три года назад Зубин Мета принял руководство Баварской государственной оперой, кроме того он в течение нескольких лет возглавляет фестиваль «Флорентийский музыкальный май».

Из личных качеств можно отметить: он равнодушен к дирижерским палочкам и машет той, которую дадут ассистенты перед выходом на сцену. Он космополит, помнящий, однако, родство (когда в правительстве Австрии обсуждался вопрос о депортации эмигрантов из страны, Мета сделал жесткое официальное заявление, сказав, что если такая программа коснется выходцев из Индии, он не будет выступать в Австрии никогда). Он бегло говорит на восьми языках и учит русский, чтобы общаться свободнее со своими израильскими музыкантами, среди которых много русскоязычных.

Программа московского выступления была составлена из серьезных «шлягеров» австро-немецкой музыки. Увертюра Шуберта «Розамунда», открывшая концерт, высветила все лучшие качества оркестра: безупречную сыгранность, отменный строй, красоту тембра. Но нельзя сказать, что выступление ИФО и Меты прошло безупречно. Первая симфония Малера -- одно из самых любимых и оркестром, и дирижером произведение -- что называется, не задалась. Чувствовалась усталость и энергетическая исчерпанность: эмоциональные подъемы и спады в звучании оркестра абсолютно четко соотносились с оплошностями оркестрантов. Обидно, что именно это сочинение, являющееся одним из топовых в репертуаре оркестра и самого Меты, Москва не услышала во всем блеске. Зато мы стали свидетелями более чем любопытного альянса израильских гостей и Михаила Плетнева. Пятый фортепианный концерт Бетховена, известный под названием «Император», они исполнили блестяще, технически безупречно. Взрывной маэстро и сдержанный в эмоциях пианист дополняли друг друга по принципу комплиментарности, так что Мета и оркестр являли собой дворцовую роскошь, а Плетнев -- королевскую точность. Одним словом -- открыли фестиваль с триумфом.

Анна ВЕТХОВА